Рабочая программа по технологии 9 класс." Технология. Обслуживающий труд."
Рабочая программа по технологии 9 класс." Технология. Обслуживающий труд."
Рабочая программа разработана на основе программы
Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.
Программа начального и основного общего образования.
Технология – М., «Вентана-Граф», 2007 г.
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Современное производство и профессиональное образование», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», « Проектирование и изготовление изделий»,
« Электротехнические работы»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В основной школе учебный предмет «Технология» изучается в 5-9 классах.
Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе. Программы обеспечивают преемственность содержания по основным линиям.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от изучаемых технологий содержание программ по всем направлениям общеобразовательной области «Технология» предусматривает включение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность;
- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Все разделы программ содержат основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Программой предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. Методически построение годового учебного плана занятий реализовано с введением в учебный процесс творческой проектной деятельности в середине учебного| года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся сделан акцент на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов.
Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
В результате изучения курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, машинами, электробытовыми приборами; получают специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства; знакомятся с основными профессиями лесной, деревообрабатывающей, металлургической, пищевой и легкой промышленности. В процессе реализации программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоениетехнологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведении домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитиепознавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитаниетрудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения людям различных профессий и результатам их труда;
получениеопыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология», в том числе: 5,6,7 классах – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, в 8, 9 классах по 1ч в неделю – 34 часа.
Программа предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
творческое решение учебных и практических задач;умение мотивированно отказываться от образца, искать оптимальные решения; самостоятельное выполнение различны творческих работ; участие в проектной деятельности;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форм результатов своей деятельности;
умение перефразировать мысль (объяснять иным словами), выбирать и использовать выразительные средств языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативно задачей, сферой и ситуацией общения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.;
овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общи задач коллектива;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
знать/пониматьосновные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначения и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлении, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества (наполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов
Учащиеся должнызнать:
сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии
- понятие о специальности и квалификации работника
- факторы влияющие на уровень оплаты труда
- пути получения профессионального образования
- правила подбора материалов и инструментов, техники вязания крючком
- назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок
- правила безопасной эксплуатации бытовой техники
Учащиеся должныуметь:
- находить информацию о учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства
- сопоставлять свои способности, возможности с требованиями профессии
соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям
выдвигать деловые идеи;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
- вязать основные элементы вязания крючком
- объяснять работу простых электрических устройств по схемам
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
учебно-познавательной;
профессионально-трудовым выбором;
личностным саморазвитием
Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Современное производство и профессиональное образование», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»,
« Проектирование и изготовление изделий», « Электротехнические работы»
Содержание программы учебного предмета ( разделы)
Разделы программы и темы
Базовое кол-во
часов
Изменения в программе
1.
2.
Вводный урок.
Современное производство и профессиональное
образование
Всего
1 ч
10 ч
11 ч
1ч
9ч
10 ч
2.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Декоративно-прикладное творчество
Проектирование и изготовление изделия.
Всего
8 ч
7 ч
15 ч
11 ч
8 ч
19 ч
5.
Электротехнические работы
9 ч
5 ч
Всего: 34 ч 34 ч
Раздел «Электротехнические работы» сокращен на 4 часа, в виду того, что часть учебного материала изучается на предмете «Физика», поэтому считаю нецелесообразным дублировать учебный материал, который преподает квалифицированный учитель.
Раздел « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» увеличен на 4 часа.
Проект выполняется в разделе « декоративно – прикладное творчество» по темам связанным с изготовлением изделия на выбор учащихся.
Приоценке выполнения практических заданий можно руководствоваться следующими критериями:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки), изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении отдельных операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Тематическое планирование курса
"Технология" в 9 классе (1 час)
№№
Наименование темы
Количество
часов
Дата
Содержание
Вид деятельности
учащихся
Домашнее
задание
Современное производство и профессиональное образование -10 час.
1
Вводное занятие. Основы профессионального самоопределения
1
Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
Знать:
- роль профессионального самоопределения в жизни человека;
- основные разделы программы курса;
- понятие личного профессионального плана;
- основные структуры личного профессионального плана;
Уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- составлять личный профессиональный план
§ 35
2
Отрасли экономики, классификация профессий
1
Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову
Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма, психограмма
Знать:
- определение понятия «профессиограмма», «психограмма»
Уметь:
- составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова;
- пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии
§37
4
Внутренний мир человека и система представлений человека о себе
1
Самосознание. Самооценка. Выявление уровня самооценки.
Знать:
- определения «самосознание», «самооценка»
- виды черт характера.
Уметь:
- соотносить поведение человека с его чертами характера
- выявлять уровень собственной самооценки
§38
5
Профессиональные интересы, склонности, способности
1
Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности
Знать:
- определение понятий «склонности», «интересы»
Уметь:
- выявлять собственные интересы и
склонности в профессиональной деятельности
§39
6
Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении.
Пр. р. – определить тип темперамента
1
Темперамент. Типы темперамента.
Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.
Знать:
- определения понятие «темперамент»;
- типы темперамента
- определение понятий «характер» «самооценка»
- виды черт характера
Уметь:
- характеризовать типы темперамента человека по его поведению;
- выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик
- соотносить поведение человека с его чертами характера
- выявлять уровень собственной самооценки
§ 40
7
Психические процессы, важные для профсамоопределения.
Пр. р. – определение отрезков, рисунков
1
Память. Виды памяти. Приемы запоминания.
Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности
Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение.
Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.
Знать:
- определение понятия «память»;
- виды памяти;
- особенности отдельных приемов запоминания.
- определение понятия «внимание»;
- качества внимания;
- виды внимания.
- определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»
- определение понятия «мышление»;
- типы мышления;
- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)
- основные операции мышления:
- основные качества мышления
Уметь:
- использовать приемы запоминания в конкретных случаях.
- использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям
- объяснить, как происходит познание окружающего мира;
- анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира
- определение понятия «мышление»;
- типы мышления;
- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)
- основные операции мышления:
- основные качества мышления.
- использовать основные операции мышления при решении логических задач
§ 41
8
Мотивы, ценности ориентации и их роль в профсамоопределении
1
Мотивы. Многообразие мотивов. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность.
Знать: определение мотив, виды мотивов, роль профессионального плана , определение профпригодность .
Уметь:
§42
9
Здоровье и выбор профессии.
Пр. р. – составление режима дня
1
Определение « здоровье». Влияние здоровья на выбор
профессии
Знать: требования предъявляемые к предполагаемой профессии Уметь составлять план физической нагрузки к предполагаемой профессии.
§43
10
Профессиональная проба, её роль в профсамоопределении.
Пр. р. – тестирование
1
Определение « профессиональная проба», роль профессиональной пробы в выборе профессии.
Знать: Определение « профессиональная
проба», проба сил, источники информации о профессии
§44
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Декоративно - прикладное творчество
Проектирование и изготовление изделий
Всего:
11час
8час
19 час
Проектная
деятельность
11
Основные элементы вязания крючком
1
История вязания. Основные элементы вязания крючком. Материалы и инструменты. Техники вязания крючком.
Знать: правила подбора материалов и инструментов, техники вязания крючком.
Уметь: основные элементы вязания крючком
Выбор творческой работы. Запуск проекта. Определение потребности и краткой формулировки задачи
§29
12
Вязание полотна
1
Выполнение полотна по кругу в одном направлении; вывязывание полотна по кругу в двух направлениях. Кромочные петли, прибавление и убавление столбиков.
Знать:
основные способы вязания полотна в форме круга , прямоугольника, квадрата
Уметь: вязать полотна в форме круга , прямоугольника, квадрата , прибавлять и убавлять петли.
Упражнения по написанию дизайн-спецификации
§30
13
Техника филейного вязания
1
Назначение, особенности и основные элементы филейного полотна
Знать: филейное полотно, плотность вязания, петля с ножкой
Уметь: вязать филейное полотно по схеме, увеличивать и уменьшать ячейки в ряду.
Выбор идей и проработка лучшей
§31
14
Составление схем для филейного вязания
1
Виды схем для филейного вязания, приемы изготовления трикотажной одежды из филейного полотна
Проведение и оформление исследовательской деятельности
§31
15
Декоративная отделка трикотажных изделий
1
Кружева и прошвы.
Знать: виды отделки трикотажных изделий, материалы и инструменты для их изготовления
Уметь: вязать декоративные украшения из трикотажа
Планирование технологии изготовления изделия
§ 32
16
Декоративная отделка трикотажных изделий
1
Бахрома, ее виды и способы выполнения
Экономические аспекты проекта.
Определение текущих и капитальных затрат
§32
17
Декоративная отделка трикотажных изделий
1
Кисти, вязаные пуговицы
Выполнение творческой работы по проекту
Оформление проекта
§33
18
Модные аксессуары
1
Ассортимент модных аксессуаров
19-26
Выполнение изделия
8
1
Вязание изделия
Уметь вязать изделие в технике филейного вязания с использованием модных аксессуаров
27
Окончательная отделка
1
Особенности влажно- тепловой обработки вязаных изделий
Знать : способы ВТО, режимы ВТО
Уметь: приемы ВТО
Оформление проекта
§34
28
29
Защита проекта
2
Презентация проектной папки и готового изделия.
Уметь оценить выполненную работу и защитить ее.
Защита проекта
Элементы автоматики и электротехники - 3 часа
30
Понятие радиоэлектроника. История развития радиоэлектроники.
1
Радиоэлектроника. Исторические сведения.
Знать: определение радиоэлектроники. Выдающихся ученых и инженеров в области электричества
§11
31
Электромагнитные волны и передача информации
1
Диапазоны э/магнитных волн, особенности распространения радиоволн, амплитудная модуляция, виды антенн.
Знать: источник э/магнитных волн, волновые диапозоны, виды модуляции, виды антенн.
§12
32
Бытовые радиоэлектронные приборы
1
Радиоприемник, магнитофон, телевизор
Знать: функции радиоприемника, устройство магнитной головки в магнитофоне, виды телевизоров.
§17
Цифровая электроника и ЭВМ - 2 часа
33
Цифровые приборы вашего окружения
1
Виды цифровых приборов.
Знать функции цифровых приборов
Уметь применение цифровых приборов
§20
34
"Анатомия персонального компьютера
1
Функциональные блоки в ЭВМ.
Знать функции блоков
§24
Итого
34 часа
Литература.
Авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д . Программа начального и основного общего образования. Технология. – М., Вентана-Граф, 2007
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М. Просвещение. 2010 – (Стандарты второго поколения).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы// Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. – М., 2004
М.Б. Павлова, Дж.Питт, М.И. Гуревич, И.А.Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников. /Пособие для учителя/ – М., Вентана-Граф, 2003
К.Н. Поливанова. Проектная деятельность школьников. / Пособие для учителя/М., Просвещение, 2011