Рабочая программа по технологии 5-8 неделимые классы.
Рабочая программа по технологии 5-8 неделимые классы.
Рабочие программы составлены на основе государственной программы «Технология. Трудовое обучение» 5-11 кл., 2006 г., Просвещение, под редакцией Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д. Так же использовалась экспериментальная комплексная программа по технологии для неделимых 5-7 кл. Крупской Ю.В., Симоненко В.Д., «Школа и производство» №3, 2005 г., для неделимого 8-го класса – в журнале «Школа и производство», № 7, 2007 г., Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентированы на работу по учебникам под редакцией В.Д. Симоненко (М: Вентана_Граф, 2010).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
от “____” _________ 201_ г. от “____” ________201_ г. от “____” ________201_г.
Рабочая программа учебного предмета
Технология
(неделимые классы)
5-8 КЛАСС
базовый уровень
Разработана:
учитель технологии
Кнехт М.Д.
2014-2015 уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочие программы составлены на основе государственной программы «Технология. Трудовое обучение» 5-11 кл., 2006 г., Просвещение, под редакцией Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д. Так же использовалась экспериментальная комплексная программа по технологии для неделимых 5-7 кл. Крупской Ю.В., Симоненко В.Д., «Школа и производство» №3 , 2005 г., для неделимого 8-го класса – в журнале «Школа и производство», № 7, 2007 г., Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентированы на работу по учебникам под редакцией В.Д. Симоненко (М: Вентана_Граф, 2010).
Программы реализуются в объеме 2 часа в неделю70 часов в год. Эта программа является актуальной и учитывает интересы, как девочек, так и мальчиков.
Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический и обслуживающий труд.
Базовыми для программы по направлению «Технология» для неделимых классов являются разделы: «Культура питания», «Бытовая техника», «Материаловедение», «Технология ведения дома», «Машиноведение», « Проектирование и изготовление швейного изделия», «Художественная обработка материалов», «Уход за одеждой, ее ремонт», «Дизайн пришкольного участка», «Творческие проектные работы», каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и актуальность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели, которую надо понять и осознать.
Особый акцент сделан на инновационный раздел «Дизайн пришкольного участка» его актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеют огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом учащиеся осваивают не только варианты озеленения школьного участка, но и знакомятся с различными видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых материалов». Инициатива, самостоятельность, творческих подход, совершенствование умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов – это лишь часть задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела. А положительные отзывы, полученные от жителей, прилегающих к школе домов, позволяют учащимся оценить социальную значимость выполненных проектов.
В разделе «Изготовление швейного изделия» основное внимание учащихся сконцентрировано на приобретение умений работать с готовыми выкройками и выполнять элементы моделирования. Процессы раскроя и изготовления швейного изделия оказались одинаково востребованы мальчиками и девочками. Объекты труда подбирались следующим образом: в 5 классе учащиеся вначале изготовляют для себя колпак. А в 6 классе рабочую одежду – фартуки, в которых затем выполняют различные виды работ, связанных с обработкой дерева и металла. В 7 классе в банке идей творческих проектов заложено изготовление швейных изделий для отдыха и занятий спортом (шорты, кепки, рюкзаки, ветровки).
В данной программе прослеживается модернизация раздела «Художественная обработка материалов». Предполагаемое содержание раздела позволяет познакомить обучающихся с конструкционными изделиями из бросового материала, свойства и технологиями его обработки с учетом экономического и экологических аспектов, направленных на освоение нового практического опыта. В связи с тем, что в классах занимаются одновременно и мальчики и девочки были введены два раздела: «Декоративная обработка древесины» и «Декоративная обработка металла». Чем привлекательна декоративная обработка материалов? А тем, что в процессе обучения школьников декоративной обработке материалов, трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения. Проектные задания для учащихся подобраны таким образом, чтобы получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций.
Раздел «Электротехнические работы» взят в полном объеме, т.к. данный материал очень тесно связан с физикой и является очень важным для безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; помогает понимать назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.
Апробация программы продемонстрировала ее жизнеспособность, она разработана с учетом психолого – педагогических основ технологического обучения, позволяет осуществить процесс адаптации учащихся к современным социально – экономическим условиям.
Рабочая программа имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.
Главная цель обучения – формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в условиях рыночной экономики
Цели и задачи курса
Воспитательные:
- формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
- формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
- формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
- формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
Образовательные:
- приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
- знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, сервиса и производства, а также освоение этих технологий;
- знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов;
- профессиональное самоопределение учащихся.
Охрана здоровья учащихся
На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья учащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.
Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе учащихся с тепловыми приборами и кухонными печами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены. Особенно это относится к выполнению ими технологических процессов по обработке пищевых продуктов и приготовлению блюд.
Учащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.
Важно обращать внимание учащихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.
С позиции формирования у учащихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у учащихся культуру труда и делового общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основногообщего образования являются:
- Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
- Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
- Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
- Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Организация образовательного процесса.
Формы : урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
урок – беседа
лабораторно-практическое занятие
урок – экскурсия
урок – игра
выполнение учебного проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
Дифференцированное обучение.
Операционно-предметная система обучения.
Моторно-тренировочная система.
Операционно-комплексная система.
Практические методы обучения.
Решение технических и технологических задач.
Учебно-практические или практические работы.
Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
Опытно-эксперементальная работа.
Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
Кооперативная деятельность учащихся.
Коллективное творчество.
Критерии оценивания учащихся 5-9 классов
№ п.п
Оцен-ки
Знание учебного материала
Точность обработки изделия
Норма времени выполнения
Правиль-ность выполнения трудовых приемов
Организация рабочего времени
Соблюдение правил дисциплины и т/б
1
2
3
4
5
6
7
8
1
«5»
Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельст-вуют о способности самостоятель-но находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой
Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска
Норма времени меньше или равна установлен-ной
Абсолютная правильность выполнения трудовых операций
Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места
Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было
2
«4»
В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой
Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска
Норма времени превышает установленного на 10-15 %
Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются
Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются
Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются
3
«3»
В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой
Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска
Норма времени превышает установленную на 20% и более
Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова
Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова
Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова
4
«2»
Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших
Точность изделия выходит за пределы поля допуска
Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока
Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания
Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места
Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины
5
«1»
Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа
Учащийся допустил неисправимый брак
Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить
Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами
Полное незнание правил организации рабочего места
Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм
5 класс
Вводное занятие. Правила ТБ. Санитария и гигиена ( 2 час).
Основные теоретические сведения
Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Экологические проблемы как результат деятельности человека.
Практические работы
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Варианты объектов труда.
Рабочее место бригады на кухне.
Кулинария (14 час).
Понятие о пище, о культуре питания. Оборудование, посуда, столовые приборы. (2 час).
Основные теоретические сведения
Понятия «кулинария», «питание», «культура питания». Рациональное питание. Витамины. Кухонная посуда и уход за ней. Требования к помещению кухни. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.
Практические работы
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств.
Варианты объектов труда.
Физиология питания (2 час).
Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
Варианты объектов труда.
Таблицы, справочные материалы.
Технология приготовления пищи (6 час).
Бутерброды, горячие напитки
Основные теоретические сведения
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Варианты объектов труда.
Бутерброды и горячие напитки к завтраку.
Блюда из яиц
Основные теоретические сведения
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.
Практические работы
Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.
Варианты объектов труда.
Омлет, яичница, вареные яйца.
Блюда из овощей
Основные теоретические сведения
Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.
Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.
Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.
Практические работы
Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.
Варианты объектов труда.
Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.
Сервировка стола (2 час).
Основные теоретические сведения
Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Варианты объектов труда.
Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.
Заготовка продуктов (2 час).
Основные теоретические сведения
Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.
Практические работы
Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.
Интерьер жилых помещений. Современные стили в интерьере. (2 ч)
Основные теоретические сведения
Интерьер жилых помещений и их комфортность. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребления семьи и санитарно-гигиенических требований. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшения кухни изделиями собственного изготовления.
Практические работы
Выполнение эскиза интерьера кухни.
Варианты объектов труда.
Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца.
Способы ухода за одеждойи обувью. Замена фурнитуры (2 ч)
Основные теоретические сведения
Уход за одеждой из хлопка и льна. Основные правила выполнения влажно-тепловой обработки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей. Способы ухода за обувью. Виды фурнитуры (пуговицы, крючки, петли, кнопки и др.). Правила ее подбора в зависимости от назначения одежды, фасона, покроя, вида и цвета ткани. Способы ремонта швейных изделий: замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов.
Практические работы
Влажно-тепловая обработка сорочки, блузки. Выполнение ремонта на лоскутах ткани (замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов).
Варианты объектов труда
Сорочка, блузка; пуговицы, крючки и петли, лоскуты тканей.
Электротехнические работы.(2ч)
Электрические приборы на кухне(2 ч)
Основные теоретические сведения
Устройство иправила эксплуатации электрического чайника,электромиксера, соковыжималки,микроволновой печи,холодильника. Основные причины неполадок в работеэлектроприборов и способы их устранения.
Практические работы
Ознакомление с устройством бытовых электроприборов, применяемых на кухне.
Породы древесины. Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна растительного происхождения, их получение, свойства. Свойства тканей из этих волокон.
Практические работы
Изучение свойств конструкционных материалов.
Варианты объектов труда
Образцы древесных пород, тканей из волокон растительного происхождения
Пиломатериалы. Древесные материалы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Виды древесных пород, строение древесины. Классификация пиломатериалов. Устройство верстака.
Практические работы
Определение породы древесины по образцам. Пробная обработка образцов различными инструментами (напильником, ножовкой и т.д.)
Варианты объектов труда
Образцы древесных пород
Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них (2 ч)
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Хлопок, лен. Получение ткани. Признаки определения нити основы, лицевой и изнаночной стороны ткани.
Практические работы
Распознавание волокон растительногопроисхождения. Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон».
Варианты объектов труда
Рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна».
Машиноведение (6 ч)
Понятие о механизме и машинах (2 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о машине. Роль машины в технологическом процессе. Примеры бытовых машин. Устройство машины. Понятие о кинематической схеме. Определение механизма. Понятие об изделии и детали.
Практические работы
Ознакомление с устройством различных механизмов. Выполнение графических изображений типовых деталей.
Варианты объектов труда
Винтовой механизм зажима столярного верстака.
История развития техники. Классификация швейных машин.
Составные части машин (4 ч)
Основные теоретические сведения
Промышленные и бытовые; универсальные и специальные швейные машины. Основные узлы и детали швейной машины. Правила техники безопасности. Подготовка швейной машины к работе. Машинные швы, их назначение и применение. Терминология. Графические изображения.
Практические работы
Знакомство с устройством швейной машины, определение месторасположения основных узлов и деталей. Тренировочные упражнения на швейной машине: без ниток, выполнение машинных строчек по намеченным линиям (прямой, волнистой, зигзагообразной). Выполнение машинных швов (стачного, в подгибку и накладного).
Варианты объектов труда
Бытовая швейная машина, лоскуты тканей.
Создание изделий и поделочных материалов(24).
Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 час).
Основные теоретические сведения
Понятие об одежде, ее назначение, классификация, требования, предъявляемыек одежде. Классификация по назначению представленных эскизов одежды. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.
Правила снятия мерок.
Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда.
Чертеж и выкройка колпака. Виды отделок.
Раскрой и изготовление швейного изделия (10 ч)
Основные теоретические сведения
Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.
Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.
Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.
Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.
Варианты экономной раскладки выкроек на ткани, последовательность раскроя. Наименование срезов деталей кроя. Подготовка деталей кроя к обработке. Технологическая последовательность изготовления швейного изделия.
Практические работы
Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.
Подготовка ткани к раскрою. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Раскладка выкройки головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Раскрой и изготовление швейного изделия.
Варианты объектов труда
Ткань, выкройки, детали кроя швейного изделия.
Рукоделие и художественные ремесла
Вышивка(8ч.)
Основные теоретические сведения: - Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России. Знакомство с основами вышивки. Оборудование, инструменты, приспособления. Материалы для работы. Основные швы ручной вышивки: «вперёд иголку», «назад иголку», «строчка», «стебельчатый», «тамбурный», «петля в прикреп».правила их выполнения. Увеличение и уменьшение рисунка.
Практические работы: Подбор ниток и подготовка их к работе, запяливание ткани в пяльцы. Правила переноса рисунка на ткань. Выполнение простых вышивальных стежков. Выпор простого рисунка. Перевод его на ткань и вышивка изученными швами.
Варианты объектов труда: Образцы вышивальных стежков. Рисунки для вышивки.
Творческий проект (2 ч)
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Выбор и обоснование проекта (проблема, потребность). Этапы выполнения проекта (подготовительный, технологический, заключительный).
Знать: этапы выполнения проекта.
Уметь: обосновать проект,планировать свою деятельность по выполнению проекта.
Дизайн пришкольного участка (8 ч)
Принципы планировки. Создание микроландшафта (2 ч)
Основные теоретические сведения
Террасы, дорожки, переносные цветники, миниатюрные сады. Понятие о «Саде камней».
Практические работы
Выполнение эскиза планировки пришкольного участка.
Варианты объектов труда
Эскиз пришкольного участка.
Способы обустройства пришкольного участка: забор и дорожки (2ч)
Основные теоретические сведения
Использование каменной кладки, красного кирпича, частокола из деревянных столбиков,
Элементов плетения для создания заборов.
Практические работы
Выполнение эскиза ограждения пришкольного участка.
Варианты объектов труда
Эскиз ограждения пришкольного участка.
Оформление пришкольного участка. Декоративные элементы из природного материала (2 ч)
Основные теоретические сведения
Технология изготовления декоративной плитки для обустройства дорожек.
Практические работы
Изготовление и декоративное оформление пришкольного участка декоративными элементами.
Варианты объектов труда
Цветники, вазы, бабочки, грибы.
Справочное бюро природы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Растения-барометры; способы определения характеристик почвы с помощью растений. Правила сбора и заготовки грибов, дикорастущих ягод, лекарственных растений.
Практические работы
Распознавание болезней культурных растений по внешним признакам. Создание гербария или коллекции изображений растений, являющихся индикаторами кислотности почв. Определение симптомов болезней растений.
Варианты объектов труда
комнатные растения, растения с дачного участка.
6 класс
Вводное занятие. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Экология воды.(2часа)
Основные теоретические сведения
Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов
Кулинария (12 час).
Физиология питания (2 час).
Основные теоретические сведения
Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.
Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях.
Семейный этикет. Особенности сервировки стола к ужину.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах. Зарисовка вариантов сервировки стола к ужину для всей семьи.
Варианты объектов труда.
Таблицы, справочные материалы.
Технология приготовления пищи (8 час).
Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Основные теоретические сведения
Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения.
Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.
Практические работы
Первичная обработка крупы. Определение качества молока. Приготовление молочного супа или молочной каши. Приготовление простокваши, кефира, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов.
Варианты объектов труда
Молочный суп, молочная каша, кефир, сырники, запеканка из творога.
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы.
Практические работы
Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы.
Варианты объектов труда.
Блюда из вареной и жареной рыбы.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Основные теоретические сведения
Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке.
Практические работы
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий.
Варианты объектов труда.
Каша гречневая, гарниры из риса и макаронных изделий.
Приготовление обеда в походных условиях
Основные теоретические сведения
Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.
Практическая работа:
Расчет количества, состава и стоимости продуктов для похода.
Заготовка продуктов (2 час).
Основные теоретические сведения
Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах.
Время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности. Условия и сроки хранения.
Практические работы
Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Засолка огурцов или томатов. Квашение капусты.
Варианты объектов труда.
Соленый огурец, квашеная капуста.
Технологии ведения дома (6час).
Уход за одеждой и обувью (2 час).
Основные теоретические сведения
Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.
Практические работы:
Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Закладка на летнее хранение зимней обуви. Влажная уборка дома.
Варианты объектов труда.
Изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия.
Понятие о композиции в интерьере.(2ч)
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Понятие о композиции в интерьере. Использование современных материалов в отделке квартиры. Санитарно-гигиенические требовании, предъявляемые к уборке жилых помещений. Организация зон в жилых помещениях. Подготовка жилья к зиме.
Практические работы: Эскиз интерьера. Выбор моющих средств для влажной уборки жилых помещений. Утепление окон.
Варианты объектов труда.
Утеплитель окон, клей.
Электроосветительные приборы и электромонтаж осветительной арматуры (2 ч)
Основные теоретические сведения. Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников. Электроосветительные приборы в доме. Классификация проводов в зависимости от назначения. Приемы соединения проводов. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Практические работы. Подключение проводов к вилке.
Варианты объектов труда.Электропровода.
Материаловедение (4 ч)
Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них (2 ч)
Основные теоретические сведения
Получение и свойства волокон животного происхождения. Свойства тканей из этих волокон.
Практические работы
Распознавание волокон животного происхождения Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон». Определениесвойств тканей (сминаемость, драпируемость, скольжение, осыпаемость)
Варианты объектов труда
Рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна». Образцы шерстяных тканей и тканей из натурального шелка.
Пиломатериалы. Древесные материалы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Пороки древесины. Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов. Свойства древесины.
Практические работы
Изучение пороков древесины.
Варианты объектов труда
Образцы пород древесины с различными пороками.
Машиноведение ( 6ч)
История развития техники. Классификация машин. Составные части машин (2 ч)
Основные теоретические сведения
Основные вехи технического прогресса. Классификация и составные части машин (двигатель, передаточные механизмы и рабочие механизмы).
Практические работы
Ознакомление с устройством бытовой швейной машины. Определение общих составляющих для всех машин на примере бытовой швейной машины.
Варианты объектов труда
Бытовая швейная машина, структурная и кинематическая схемы машин.
Бытовая швейная машина с электрическим приводом.Устройство машинной иглы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Виды приводов швейной машины, их отличительные признаки. Устройство машинной иглы. Правила установки иглы в швейную машину. Подбор номера иглы в зависимости от вида ткани.
Практические работы
Установка иглы в швейную машину. Выполнение пробных машинных строчек.
Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде (2 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие об одежде, ее назначение, классификация, требования, предъявляемые к одежде. Рабочая одежда и её характеристики. Правила снятия мерок. Для построения основы чертежа фартука.
Практические работы
Классификация по назначению представленных эскизов одежды. Выполнение расчетов по формулам на основе снятых мерок. Построение чертежа фартука в М1:4 и М1:1.
Правила копирования выкроек из журналов мод. Способы увеличения и уменьшения выкройки. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия. Наименование деталей кроя. Варианты отделки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.
Практические работы
Выполнение эскиза рабочего фартука. Копирование и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.
Варианты объектов труда
Выкройка фартука
Раскрой и изготовление швейного изделия (рабочего фартука) (8 ч)
Основные теоретические сведения
Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани. Правила подготовки ткани к раскрою. Варианты экономной раскладки выкроек на ткани, последовательность раскроя. Наименование срезов деталей кроя. Подготовка деталей кроя к обработке. Технологическая последовательность изготовления рабочего фартука.
Практические работы
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Раскрой и изготовление рабочего фартука.
Варианты объектов труда
Ткань, выкройки, детали кроя рабочего фартука
Художественная обработка материалов (10ч)
Изготовление простейших изделий из пиломатериалов(6 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о технологическом процессе. Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие.
Практические работы
Распознавание материалов по внешнему виду. Выпиливание деталей лобзиком. Выбор формы и размера коробки для рукоделия. Сборка простейших конструкций изделий из фанеры.
Варианты объектов труда
Коробка для рукоделия, шкатулка.
Декоративная обработка металла(4 ч)
Изготовление изделий из проволоки (4ч)
Основные теоретические сведения
Классификация проволоки, технология изготовления. Приемы обработки проволоки.
Практические работы
Изготовление изделий из проволоки по выбору учащихся.
Варианты объектов труда
Детская вешалка, крючок, подставка для кисточек.
Дизайн пришкольного участка (10ч)
Принципы планировки. Создание микроландшафта(2 ч)
Основные теоретические сведения
Учет особенностей микрорельефа, «включение» в композицию окружающего ландшафта, элементы озеленения.
Практические работы
Создание плана пришкольного участка с учетом особенностей микрорельефа.
Варианты объектов труда
План пришкольного участка.
Способ обустройства пришкольного участка - альпийские горки (2 ч)
Основные теоретические сведения
Принципы создания и правила обустройства альпийских горок. Принципы подбора растений и цветов для оформления альпийских горок.
Практические работы
Выполнение элементов альпийской горки.
Варианты объектов труда
Элементы альпийской горки.
Оформление пришкольного участка. Декоративные элементы из природного материала(6 ч)
Основные теоретические сведения
Технология изготовления декоративных изделий с использованием стекла, камня и дерева для оформления пришкольного участка (деревянная скульптура, переносные кашпо).
Оформление проекта. Требования к оформлению проекта. Содержание пояснительной записки к проекту (титульный лист, обоснование выбора изделия, его эскиз, экономическое обоснование, технологическая карта изготовления изделия, экологическая оценка).
Правила оформления титульного листа. «Звездочка» обдумывания.
Этапы выполнения творческого проекта. Поиск недостающей информации.
Выбор и обоснование темы проекта, составление плана выполнения проекта, подготовка необходимых материалов и оборудования, разработка технологической карты изделий. Техники выполнения изделий. Последовательность изготовление изделий, их испытание. Расчет себестоимости изделия. Экологическое обоснование, защита проекта.
проектов.
Практические работы.
«Разработка банка идей», анализ выбор лучшего варианта.
Разработка рекламного проспекта изделия. Публичное выступление обучающихся с обоснованием представленных
Варианты объектов труда.
Материалы для изделия.
7 класс
Кулинария (12 час).
Физиология питания (2 час).
Основные теоретические сведения
Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы
Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке.
Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста
Основные теоретические сведения
Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).
Варианты объектов труда.
Праздничный пирог, торт, пряник, пирожные.
Пельмени и вареники
Основные теоретические сведения
Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Правила варки
Практическая работа:
Первичная обработка муки. Приготовление теста и начинки. Изготовление вареников или пельменей. Варка пельменей или вареников. Определение времени варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Варианты объектов труда.
Пельмени, вареники.
Сладкие блюда и десерт
Основные теоретические сведения
Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.
Практические работы
Приготовление желе и муссов. Приготовление пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Приготовление компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.
Варианты объектов труда.
Фруктовое желе, мороженое, компот, суфле.
Заготовка продуктов (2 час).
Основные теоретические сведения
Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения.
Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).
Практические работы
Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Определение количества сахара. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации.
Варианты объектов труда.
Варенье из яблок, смородины, крыжовника и др.
Сервировка стола (2 час).
Основные теоретические сведения
Приготовление закусок, десерта и пр. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приема гостей. Как дарить и принимать цветы и подарки. Время и продолжительность визита.
Практические работы
Составление меню, расчет количества и стоимости продуктов. Сервировка стола к обеду. Аранжировка стола цветами. Складывание салфеток различными способами. Изготовление приглашения.
Варианты объектов труда.
Приглашения к празднику. Меню. Расчет стоимости продуктов. Эскиз и сервировка стола.
Технология ведения дома (6 часа)
Интерьер детской комнаты (2 ч)
Основные теоретические сведения
Организация зон отдыха, приготовления пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в отделке квартиры.
Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых и производственных помещений. Повседневная и генеральная уборка помещений. Влажная и сухая уборка. Применение бытовой техники (пылесос, полотер и др.) в уборке помещений. Мойка окон, раковин, умывальников и т.п. моющие и чистящие препараты, инструменты и приспособления.
Практическая работа: выполнение эскиза планировки детской комнаты.
Варианты объектов труда.
Комнатные растения в интерьере (2 ч)
Основные теоретические сведения
Роль комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Размещение комнатных растений на подоконниках, на полках, на полу, в подвесных кашпо, на переносных подставках, на декоративных решетках и т.п.
Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Комнатные плодовые вечнозеленые растения (лимон, апельсин, мандарин, гранат). Огород на подоконнике (помидоры, огурцы, лук, салат, травы для приправ).
Влияние комнатных растений на микроклимат помещения. Проблема чистого воздуха.
Практическая работа:
Варианты объектов труда.
Электротехнические работы (2 час).
Электроосветительные и электронагревательные приборы.
Электроприводы (2 час).
Основные теоретические сведения
Электроосветительные приборы. Пути экономии электрической энергии. Лампы накаливания и люминисцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения.
Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
Практические работы.
Подбор бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Замена гальванических элементов питания. Изучение зависимости направления и скорости вращения коллекторного электродвигателя от полярности и величины приложенного напряжения.
Варианты объектов труда.
Осветительные приборы, пульт управления, коллекторный электродвигатель, электроконструктор.
Элементы материаловедения(2ч).
Элементы материаловедения (2 час).
Основные теоретические сведения
Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.
Практические работы:
Изучение свойств тканей из искусственных волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.
Варианты объектов труда.
Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов.
Элементы машиноведения(4ч).
Элементы машиноведения (4 час).
Основные теоретические сведения
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Наладка швейной машины. Машинные швы.
Практические работы
Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Устранение неполадок в работе швейной машины.
Варианты объектов труда.
Челнок швейной машины. Образцы обработки срезов зигзагооборазной строчкой различной ширины.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладных ремесел. Понятие о видах мозаики по дереву. Материалы и инструменты, применяемые для выполнения мозаики. Техника выполнения мозаичных наборов.
Практические работы
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России и нашего региона.
Варианты объектов труда
Предметы хозяйственно-бытового назначения, предметы интерьера и детали мебели. Упражнения в техники маркетри.
Резьба по дереву (2 ч)
Основные теоретические сведения
Технология обработки природных материалов.Применение изделий, выполненных в техникекорнепластики, в дизайне жилых помещений.Классификация резьбы (профильная, геометрическая, скульптурная). Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Подготовка материала. Профессия резчика по дереву.
Практические работы
Выполнение элементов контурной, геометрической и скульптурной резьбы.
Варианты объектов труда
Пиломатериалы.
Общие основы художественного конструирования. Орнамент и узор. (10ч)
Основные теоретические сведения
Понятия технической эстетике и художественном конструировании, дизайне. Требования технической эстетики к промышленным изделиям. Исходные принципы художественного конструирования. ( Единство формы и содержания. Соответствие формы декора свойства древесины. Учет технологии изготовления изделия). Профессия дизайнера.
Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный и др. Виды узоров. Основы построения узоров. Художественная роспись по дереву. Подготовительные работы. Технология росписи.
Практические работы
Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки. Подготовка поверхности изделия под художественную обработку. Подготовка красок. Роспись по дереву. Отделка поверхности лаком.
Варианты объектов труда
Игрушки, разделочные доски, рамки, подставки под горячую посуду.
Творческий проект (16 ч)
Правила оформления пояснительной записки (2 ч)
Структура творческого проекта (пояснительная записка, творческая работа – изделие, защита проекта). Правила оформления титульного листа пояснительной записки. Основные разделы пояснительной записки: обоснование возникшей проблемы и потребности, схема обдумывания, банк идей, эскизная проработка базового варианта, технология изготовления изделия, экономическое обоснование, самооценка). Правила составления списка использованной литературы.
Практическая работа по проекту (12 ч)
Технологический этап проекта. Обоснование выбора материалов и инструментов для работы. Правила безопасной работы с инструментами. Экологичность проекта. Технологическая карта изготовления изделия. Расчет себестоимости изделия. Изготовление изделия. Контроль качества.
Конструкторский этап проекта. Разработка чертежей и эскизов для изготовления изделия. Материалы, инструменты и приспособления для работы. Правила техники безопасности. Санитарно-гигиенические требования.
Технология изготовления изделия. Контроль качества. Экологическое обоснование. Экономическое обоснование. Реклама. Самооценка.
Защита проекта (2 ч)
Содержание сообщения по защите проекта: цели проекта, обоснование возникшей проблемы и потребности, формулировка конкретной задачи, самооценка проделанной работы и качества изделия.
Предложение вниманию жюри технологической карты изготовления изделия, экономического расчета.
Дизайн пришкольного участка (14 ч)
Способ обустройства пришкольного участка – водоемы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Принципы устройства водоемов на приусадебных участках.
Практические работы
Составление в рабочей тетради технологической последовательности обустройства водоема.
Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.
Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия, «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.
Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.
Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.
Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.
Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.
Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.
Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.
Практические работы.
Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников.
Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей.
Анализ сертификата соответствия на купленный товар.
Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным признакам.
Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.
Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.
Составление бухгалтерской книги расходов школьника.
Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.
Варианты объектов труда.
Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.
Строительные ремонтно-отделочные работы - (14 ч).
Виды технологий строительных отделочных работ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Знакомство учащихся со строительством как с отраслью производства.
Элементы зданий и сооружений и их назначение.
Виды технологий строительных работ (земляные работы, подготовительные, монтажные, столярно-плотничные, отделочные). Их назначение на каждой стадии строительства.
Ознакомление учащихся с малярными работами в доме, с оклейкой стен обоями, со штукатурными работами. Дефекты стен, потолков в нежилом и жилом помещениях и способы их устранения.
Введение в специальность строителя - отделочника. Ознакомление учащихся с организацией работы строителя-отделочника.
Экскурсия. На объект гражданского или промышленного строительства. Наблюдение за состоянием отделки стен в школе, в квартире.
Виды вяжущих материалов, используемых в строительстве (известь, глина, гипс, цемент). Понятие о строительном растворе. Марки цементов. Приготовление растворов на производстве и в домашних условиях.
Подготовка поверхностей под оштукатуривание. Особенность подготовки под оштукатуривание деревянных стен.
Понятие о слоях штукатурного раствора (обрызг, грунт, накрывка).
Инструмент и приспособления для штукатурных работ.
Технология штукатурных и ремонтных работ. Знакомство с различными приемами нанесения раствора на стену, его разравнивания и заглаживания.
Практические работы
Упражнения по выполнению работ, изложенных в теоретических сведениях.
Знакомство с материалами для плиточных работ. Плитки для полов. Керамические плитки для внутренней облицовки стен и перегородок. Фигурные плитки для «бесшовной» облицовки и майоликовые плитки. Фасадные плитки.
Приготовление растворов и мастик для плиточных работ.
Инструмент и приспособления для плиточных работ. Расчет количества материалов в зависимости от размеров помещения. Технология плиточных работ. Изготовление маяков. Приемы укладки плиток на полу и стенах. Затирка швов.
Практические работы
Упражнения по. выполнению работ, изложенных в теоретических сведениях.
Определение малярной краски. Типы красок (известковые, клеевые, масляные, эмали). Применение олифы в малярных работах. Проверка качества олифы.
Инструменты и приспособления для малярных работ. Типы кистей: маховые, кисти-ручники, флейцы. Их назначение и приемы работы. Уход за кистями. Подготовка поверхностей к окраске. Грунтовка и шпаклевка. Типы грунтовочных составов под различные типы окрасочных составов. Приемы работы шпателем.
Технология окраски. Выбор цвета окраски помещения в зависимости от назначения, размера, формы и освещенности комнаты. Подготовка краски. Нанесение краски на обрабатываемую поверхность. Приемы нанесения краски на горизонтальную, вертикальную поверхности. Особенности нанесения краски на узкие поверхности (переплеты, обвязки дверей, плинтусы).
Использование растворителей для эмалевых красок.
Малая механизация для малярных работ. Конструкция и работа пистолетов-распылителей и краскопультов.
Покрытие окрашенной поверхности масляным лаком.
Практические работы
Упражнения по выполнению работ, изложенных в теоретических сведениях.
Понятие о санитарно-водопро- водной сети. Водопроводные краны. Краны, применяемые на внутренних водопроводах. Конструкции вентильных кранов и принцип их работы. Причины подтекания крана. Ремонт крана. Трубы. Виды труб, применяемые для газо- и водопроводных внутри- комнатных устройств и канализации. Сгибание труб. Устранение подтекания в резьбовых соединениях труб и в раструбных соединениях. Общее понятие о канализационной системе в квартире. Конструкции сифонов и их прочистка. Общее устройство смывного бачка и принцип его работы. Неисправности в работе сифона и их устранение.
Практические работы
1. Ремонт водопроводного крана. Перекрытие подачи воды перед ремонтируемым участком. Разборка крана, замена прокладки золотника, изготовление новой набивки сальника; 2. Заделка трещин в трубах замазкой. Сгибание труб холодным способом. Заделка резьбовых соединений труб уплотнительным материалом (льняным или конопляным волокном с густой суриковой или цинково-белой краской); 3. Разборка и сборка сифона и смывного бачка. Прочистка (при необходимости) сифона. Ремонт деталей смывного бачка.
Принципы работы и использование типовых средств защиты. Схема квартирной электропроводки. Способы определения места расположения скрытой электропроводки. Подключение бытовых приемников и счетчиков электроэнергии. Пути экономии электрической энергии.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Бытовые электрические приборы. Правила эксплуатации. Правила безопасности при пользовании ими.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы
Определение расхода и стоимости электрической энергии. Изучение схемы квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной электропроводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Подбор бытовых приборов по их мощности. Разработка плаката по элекробезопасности.
Варианты объектов труда
Счетчик электроэнергии, типовые аппараты коммутации и защиты, электроустановочные изделия.
Рукоделие. Художественные ремесла (14 час).
Вязание крючком
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Способы вязания изделий по кругу. Чтение схем вязания. Приемы вязания крючком изделий по кругу. Вязание ажурного полотна.
Практические работы
Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком. Изготовление образцов вязания крючком.
Структура творческого проекта (пояснительная записка, творческая работа – изделие, защита проекта). Правила оформления титульного листа пояснительной записки. Основные разделы пояснительной записки: обоснование возникшей проблемы и потребности, схема обдумывания, банк идей, эскизная проработка базового варианта, технология изготовления изделия, экономическое обоснование, самооценка). Правила составления списка использованной литературы.
Практическая работа по проекту (10 ч)
Технологический этап проекта. Обоснование выбора материалов и инструментов для работы. Правила безопасной работы с инструментами. Экологичность проекта. Технологическая карта изготовления изделия. Расчет себестоимости изделия. Изготовление изделия. Контроль качества.
Конструкторский этап проекта. Разработка чертежей и эскизов для изготовления изделия. Материалы, инструменты и приспособления для работы. Правила техники безопасности. Санитарно-гигиенические требования.
Технология изготовления изделия. Контроль качества. Экологическое обоснование. Экономическое обоснование. Реклама. Самооценка.
Защита проекта (2 ч)
Содержание сообщения по защите проекта: цели проекта, обоснование возникшей проблемы и потребности, формулировка конкретной задачи, самооценка проделанной работы и качества изделия.
Предложение вниманию жюри технологической карты изготовления изделия, экономического расчета.
Дизайн пришкольного участка (8 ч)
Принципы планировки. Создание микроландшафта (2 ч)
Основные теоретические сведения
Особенности микрорельефа
Практические работы
Выполнение эскиза планировки пришкольного участка.
Варианты объектов труда
Эскиз пришкольного участка.
Проектирование зеленных насаждений (2 ч)
Основные теоретические сведения
История развития зеленого строительства. Проектирование зеленных насаждений. Элементов плетения для создания заборов. Растения и кустарники, применяемые для создания живых изгородей и бордюров; уход за ними и обрезка.
Практические работы
Выполнение эскиза ограждения пришкольного участка.
Варианты объектов труда
Эскиз ограждения пришкольного участка.
Оформление пришкольного участка. Декоративные элементы из природного материала (2ч)
Основные теоретические сведения
Этапы проектирования цветников. Технология изготовления ваз, цветников, кашпо.
Практические работы
Изготовление форм из жести для декоративной плитки, изготовление и декоративное оформление переносных цветников, ваз.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
36
32
20
14
Рукоделие. Художественные ремёсла.
8
10
14
14
Элементы материаловедения.
6
4
2
Элементы машиноведения.
6
6
4
Конструирование и моделирование швейных изделий. Введение в проектную деятельность
6
Технология изготовления швейных изделий.
10
12
Технологии ведения дома.
4
4
4
24
Эстетика и экология жилища
2
2
4
Уход за одеждой и обувью.
2
2
Санитарно-технические работы.
Ремонт помещений.
14
Семейная экономика
10
Введение в предпринимательскую деятельность.
Электротехнические работы.
2
2
2
8
Электрические приборы на кухне.
2
2
2
Электроосветительные приборы. Электроприводы.
2
2
Электротехнические устройства.
4
Современное производство и профессиональное образование.
Сферы производства и разделение труда.
Пути получения профессионального образования.
Творческие, проектные работы.
2
6
16
14
Дизайн пришкольного участка.
8
10
14
8
Резерв рабочего времени
2
2
2
2
Итого:
70
70
70
70
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/понимать
основные технологические понятия;
назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
РАЗДЕЛ «Культура питания»
Знать/понимать
санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой; к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; процесс пищеварения; роль и значение витаминов, минеральных солей, белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма; виды и технологию приготовления бутербродов и горячих напитков; пищевую ценность овощей. историю возникновения консервов; ассортимент блюд с использованием консервов; классификацию супов в зависимости от состава и способа приготовления, причины порчи продуктов, способы их сохранения; понятие «десерт»; необходимые продукты для приготовления сладких блюд; классификацию сладких блюд; посуду и приборы для подачи холодных и горячих блюд.
Уметь
работать с кухонным оборудованием, инструментами; определять доброкачественность продуктов по внешним признакам; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; готовить бутерброды и горячие напитки, блюда из овощей, яиц и не печеные кондитерские изделия; определять срок хранения консервов по шифру на крышках банок, готовить супы и блюда с использованием консервов; готовить сладкие блюда, сервировать стол при подаче десерта.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного приготовления блюд и их оформления; сервировки стола, соблюдения правил этикета за столом; для самостоятельного приготовления блюд с использованием консервов, супов, сладких блюд и их оформления.
РАЗДЕЛ «Электротехника»
Учащийся должен
Знать/понимать: виды соединения элементов в электрических цепях, их условные обозначения; понятия: постоянного и переменного электрического тока, напряжения и силы тока; классификацию электропроводов по назначению; виды электронагревательных приборов; устройство, принципиальную электрическую схему, правила эксплуатации, приемы безопасной работы утюга; устройство и принцип действия электроизмерительных приборов, правила пользования ими; разбираться в устройстве лампы накаливания, утюга, амперметра.
Уметь: читать и составлять принципиальные электрические схемы; собирать простейшие электрические цепи с последовательным и параллельным включением нагрузки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного использования бытовой техники.
.
РАЗДЕЛ «Бытовая техника»
Знать/понимать
правила техники безопасности; принцип работы и устройство бытовых приборов, применяемых на кухне для приготовления пищи и для уборки квартиры (пылесоса, стиральной машины); название основных частей велосипеда, основные неисправности велосипеда и способы их устранения.
правила работы с электроприборами; историю возникновения и устройство холодильников; технические характеристики холодильника; принципиальную электрическую схему холодильника; характеристику работы терморегулятора бытового холодильника; виды его ремонта; домашнюю технологию консервирования холодом; правила полноценного хранения продуктов питания при низких температурах; назначение и типы стиральных машин; устройство стиральной машины; принципиальную электрическую схему стиральной машины.
Уметь
правильно эксплуатировать электроприборы в быту, определять причины и устранять простейшие неисправности; настроить велосипед, выполнить смазку, заклеить камеру, накачать колеса.
разбираться в руководстве по эксплуатации бытового холодильника; определять его технические характеристики, определять опытным путем температуру воздуха в холодильнике и морозильной камере в зависимости от положения ручки термостата; разбираться в инструкции по безопасной эксплуатации стиральных машин; выбирать и устанавливать необходимую программу для стирки различных видов швейных и трикотажных изделий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора, правильной эксплуатации и ухода за бытовой техникой.
РАЗДЕЛ «Ремонтные работы в быту»
Знать/понимать
что такое мебельная фурнитура, разницу между накладной и врезной фурнитурой, причины неисправности мебели, способы установки и замены фурнитуры; материалы и инструменты для обойных работ, классификацию обоев, технологию обработки стен обоями, дефекты обойных работ.
Уметь
устанавливать и заменять фурнитуру; обрабатывать стены обоями, устранять дефекты обойных работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания уютных и комфортных условий проживания.
РАЗДЕЛ «Материаловедение»
Знать/понимать
Процесс заготовки и обработки древесины; физические и химические свойства древесины; пороки древесины;процесс производства черных и цветных металлов, их свойства и область применения; способы получения искусственных и синтетических волокон, свойства тканей из химических волокон. способы получения натуральных и химических волокон; свойства этих тканей и их применение; виды ткацких переплетений. способы получения искусственных и синтетических волокон, свойства тканей из химических волокон.
Уметь
распознавать: металлы и сплавы; породы древесины; ткани из натуральных и химических волокон.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
подбора материалов согласно их свойствам для изготовления деталей и изделий.
РАЗДЕЛ «Машиноведение»
Знать/понимать
значение техники в истории человечества; назначение детали в машине; общее устройство машин; общее устройство станков для обработки дерева и металла; общее устройство швейной машины, виды приводов швейной машины, их отличительные признаки, устройство машинной иглы.
Уметь
готовить швейную машину к работе, устанавливать иглу, регулировать качество строчки, длину стежка; производить простейшие расчеты режимов работы сырья и готовой продукции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения технологических процессов по изготовлению изделий с применением машин и механизмов
РАЗДЕЛ «Декоративная обработка древесины»
Знать/понимать
виды пиломатериалов; основные инструменты для резьбы по дереву.
Уметь
выполнять простейшие детали из древесины по чертежам и технологическим картам; соединить детали из фанеры (склеиванием, на гвоздях); выполнять простейшие операции резьбы, шлифовать и полировать поверхности; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.
РАЗДЕЛ «Декоративная обработка металла»
Знать/понимать
приемы обработки металлов согласно их свойств.
Уметь
выполнять простейшие детали из проволоки и тонколистового металла по чертежам и технологическим картам; выбирать необходимые инструменты и приспособления для работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
декоративного оформления интерьера помещений и приусадебных участков.
РАЗДЕЛ «Изготовление швейного изделия»
Знать/понимать
классификацию одежды; способы экономной раскладки выкроек на ткани; признаки определения лицевой стороны ткани; способы изготовления простых швейных изделий.
Уметь
переводить готовые выкройки из журналов мод; определять расход ткани для изготовления швейного изделия; кроить и изготавливать простые швейные изделия.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изготовления простых швейных изделий из текстильных материалов.
РАЗДЕЛ «Уход за одеждой, ее ремонт»
Знать/понимать
правила ухода за одеждой из хлопка и льна; способы ухода за обувью; виды фурнитуры; символы ухода за одеждой
Уметь
чистить и удалять пятна с одежды; выполнять влажно-тепловую обработку рубашки (блузки) ибрюк; осуществлять простейший ремонт одежды: ремонт распоровшихся швов; выбирать и менять фурнитуру, застежку-молнию, подшивать низ брюк.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора рациональных способов ремонта одежды и средств ухода за ней.
РАЗДЕЛ «Основы домашней экономики»
Учащийся должен
Знать/понимать: экономические функции семьи; понятие «домашняя экономика»; источники доходов семьи; особенности семейной предпринимательской деятельности; бюджет семьи; правила расшифровки штрихового кода; основные способы определения качества продуктов; основные требования к уходу за квартирой; средства для уборки; правила ухода за мебелью; обустройство современного интерьера квартиры своими руками; способы обновления старой мебели и варианты ее отделки; основные стили мебели.
Уметь: описывать источники, из которых складываются доходы семьи; составлять перечень товаров и услуг, которые могла бы производить семья; составлять бюджет семьи на 1 месяц; рассчитывать затраты на приобретение необходимых вещей к началу учебного года; расшифровывать штриховые коды, определять качество основных продуктов питания; составлять последовательность генеральной уборки квартиры; выполнять простые работы по замене обивки мягкой мебели.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноправного участия в рациональном ведении домашнего хозяйства.
РАЗДЕЛ « Рукоделие»
Учащийся должен
Знать/понимать: наиболее распространенные виды рукоделия (аппликация, ручная вышивка, вязание крючком, лоскутное шитье, макраме), технологию изготовления изделий с использованием определенных видов рукоделия.
Уметь: изготавливать декоративные изделия с использованием любого вида рукоделия (по выбору).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для украшения жилого интерьера оригинальными изделиями, выполненными своими руками.
РАЗДЕЛ «Художественная обработка
древесины. Новые идеи старого ремесла»
Учащийся должен
Знать/понимать: историю развития мебели; основные стили мебели и их отличительные особенности; варианты обустройства современного интерьера квартиры своими руками; функциональные декоративные элементы.
Уметь: определять стиль мебели по изображениям; разрабатывать творческий проект оформления квартиры; выполнять элементы рельефных накладок, резные элементы для декорирования мебели.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания своими руками оригинальных предметов домашнего обихода.
РАЗДЕЛ «Художественная обработка металла и пластмасс»
Учащийся должен
Знать/понимать: традиции художественной обработки металла на Руси; свойства металлов и сплавов, их применение в изделиях; характеристику мягких металлов, используемых для металлопластики; технологию выполнения элементов металлопластики; применение пластмасс в быту и на производстве; технологические свойства пластмасс, их отличие от металлов и древесины; назначение в изделиях; виды и способы обработки пластмасс; особенности применения изделий из пластмасс в быту.
Уметь: выполнять тиснение по фольге, рельефные накладки, композиции из отдельных элементов; выполнять резьбу по пенопласту.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания своими руками оригинальных предметов быта.
РАЗДЕЛ «Дизайн пришкольного участка»
Учащийся должен
Знать/понимать: основные методы и приемы проектирования зеленых насаждений; историю развития «зеленого строительства»; этапы проектирования озеленения пришкольной территории; стили садово-паркового искусства; основные особенности ландшафтного и регулярного стилей; растения-барометры; способы определения характеристик почвы с помощью растений; правила сбора и заготовки грибов, дикорастущих ягод, лекарственных растений.
Уметь: разрабатывать проект по созданию клумбы, миксбордера на пришкольном участке; определять болезни культурных растений по внешним признакам; составлять гербарии или коллекции изображений растений, являющихся индикаторами кислотных почв.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для бережного отношения к природе, проектирования зеленых насаждений и определения вида почвы с помощью растений.
РАЗДЕЛ «Прикладное искусство Тульской области»
Учащийся должен
Знать:
виды народных промыслов тульской области;
народные традиции коренных жителей Тульской области;
технологию изготовления и последовательность операций по изготовлению изделий Тульского края.
уметь:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляизготовления художественно-прикладных изделий в традициях своего края.
Список литературы:
Основная литература для учащихся:
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 5 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г. Обслуживающий труд.
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 6 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г. Обслуживающий труд.
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 7 класса, Москва «Вентина-Граф» 2008г. Обслуживающий труд.
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 5 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г. Технический труд.
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 6 класса, Москва «Вентина-Граф» 2011г. Технический труд.
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 7 класса, Москва «Вентина-Граф» 2012г. Технический труд.
Под редакцией Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 8 класса, Москва «Вентина-Граф» 2012г.
Дополнительная литература для учащихся:
Шитьё и рукоделие. Энциклопедия, Москва, научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1994г.
Энциклопедия этикета. Правила поведения в обществе и дома, Москва «Россия молодая» 1996г.