Настоящая программа для начальной школы, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при сохранении традиций российской школы, в области трудового обучения. Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Программа является целостным интегрированным курсом, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования »
Рабочая программа
дополнительного образования
Кружок декоративно-прикладного искусства
«Модна-Я»
Составитель учитель начальных классов и
технологии - Боровикова Н.В.
Возраст детей: 7 -11 лет
Екатеринбург – 2015г.
Пояснительная записка.
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»
В.А. Сухомлинский.
Настоящая программа для начальной школы, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при сохранении традиций российской школы, в области трудового обучения. Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе типовой программы «Культура быта» М.Просвещение, 1986
Программа является целостным интегрированным курсом, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме
Актуальность программы как программы дополнительного образования заключается в развития творческих способностей ребенка, возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе такие виды декоративно-прикладного искусства как вышивка, декупаж, квилинг, аппликация и многие другие.
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
· Формирования у учащихся целостной картины мира.
· Развития общей способности к творчеству.
· Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности.
Задачи программы
Обучающие:
·закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и способствовать их систематизации;
·знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
·раскрыть истоки народного творчества;
·формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью декоративных приемов
·совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
·приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
· пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
· развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
· формирование творческих способностей, духовной культуры;
· развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
· развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
· осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
· воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
· добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура программы
Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала с периодическим возвращением к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления изделий
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка рассчитана на 2 года. Комплектуется из учащихся 1-4 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-12человек.
Режим работы кружка – 1-2 занятия в неделю по 2 часа
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке учащиеся должны получить знания:
· о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
· о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
· о видах декоративно - прикладного искусства
· в области композиции, формообразовании, цветоведения;
· о способах изготовления коллажа (ткань, бумага, кожа), сочетание аппликации с вышивкой;
· о квиллинге ;
· о декупаже;
· о традиционной и ковровой вышивке;
· о модных тенденциях в рукоделии;
· о проектной деятельности.
умения:
· работать нужными инструментами и приспособлениями;
· последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала )
· уметь выполнять работы в различных техниках;
· трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
· создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям: вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;
·вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
В программу включены следующие разделы:
Шерстяная акварель
Скрапбукинг
Декупаж (прямой, обратный, с дорисовкой)
Цветы из фоамирана, ткани, фетра.
Топиарии (дерево счастья), рисование солью в стеклянном сосуде
Вязание игрушек кручком
Сувенирная мастерская: граттаж, пейп-арт, кофейные сувениры и т.д.
Модные заколки+прически
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Формы организации образовательного процесса
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая форма - учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.
Методы проведения занятий
Словесные методы обучения:
устное изложение;
беседа;
Наглядные методы обучения:
показ видеоматериалов, иллюстраций;
показ, исполнение педагогом;
наблюдение;
работа по образцу
3 Практические методы обучения
практическая работа
Учебно-тематический план
Разделы и темы
В неделю
2 часа
4 часа
Вводное занятие. ТБ, ОТ, ПБ. Инструменты и приспособления. Знакомство с видами рукоделия
2
2
Шерстяная акварель
8
16
Скрапбукинг
8
16
Декупаж
8
16
Цветы из фоамирана, ткани, фетра.
8
16
Топиарии
8
16
Рисование солью
8
16
Вязание игрушек кручком
8
16
Сувенирная мастерская
8
16
Модные заколки+прически
8
16
Итого
74
148
Основное содержание. Шерстяная акварель (8/16 часов) + 2 организационное занятиеОсновные теоретические сведения
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Современные тенденции в декоративно-прикладном искусстве». Исследование свойств используемых материалов: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, скручивание, складывание, торцевание и т.п.
Практические работы
Складывание, скручивание, укладка шерсти
Варианты объектов труда.
Картины «Цветы», «Природа нашего края» / «Орхидеи», «Домашние животные"
Скрапбукинг (8/16 часов)
Основные теоретические сведения
Знакомство с материалами. Техники обработки поверхности. Построение композиции.
Приемы декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Способы дорисовывания.
Практические работы
Оформление открыток, соединение деталей.
Варианты объектов труда.
Открытки к праздникам, коллаж/ альбом
Декупаж (8/16 часов)
Основные теоретические сведения
Знакомство с материалами. Техники обработки поверхности. Построение композиции.
Приемы декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Способы дорисовывания.
Практические работы
Декупаж на тарелках, цветочных горшках, виниловых пластинках.
Варианты объектов труда.
Посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты/горшки для цветов, пластинки, мебель.
Цветы из фоамирана, ткани, фетра. (8/16 часов)
Основные теоретические сведения Последовательность выполнения цветов. Основы композиции. Орнамент. Композиционное решение орнамента. Стилизация. Цветовые решения. Способы оформления. Практические работы Изготовление выставочных работ: открытки, бутоньерки / веночек. Варианты объектов труда.
Ромашки, розочки, маргаритки из ткани
Топиарии (60 часов)Основные теоретические сведения
Беседа: «Сувениры своими руками». Виды европейских деревьев, стилизация, используемые материалы
Практические работы
Сборка шара. Обработка материалов. Формы и способы соединения.
Варианты объектов труда.
Кофейное дерево/ денежное дерево
Рисование солью (8/16 часов)
Основные теоретические сведения
Способы окрашивания соли, сосуды для рисования. Способы рисования, используемые материалы
Научно-исследовательский институт трудового обучения и профессиональной ориентации “Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников” Методическое пособие, Москва 1989 г.;
Р.С.Немов “ Психология ” книга 2 Москва “ Просвещение ” 1995 г.
Популярная энциклопедия “Рукоделие”, Москва Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.;