Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к программе по Технологии 5 класс»
Пояснительная записка
Программа содержит:
Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета.
Планируемые результаты обучения.
Содержание учебного предмета.
Формы реализации учебного предмета.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Календарно-тематическое планирование.
Критерии оценивания.
Учебно-методическое обеспечение.
КИМ.
Цельюпреподавания курса «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся:
прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;
выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности) на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук;
выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учётом имеющихся материально-технических возможностей;
создание преобразования или эффективное использование потребительных стоимостей.
В целом школьное технологическое образование придает формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный преобразовательный аспект.
Объектамиизучения курса являются окружающая человека техносфера, её предназначение и влияние на преобразовательную деятельность человека.
Предметомсодержания курса являются дидактически отобранные законы, закономерности создания, развития и преобразования видов и форм проявления компонентов искусственной среды (техносферы), технологическая (инструментальная и процессуальная) сторона преобразовательной деятельности, направленной на создание продукта труда, удовлетворяющего конкретную потребность.
Задачи технологического образования в общеобразовательных организациях:
ознакомить учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер созидательной и преобразовательной деятельности человека;
синергетически увязать в практической деятельности всё то, что учащиеся получили на уроках технологии и других предметов по предметно-преобразующей деятельности;
включить учащихся в созидательную или преобразовательную деятельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода;
сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи.
Предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования
Содержание учебного предмета «Технология» направлено на общеобразовательное, политехническое развитие учащихся, их подготовку к труду в условиях постиндустриального информационного общества и рыночных социально-экономических отношений. Изучение курса технологии в системе общего образования обеспечивает учащихся:
овладением знаниями об основных технических средствах и методах, инвариантных различным направлениям трудовой деятельности в быту и на производстве;
освоением умений управлять распространенными видами техники и применять эти умения в повседневной практической деятельности;
ознакомлением с распространенными технологическими процессами создания материальных продуктов и оказания услуг;
ориентацией процесса и результатов познавательно-трудовой деятельности учащихся на прагматические цели;
введением в начала прикладной экономики и научной организации труда при создании материальных продуктов и услуг;
формированием представлений о массовых видах работ и профессий, их содержании, путях последующего профильного и профессионального образования.
Принципы информационного наполнения учебного предмета «Технология»
Принципы формирования и информационного наполнения учебного предмета «Технология» должны соответствовать устоявшимся общедидактическим и частнометодическим положениям.
К общедидактическим положениям (принципам), определяющим содержание, относятся: научность, доступность, систематичность и последовательность обучения; развитие активности и сознательности учащихся; возможность обеспечения наглядности в обучении, прочности усвоения знаний, умений и навыков; создание условия для гражданского воспитания и социально-трудового развития учащихся.
К частнометодическим положениям (принципам) отбора и построения содержания технологии относятся политехническая направленность обучения; обеспечение метапредметности содержания, соединение обучения с созидательной деятельностью; обеспечение социально-профессионального самоопределения; социально-экономическое соответствие, развитие технического и технологического творчества учащихся.
Из этих положений вытекают требования к содержательному наполнению школьного курса технологии:
требование интеграции знаний и умений.Содержание технологии позволяет интегрировать общеобразовательные знания и умения на основе творческой практической деятельности учащихся;
требование практической направленности.На занятиях познавательная деятельность учащихся должна быть связана не только с усвоением общетехнологических и специальных знаний по технике и технологии, но и с приобретением практических умений и навыков по созданию материальных или нематериальных ценностей, имеющих потребительную стоимость;
требование соответствия реальной практике. Среди источников знаний по технологии важное место занимают натуральные изучаемые объекты (средства и предметы труда), реальные трудовые и технологические процессы;
требование связи с профессиональным образованием, производством и социально-экономическим окружением. Занятия могут приводиться не только в классах и кабинетах, но и в учебно-производственных условиях — мастерской, на учебноопытном участке, в учебном цехе, межшкольном учебном комбинате, непосредственно в условиях производства;
требование социально-экономической ориентации. Воспитательные воздействия содержания и средств обучения направлены, прежде всего, на формирование и развитие качеств личности учащегося, которые необходимы будущему труженику в условиях рыночной экономики: ответственность за качество процесса и результатов труда, самостоятельность, инициативность, предприимчивость.
Место предмета «Тежнология» в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является обязательным компонентом общего образования школьников. Он направлен на овладение обучающимися знаниями и умениями в предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства, на возможную инженерную деятельность. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Общий учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования должен включать учебное время для обязательного изучения предмета «Технология» из расчёта в 5 классе — 2 ч в неделю.
Использование межпредметных связей
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей:
с алгебройигеометрией при проведении расчётных операций и графических построений;
схимией при изучении свойств конструкционных материалов, пищевых продуктов, сельскохозяйственных технологий;
с биологией при рассмотрении и анализе природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, при изучении сельскохозяйственных технологий;
с физикойпри изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных энергетических технологий.
При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Планируемые результаты обучения
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник:
называет и характеризует технологии производства и обработки материалов, производства, технологии растениеводства и животноводства, информационные технологии, актуальные управленческие технологии, нанотехнологии;
объясняет на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты.
Выпускник получает возможность анализировать и аргуметированно рассуждать о развитии технологий в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, технологий растениеводства и животноводства, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся
Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник:
следует технологии, в том числе в процессе изготовления нового продукта;
оценивает условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
проводит оценку и испытание полученного продукта;
проводит анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализирует возможные технологические решения, определяет их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
получает и анализирует опыт разработки прикладных проектов:
определяет характеристики и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе).
Выпускник получит возможность научиться: формулировать проблему, требующую технологического решения; модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией (заказом, потребностью, задачей); оценивать коммерческий потенциал продукта.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник:
характеризует группы профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере;
характеризует группы предприятий региона проживания;
характеризует учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, по оказываемым ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;
получает опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, растениеводства и животноводства, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников.
Выпускник получит возможность научиться анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, растениеводства и животноводства, информационной и социальных сферах.
Требования к результатам обучения
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» отражают:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным и предметным результатам, и требования индивидуализации обучения.
Как уже было сказано, содержание учебного курса «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения 11 базовых компонентов, поэтому результаты обучения не разделены по классам.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
владение методами творческой деятельности;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
способности планировать технологический процесс и процесс труда;
умения организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
умения проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
умения подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;
умения подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;
умения обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
умения разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;
умения проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
умения выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
умения документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфереу учащихся будут сформированы:
готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
навыки доказательно обосновывать выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
навыки согласовывать свои возможности и потребности;
ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
проявления экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
экономность и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств, своего и чужого труда.
В эстетической сфереу учащихся будут сформированы:
умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
владение методами моделирования и конструирования;
навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
композиционное мышление.
В коммуникативной сфереу учащихся будут сформированы:
умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватных сложившейся ситуации;
способность бесконфликтного общения;
навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
способность к коллективному решению творческих задач;
желание и готовность прийти на помощь товарищу;
умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
развитие глазомера;
развитие осязания, вкуса, обоняния.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
умения планирования процесса созидательной и познавательной деятельности;
умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
аргументирование обоснований решений и формулирование выводов; отображение в адекватной задачам форме результатов своей деятельности;
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
соотнесение своего вклада с деятельностью других участников при решении общих задач коллектива;
оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;
желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Результаты освоения учебного курса
Выпускник научится
Ученик получит возможность научиться
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, нематериальных услуг, технологий:
выбирать технологию с учётом имеющихся материально-технических ресурсов;
осуществлять технологический процесс в соответствии с разработанной программой проекта;
подбирать оборудование и материалы;
организовывать рабочее место;
осуществлять технологический процесс;
контролировать ход и результаты работы;
оформлять проектные материалы;
осуществлять презентацию проекта, с использование компьютера
Применять методы творческого поиска технических или технологических решений;
применять технологический подход для осуществления любой деятельности;
овладеть элементами предпринимательской деятельности
Модуль2. Производство
Соотносить изучаемый объект или явления с природной средой и техносферой;
различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ для их удовлетворения;
устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного человека;
ориентироваться в сущностном проявлении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс производства, технологический процесс производства
Изучать характеристики производства;
оценивать уровень автоматизации и роботизации местного производства;
определяться в приемлемости для себя той или иной сферы производства или сферы услуг
Модуль 3. Технология
Чётко характеризовать сущность технологи как категории производства;
разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды;
оценивать влияния современных технологий на общественное развитие;
ориентироваться в современных и перспективных технологиях сферы производства и сферы услуг, а также в информационных технологиях;
оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства
Оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий в сфере производства и сфере услуг в своём социальнопроизводственном окружении;
оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий для бытовой деятельности своей семьи
Модуль 4. Техника
Разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система, технологическая машина, механизм;
классифицировать виды техники по различным признакам; находить информацию о современных видах техники;
оценивать область применения и возможности того или иного вида техники;
разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой;
ориентироваться в видах устройств автоматики в технологических машинах и бытовой технике
Оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов;
проводить модификацию действующих машин и механизмов применительно к ситуации или выданному заданию
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
Читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
подбирать и пользоваться ручными инструментами, отдельными машинами и станками;
осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий;
изготавливать изделия в соответствии с разработанной технической и технологической документацией;
выполнять отделку изделий; использовать один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
осуществлять текущий и итоговый контроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки
Выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;
разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации;
находить варианты изготовления и испытания изделий с учётом имеющихся материально-технических условий;
проектировать весь процесс получения материального продукта;
разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера;
совершенствовать технологию получения материального продукта на основе дополнительной информации
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике;
выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов;
соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд
Осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учётом их питательной ценности и принципов здорового питания;
составлять индивидуальный режим питания;
сервировать стол, эстетически оформлять блюда
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
Характеризовать сущность работы и энергии;
разбираться в видах энергии, используемых людьми;
ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования механической энергии;
ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования электрической энергии
Оценивать эффективность использования различных видов энергии в быту и на производстве;
разбираться в источниках различных видов энергии и целесообразности их применения в различных условиях
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации
Разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;
осуществлять технологии получения, представления, преобразования и использования различных видов информации;
разбираться в видах информационных каналов у человека и представлять их эффективность;
владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и сохранения информации
применять технологии запоминания информации;
изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;
владеть приёмами эффективной коммуникации в процессе делового общения
Модуль 9. Технологии растениеводства
Выполнять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений;
определять полезные свойства культурных растений;
классифицировать культурные растения по группам;
проводить исследования с культурными растениями
Проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями;
применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур;
определять виды удобрений и способы их применения
Модуль10. Технологии животноводства
Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека;
анализировать технологии, связанные с использованием животных;
выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;
собирать информацию и описывать технологии содержания домашних животных;
оценивать условия содержания животных в квартире, школьном зооуголке, личном подсобном хозяйстве и их соответствие требованиям;
описывать содержание труда основных профессий, связанных с технологиями использования животных
Приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;
оценивать по внешним признакам и простейшим исследованиям качество продукции животноводства;
исследовать проблему бездомных животных как проблему своего микрорайона
Модуль 11. Социальные технологии
Разбираться в сущности социальных технологий;
ориентироваться в видах социальных технологий;
характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;
создавать средства получения информации для социальных технологий;
ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологиям,
Обосновывать рациональную совокупность личных потребностей и её построение по приоритетным потребностям;
выявлять и характеризовать потребительский спрос на некоторые виды товаров и услуг;
разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий
Промежуточная аттестация осуществляется на основании «Положения МБОУ СОШ №15 «Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся».
В 5 классе по технологии промежуточная аттестация осуществляется в письменной форме по контрольно-измерительным материалам, утвержденным методическим советом школы. Сроки промежуточной аттестации утверждаются приказом директора и отражены в календарном графике школы на учебный год.
Содержание учебного предмета
В основу методологии структурирования содержания учебного предмета «Технология» положен принцип блочно-модульного построения информации. Основная идея блочно-модульного построениясодержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически законченных, относительно независимых по содержательному выражению элементов — блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания.
Технологическое образование предусматривает организацию созидательной и преобразующей деятельности, направленной на удовлетворение потребностей самого человека, других людей и общества в целом. Поэтому объекты учебной деятельности должны учитывать виды потребностей, которые имеют для человека-труженика определённую иерархию значимости.
В соответствии с общепринятой теорией, разработанной Абрахамом Маслоу, для человека выделяются первичные или жизненно необходимые потребности (физиологические, потребности безопасности и защищённости от неблагоприятных воздействий) и вторичные потребности как человека разумного (социальные, потребности в уважении и самовыражении).
Для учащихся, с позиций объектного наполнения содержания, в иерархию потребностей должны обязательно входить и познавательные потребности. Они для школьников относятся к группе первичных, так как познание через учение или опыт — это их ведущий вид деятельности и основное средство вхождения в природу и общество. В соответствии с видами первичных потребностей учащихся должны определяться виды деятельности на уроках технологии.
В процессе изучения учащимися технологи, с учётом возрастной периодизации их развития, в целях общего образования должны решаться следующие задачи:
формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудовых знаний, умений и навыков, обучение учащихся функциональной грамотности обращения с распространёнными техническими средствами труда;
углублённое овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда по профилю или направлению профессионального труда;
расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук;
воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурентной борьбе на рынке труда, готовности к самосовершенствованию и активной трудовой деятельности;
развитие творческих способностей, овладение началами предпринимательства на основе прикладных экономических знаний.
ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессиональное самоопределение.
Современные требования социализации в обществе ставят перед технологической подготовкой задачу обеспечить овладение обучающимися правилами эргономики и безопасного труда, способствовать экологическому и экономическому образованию и воспитанию, становлению культуры труда.
Содержание учебного предмета «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения базовых компонентов, поэтому в основу соответствующей учебной программы закладывается ряд положений:
постепенное увеличение объёма технологических знаний, умений и навыков;
выполнение деятельности в разных областях;
постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблемы
(использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т. п.);
развитие умений работать в коллективе;
возможность акцентировать внимание на местных условиях;
формирование творческой личности, способной проектировать и оценивать
процесс и результаты своей деятельности.
В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие базовые компоненты содержания обучения технологии:
методы и средства творческой и проектной деятельности;
производство;
технология;
техника;
технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов;
технологии обработки текстильных материалов;
технологии обработки пищевых продуктов;
технологии получения, преобразования и использования энергии;
технологии получения, обработки и использования информации;
технологии растениеводства;
технологии животноводства;
социальные технологии.
Данный компонентный состав позволяет охватить все основные сферы приложения технологий. Кроме того, он обеспечивает преемственность с существовавшим ранее содержанием обучения технологии по техническому, обслуживающему и сельскохозяйственному труду.
Основные модули в курсе технологии
Структура содержания Программы выполнена по концентрической схеме. Содержание деятельности учащихся в каждом классе, с 5-го по 9-й, по Программе в соответствии с новой методологией включает в себя 11 общих для всех классов модулей:
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Модуль 2. Производство.
Модуль 3. Технология.
Модуль 4. Техника.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Модуль 11. Социальные технологии.
Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям:
получение, обработка, хранение и использование технической и технологиче
ской информации;
элементы черчения, графики и дизайна;
элементы прикладной экономики, предпринимательства;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
технологическая культура производства;
культура и эстетика труда;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
виды профессионального труда и профессии.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1.
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
6
1.1.
Творчество и проектная деятельность
4
1.2.
Защита творческого проекта.
2
2
Модуль 2. Производство.
4
2.1.
Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера)
4
3.
Модуль 3. Технология.
6
3.1.
Сущность технологии. Характеристика технологии разных производств
6
4.
Модуль 4. Техника.
6
4.1.
Техника, её разновидности. Технический рисунок, эскиз и чертёж
6
5.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов.
8
5.1.
Виды материалов и их свойства. Конструкционные, текстильные материалы, натуральная и искусственная кожа. Графическая документация
8
6.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
8
6.1.
Рациональное питание. Технологии обработки овощей
8
7.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
6
7.1.
Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия. Энергия волн
6
8.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
6
8.1.
Информация и её виды
6
9.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
8
9.1.
Культурные растения и агротехнологии
8
10.
Модуль 10. Технологии животноводства.
6
10.1.
Животные как объект технологий для удовлетворения потребностей человека
6
11.
Модуль 11. Социальные технологии.
6
11.1.
Сущность и особенности социальных технологий. Характеристики личности человека
6
Итого:
70
Содержание программы
Теоретические сведения. Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.
Проектная деятельность. Что такое творчество.
Что такое технология. Классификация производств и технологий.
Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.
Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы.
Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон.
Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета.
Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.
Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей.
Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.
Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации.
Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними.
Животные и технологии 21 века. Животные и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки.
Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий.
Практические работы. Сбор дополнительной информации о техносфере в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Экскурсии. Подготовка рефератов.
Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.
Сбор дополнительной информации о технологиях в Интернете и справочной литературе. Экскурсия на производство по ознакомлению с технологиями конкретного производства.
Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам.
Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабораторные исследования свойств различных материалов. Составление коллекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах производства.
Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс-методом химического анализа. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим и методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации об энергии в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения механической энергии. Ознакомление с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Изготовление игрушки «Йо-йо».
Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.
Описание основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений.
Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение исследований с культурными растениями в условиях школьного кабинета.
Сбор дополнительной информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классифицировать эти потребности.
Тесты по оценке свойств личности. Составление и обоснование перечня личных потребностей и их иерархическое построение.
Ознакомление с устройством и назначением ручных не электрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию инструментами.
Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Разметка проектных изделий и деталей. Изготовление простых изделий для быта из конструкционных материалов. Обработка текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.
Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени. Замораживание овощей и фруктов.
Выполнение основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение опытов с культурными растениями на пришкольном участке.
Сбор информации и описание основных видов сельскохозяйственных животных своего села и соответствующих направлений животноводства.
Формы реализации учебного предмета
Основные формы организации обучения — познавательная и учебно исследовательская, проектная и учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются лабораторно-практические и практические работы. При организации творческой проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать своё внимание на потребительском назначении продукта труда, т. е. того изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления (его потребительной стоимости).
Теоретический материал учащиеся будут изучать по учебнику и другим источникам. Желательно наличие у школьников компьютеров, подключённых к сети Интернет.
В классе (кабинете, мастерской или на пришкольном участке) должны проходить практические занятия: лабораторные, проектные и учебно-практические работы.
Получение от преподавателя предметно-информационных сведений должно занимать на уроках не более 25-30 % учебного времени. Это могут быть пояснения к сложному материалу или тематические обобщения.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовывать дополнительные внеурочные занятия и летнюю (или осеннюю) технологическую практику. Летняя практика особенно целесообразна для изучения технологий растениеводства и животноводства. Время на такие занятия может быть получено за счёт времени из регионального компонента учебного плана образовательной организации.
Все практические задания осуществляются на основе технологических средств, с предметами и продуктами технологической деятельности, доступными исходя из возрастных особенностей учащихся и материально-технических и экономических возможностей общеобразовательной организации. Тематика проектных заданий при необходимости сопровождается рекомендациями по методике выполнения проектных работ.
Эта часть носит закрепляющий, иллюстративный характер. В экспериментах, опытах, исследованиях учащиеся подтверждают те положения, которые они изучили в теоретической части. Практические и проектные работы демонстрируют учащимся, как воплошдются те или иные технологии в изделии на примере исследования или изготовления конкретных объектов.
При наличии достаточного числа комплектов необходимого оборудования все работы могут проводиться фронтально. В этом случае практические и лабораторнопрактические работы выполняются сразу после прохождения или в течение изучения теоретического материала. Работы, требующие применения сложного и дорогого оборудования, представленного в кабинете в единственном экземпляре, могут проводиться в форме практикума.
Для выполнения практических работ по растениеводству и животноводству возможно использование материальной базы семей учащихся или других объектов регионального социума.
В дни отмены занятий реализуется дистанционная форма обучения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Четверть
Раздел
Количество часов
Практическая часть
Проектная деятельность
1 четверть
(18 часов)
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
4
2
4
Модуль 2. Производство.
4
2
-
Модуль 3. Технология..
6
3
-
Модуль 4. Техника..
4
2
-
четверть
(14 часов)
Модуль 4. Техника..
2
1
-
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов.
8
4
-
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
4
2
-
3 четверть
(20 часов)
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
4
2
-
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
6
3
-
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
6
3
-
Модуль 9. Технологии растениеводства.
4
2
-
4 четверть
(18 часов)
Модуль 9. Технологии растениеводства.
4
2
-
Модуль 10. Технологии животноводства.
6
3
-
Модуль 11. Социальные технологии.
6
3
-
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности