kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснительная записка к программе по Технологии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит:

  1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета.
  2. Планируемые результаты обучения.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Формы реализации учебного предмета.
  5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к программе по Технологии 5 класс»

  1. Пояснительная записка


Программа содержит:

  1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета.

  2. Планируемые результаты обучения.

  3. Содержание учебного предмета.

  4. Формы реализации учебного предмета.

  5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

  6. Календарно-тематическое планирование.

  7. Критерии оценивания.

  8. Учебно-методическое обеспечение.

  9. КИМ.


Целью преподавания курса «Технология» является практико-ориентированное об­щеобразовательное развитие учащихся:

  • прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;

  • выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение за­планированного результата (удовлетворение конкретной потребности) на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по ос­новам наук;

  • выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учётом имеющихся материально-технических возможностей;

  • создание преобразования или эффективное использование потребительных сто­имостей.

В целом школьное технологическое образование придает формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный преобразовательный аспект.

Объектами изучения курса являются окружающая человека техносфера, её предна­значение и влияние на преобразовательную деятельность человека.

Предметом содержания курса являются дидактически отобранные законы, законо­мерности создания, развития и преобразования видов и форм проявления компонентов искусственной среды (техносферы), технологическая (инструментальная и процессу­альная) сторона преобразовательной деятельности, направленной на создание продукта труда, удовлетворяющего конкретную потребность.

Задачи технологического образования в общеобразовательных организациях:

  • ознакомить учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологи­ческими процессами доминирующих сфер созидательной и преобразовательной де­ятельности человека;

  • синергетически увязать в практической деятельности всё то, что учащиеся по­лучили на уроках технологии и других предметов по предметно-преобразующей де­ятельности;

  • включить учащихся в созидательную или преобразовательную деятельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представи­теля всего человеческого рода;

  • сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложня­ющиеся технические и технологические задачи.


Предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования

Содержание учебного предмета «Технология» направлено на общеобразовательное, политехническое развитие учащихся, их подготовку к труду в условиях постиндустри­ального информационного общества и рыночных социально-экономических отноше­ний. Изучение курса технологии в системе общего образования обеспечивает учащих­ся:

  • овладением знаниями об основных технических средствах и методах, инвари­антных различным направлениям трудовой деятельности в быту и на производстве;

  • освоением умений управлять распространенными видами техники и применять эти умения в повседневной практической деятельности;

  • ознакомлением с распространенными технологическими процессами создания материальных продуктов и оказания услуг;

  • ориентацией процесса и результатов познавательно-трудовой деятельности учащихся на прагматические цели;

  • введением в начала прикладной экономики и научной организации труда при создании материальных продуктов и услуг;

  • формированием представлений о массовых видах работ и профессий, их со­держании, путях последующего профильного и профессионального образования.

Принципы информационного наполнения учебного предмета «Технология»

Принципы формирования и информационного наполнения учебного предмета «Технология» должны соответствовать устоявшимся общедидактическим и частноме­тодическим положениям.

К общедидактическим положениям (принципам), определяющим содержание, от­носятся: научность, доступность, систематичность и последовательность обучения; развитие активности и сознательности учащихся; возможность обеспечения наглядно­сти в обучении, прочности усвоения знаний, умений и навыков; создание условия для гражданского воспитания и социально-трудового развития учащихся.

К частнометодическим положениям (принципам) отбора и построения содержания технологии относятся политехническая направленность обучения; обеспечение мета­предметности содержания, соединение обучения с созидательной деятельностью; обес­печение социально-профессионального самоопределения; социально-экономическое соответствие, развитие технического и технологического творчества учащихся.

Из этих положений вытекают требования к содержательному наполнению школь­ного курса технологии:

  • требование интеграции знаний и умений. Содержание технологии позволяет интегрировать общеобразовательные знания и умения на основе творческой практи­ческой деятельности учащихся;

  • требование практической направленности. На занятиях познавательная дея­тельность учащихся должна быть связана не только с усвоением общетехнологиче­ских и специальных знаний по технике и технологии, но и с приобретением практи­ческих умений и навыков по созданию материальных или нематериальных ценно­стей, имеющих потребительную стоимость;

  • требование соответствия реальной практике. Среди источников знаний по технологии важное место занимают натуральные изучаемые объекты (средства и предметы труда), реальные трудовые и технологические процессы;

  • требование связи с профессиональным образованием, производством и соци­ально-экономическим окружением. Занятия могут приводиться не только в классах и кабинетах, но и в учебно-производственных условиях — мастерской, на учебно­опытном участке, в учебном цехе, межшкольном учебном комбинате, непосред­ственно в условиях производства;

  • требование социально-экономической ориентации. Воспитательные воздей­ствия содержания и средств обучения направлены, прежде всего, на формирование и развитие качеств личности учащегося, которые необходимы будущему труженику в условиях рыночной экономики: ответственность за качество процесса и результа­тов труда, самостоятельность, инициативность, предприимчивость.

Место предмета «Тежнология» в учебном плане

Учебный предмет «Технология» является обязательным компонентом общего обра­зования школьников. Он направлен на овладение обучающимися знаниями и умениями в предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценно­стей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках тех­нологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на рабо­ту в различных сферах общественного производства, на возможную инженерную дея­тельность. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Общий учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования должен включать учебное время для обязательного изучения предмета «Технология» из расчёта в 5 классе — 2 ч в неделю.

Использование межпредметных связей

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных свя­зей:

  • с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений;

  • с химией при изучении свойств конструкционных материалов, пищевых про­дуктов, сельскохозяйственных технологий;

  • с биологией при рассмотрении и анализе природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, при изучении сельскохозяй­ственных технологий;

  • с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных энергетиче­ских технологий.

При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных раз­делов.


  1. Планируемые результаты обучения

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник:

  • называет и характеризует технологии производства и обработки материалов, производства, технологии растениеводства и животноводства, информационные технологии, актуальные управленческие технологии, нанотехнологии;

  • объясняет на произвольно избранных примерах принципиальные отличия со­временных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способа­ми обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных тех­нологий и мерой их технологической чистоты.

  • Выпускник получает возможность анализировать и аргуметированно рассуждать о развитии технологий в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, технологий растениеводства и животноводства, ин­формационной сфере.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся

Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник:

  • следует технологии, в том числе в процессе изготовления нового продукта;

  • оценивает условия применимости технологии, в том числе с позиций экологи­ческой защищённости;

  • проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоя­тельно планируя такого рода эксперименты;

  • проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

  • проводит оценку и испытание полученного продукта;

  • проводит анализ потребностей в тех или иных материальных или информаци­онных продуктах;

  • описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графическо­го изображения;

  • анализирует возможные технологические решения, определяет их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

  • получает и анализирует опыт разработки прикладных проектов:

  • определяет характеристики и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе).

Выпускник получит возможность научиться: формулировать проблему, требую­щую технологического решения; модифицировать имеющиеся продукты в соответ­ствии с ситуацией (заказом, потребностью, задачей); оценивать коммерческий потен­циал продукта.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник:

  • характеризует группы профессий, обслуживающих технологии в сферах произ­водства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов пита­ния, сервиса, информационной сфере;

  • характеризует группы предприятий региона проживания;

  • характеризует учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, по оказываемым ими об­разовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;

  • получает опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными произ­водствами в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, произ­водства продуктов питания, растениеводства и животноводства, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников.

Выпускник получит возможность научиться анализировать социальный статус про­извольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслу­живающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машинострое­ния, производства продуктов питания, растениеводства и животноводства, информаци­онной и социальных сферах.

Требования к результатам обучения

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержа­ния предмета «Технология» отражают:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энер­гетики и транспорта;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, ре­шения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформ­ления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и ис­пользования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми тех­нологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Техно­логия» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным и предметным результатам, и требования индивидуализации обучения.

Как уже было сказано, содержание учебного курса «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения 11 базовых компонентов, поэтому результаты обучения не разделены по классам.

Предметные результаты

В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических за­дач;

  • ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования ма­териалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;

  • ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудова­ния, применяемого в технологических процессах;

  • использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

  • навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и техно­логической информации для изучения технологий, проектирования и создания объ­ектов труда;

  • владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

  • владение методами творческой деятельности;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:

  • способности планировать технологический процесс и процесс труда;

  • умения организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и науч­ной организации труда;

  • умения проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;

  • умения подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;

  • умения подбирать инструменты и оборудование с учётом требований техноло­гии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;

  • умения анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные техни­ческие проекты;

  • умения анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;

  • умения обосновывать разработки материального продукта на основе самостоя­тельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;

  • умения разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональ­ном рынке;

  • навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, про­стейших роботов с помощью конструкторов;

  • навыки построения технологии и разработки технологической карты для ис­полнителя;

  • навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;

  • умения проверять промежуточные и конечные результаты труда по установ­ленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

  • способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;

  • знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

  • ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;

  • умения выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эс­киз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сфе­рой и ситуацией общения;

  • умения документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.

В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:

  • готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или соци­альной сфере;

  • навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образова­нию в конкретной предметной деятельности;

  • навыки доказательно обосновывать выбор профиля технологической подготов­ки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образова­ния;

  • навыки согласовывать свои возможности и потребности;

  • ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

  • проявления экологической культуры при проектировании объекта и выполне­нии работ;

  • экономность и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств, своего и чужого труда.

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:

  • умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эс­тетическую организацию работ;

  • владение методами моделирования и конструирования;

  • навыки применения различных технологий технического творчества и декора­тивно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;

  • умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой дея­тельности;

  • композиционное мышление.

В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:

  • умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адек­ватных сложившейся ситуации;

  • способность бесконфликтного общения;

  • навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;

  • способность к коллективному решению творческих задач;

  • желание и готовность прийти на помощь товарищу;

  • умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.

В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными ин­струментами и приспособлениями;

  • достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различ­ных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;

  • развитие глазомера;

  • развитие осязания, вкуса, обоняния.

Метапредметные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • умения планирования процесса созидательной и познавательной деятельности;

  • умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • творческий подход к решению учебных и практических задач в процессе моде­лирования изделия или технологического процесса;

  • самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;

  • способность моделировать планируемые процессы и объекты;

  • аргументирование обоснований решений и формулирование выводов; отобра­жение в адекватной задачам форме результатов своей деятельности;

  • умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления по­знавательной и созидательной деятельности;

  • умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельно­сти с другими её участниками;

  • соотнесение своего вклада с деятельностью других участников при решении общих задач коллектива;

  • оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эсте­тических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принци­пам;

  • умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения про­тиворечий в выполняемой деятельности;

  • понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • познавательные интересы и творческая активность в данной области предмет­ной технологической деятельности;

  • желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различ­ных сферах с позиций будущей социализации;

  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;

  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопас­ной и эффективной социализации;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при орга­низации своей деятельности.


Результаты освоения учебного курса

Выпускник научится

Ученик получит возможность научиться

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, немате­риальных услуг, технологий:

  • составлять необходимую учебно-­технологическую документацию;

  • выбирать технологию с учётом имею­щихся материально-технических ресурсов;

  • осуществлять технологический процесс в соответствии с разработанной програм­мой проекта;

  • подбирать оборудование и материалы;

  • организовывать рабочее место;

  • осуществлять технологический процесс;

  • контролировать ход и результаты рабо­ты;

  • оформлять проектные материалы;

осуществлять презентацию проекта, с использование компьютера

  • Применять методы творческого поиска технических или технологических реше­ний;

  • применять технологический подход для осуществления любой деятельности;

  • овладеть элементами предпринима­тельской деятельности

Модуль 2. Производство

  • Соотносить изучаемый объект или яв­ления с природной средой и техносферой;

  • различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ для их удовлетворения;

  • устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного человека;

  • ориентироваться в сущностном прояв­лении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс производства, технологический процесс производства

  • Изучать характеристики производства;

  • оценивать уровень автоматизации и роботизации местного производства;

  • определяться в приемлемости для себя той или иной сферы производства или сферы услуг

Модуль 3. Технология

  • Чётко характеризовать сущность техно­логи как категории производства;

  • разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и применения материалов, энергии, инфор­мации, объектов живой природы и соци­альной среды;

  • оценивать влияния современных техно­логий на общественное развитие;

  • ориентироваться в современных и пер­спективных технологиях сферы производ­ства и сферы услуг, а также в информаци­онных технологиях;

  • оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства

  • Оценивать возможность и целесооб­разность применения современных тех­нологий в сфере производства и сфере услуг в своём социально­производственном окружении;

  • оценивать возможность и целесооб­разность применения современных тех­нологий для бытовой деятельности своей семьи

Модуль 4. Техника

  • Разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система, технологи­ческая машина, механизм;

  • классифицировать виды техники по различным признакам; находить информа­цию о современных видах техники;

  • оценивать область применения и воз­можности того или иного вида техники;

  • разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой;

  • ориентироваться в видах устройств ав­томатики в технологических машинах и бытовой технике

  • Оценивать технический уровень со­вершенства действующих машин и меха­низмов;

  • проводить модификацию действую­щих машин и механизмов применительно к ситуации или выданному заданию

Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

  • Читать и создавать технические рисун­ки, чертежи, технологические карты;

  • подбирать и пользоваться ручными ин­струментами, отдельными машинами и станками;

  • осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий;

  • изготавливать изделия в соответствии с разработанной технической и технологи­ческой документацией;

  • выполнять отделку изделий; использо­вать один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;

  • осуществлять текущий и итоговый кон­троль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки

  • Выполнять чертежи и эскизы с исполь­зованием средств компьютерной под­держки;

  • разрабатывать оригинальные кон­струкции в заданной ситуации;

  • находить варианты изготовления и ис­пытания изделий с учётом имеющихся материально-технических условий;

  • проектировать весь процесс получения материального продукта;

  • разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера;

  • совершенствовать технологию получе­ния материального продукта на основе дополнительной информации

Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов

  • выбирать пищевые продукты для удо­влетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

  • разбираться в способах обработки пи­щевых продуктов, применять их в быто­вой практике;

  • выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых про­дуктов;

  • соблюдать правила хранения пище­вых продуктов, полуфабрикатов и гото­вых блюд

  • Осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учётом их пита­тельной ценности и принципов здорового питания;

  • составлять индивидуальный режим пи­тания;

  • сервировать стол, эстетически оформ­лять блюда

Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии

  • Характеризовать сущность работы и энергии;

  • разбираться в видах энергии, использу­емых людьми;

ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккуму­лирования механической энергии;

  • ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккуму­лирования электрической энергии

  • Оценивать эффективность использова­ния различных видов энергии в быту и на производстве;

  • разбираться в источниках различных видов энергии и целесообразности их применения в различных условиях

Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации

  • Разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;

  • осуществлять технологии получения, представления, преобразования и исполь­зования различных видов информации;

  • разбираться в видах информационных каналов у человека и представлять их эф­фективность;

  • владеть методами и средствами получе­ния, преобразования, применения и сохра­нения информации

  • применять технологии запоминания информации;

  • изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;

  • владеть приёмами эффективной ком­муникации в процессе делового общения

Модуль 9. Технологии растениеводства

  • Выполнять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений;

  • определять полезные свойства культур­ных растений;

  • классифицировать культурные растения по группам;

  • проводить исследования с культурными растениями

  • Проводить фенологические наблюде­ния за комнатными растениями;

  • применять способы и методы вегета­тивного размножения культурных расте­ний (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур;

  • определять виды удобрений и способы их применения

Модуль 10. Технологии животноводства

  • Описывать роль различных видов жи­вотных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека;

  • анализировать технологии, связанные с использованием животных;

  • выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;

  • собирать информацию и описывать тех­нологии содержания домашних животных;

  • оценивать условия содержания живот­ных в квартире, школьном зооуголке, лич­ном подсобном хозяйстве и их соответ­ствие требованиям;

  • описывать содержание труда основных профессий, связанных с технологиями ис­пользования животных

  • Приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;

  • оценивать по внешним признакам и простейшим исследованиям качество продукции животноводства;

  • исследовать проблему бездомных жи­вотных как проблему своего микрорайона

Модуль 11. Социальные технологии

  • Разбираться в сущности социальных технологий;

  • ориентироваться в видах социальных технологий;

  • характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;

  • создавать средства получения инфор­мации для социальных технологий;

  • ориентироваться в профессиях, отно­сящихся к социальным технологиям,

  • осознавать сущность категорий «ры­ночная экономика», «потребность» «спрос», «маркетинг», «менеджмент»

  • Обосновывать рациональную совокуп­ность личных потребностей и её построе­ние по приоритетным потребностям;

  • выявлять и характеризовать потреби­тельский спрос на некоторые виды това­ров и услуг;

  • разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий


Промежуточная аттестация осуществляется на основании «Положения МБОУ СОШ №15 «Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся».

В 5 классе по технологии промежуточная аттестация осуществляется в письменной форме по контрольно-измерительным материалам, утвержденным методическим советом школы. Сроки промежуточной аттестации утверждаются приказом директора и отражены в календарном графике школы на учебный год.

  1. Содержание учебного предмета

В основу методологии структурирования содержания учебного предмета «Техноло­гия» положен принцип блочно-модульного построения информации. Основная идея блочно-модульного построения содержания состоит в том, что целостный курс обучения строится из логически законченных, относительно независимых по содержатель­ному выражению элементов — блоков. Каждый блок включает в себя тематические модули. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с основными компонентами содержания.

Технологическое образование предусматривает организацию созидательной и пре­образующей деятельности, направленной на удовлетворение потребностей самого че­ловека, других людей и общества в целом. Поэтому объекты учебной деятельности должны учитывать виды потребностей, которые имеют для человека-труженика опре­делённую иерархию значимости.

В соответствии с общепринятой теорией, разработанной Абрахамом Маслоу, для человека выделяются первичные или жизненно необходимые потребности (физиологи­ческие, потребности безопасности и защищённости от неблагоприятных воздействий) и вторичные потребности как человека разумного (социальные, потребности в уважении и самовыражении).

Для учащихся, с позиций объектного наполнения содержания, в иерархию потреб­ностей должны обязательно входить и познавательные потребности. Они для школьни­ков относятся к группе первичных, так как познание через учение или опыт — это их ведущий вид деятельности и основное средство вхождения в природу и общество. В соответствии с видами первичных потребностей учащихся должны определяться виды деятельности на уроках технологии.

В процессе изучения учащимися технологи, с учётом возрастной периодизации их развития, в целях общего образования должны решаться следующие задачи:

  • формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудовых зна­ний, умений и навыков, обучение учащихся функциональной грамотности обраще­ния с распространёнными техническими средствами труда;

  • углублённое овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда по профилю или направлению профессионального труда;

  • расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук;

  • воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурентной борьбе на рынке труда, готовности к самосовершенствованию и активной трудовой дея­тельности;

  • развитие творческих способностей, овладение началами предпринимательства на основе прикладных экономических знаний.

  • ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессио­нальное самоопределение.

Современные требования социализации в обществе ставят перед технологической подготовкой задачу обеспечить овладение обучающимися правилами эргономики и безопасного труда, способствовать экологическому и экономическому образованию и воспитанию, становлению культуры труда.

Содержание учебного предмета «Технология» строится по годам обучения концен­трически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения базовых компонентов, поэтому в основу соответствующей учебной про­граммы закладывается ряд положений:

  • постепенное увеличение объёма технологических знаний, умений и навыков;

  • выполнение деятельности в разных областях;

  • постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблемы

  • (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т. п.);

  • развитие умений работать в коллективе;

  • возможность акцентировать внимание на местных условиях;

  • формирование творческой личности, способной проектировать и оценивать

  • процесс и результаты своей деятельности.

В соответствии с принципами проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования можно выделить следующие базовые компоненты содер­жания обучения технологии:

  • методы и средства творческой и проектной деятельности;

  • производство;

  • технология;

  • техника;

  • технологии получения, обработки, преобразования и использования конструк­ционных материалов;

  • технологии обработки текстильных материалов;

  • технологии обработки пищевых продуктов;

  • технологии получения, преобразования и использования энергии;

  • технологии получения, обработки и использования информации;

  • технологии растениеводства;

  • технологии животноводства;

  • социальные технологии.

Данный компонентный состав позволяет охватить все основные сферы приложения технологий. Кроме того, он обеспечивает преемственность с существовавшим ранее содержанием обучения технологии по техническому, обслуживающему и сельскохо­зяйственному труду.

Основные модули в курсе технологии

Структура содержания Программы выполнена по концентрической схеме. Содер­жание деятельности учащихся в каждом классе, с 5-го по 9-й, по Программе в соответ­ствии с новой методологией включает в себя 11 общих для всех классов модулей:

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.

Модуль 2. Производство.

Модуль 3. Технология.

Модуль 4. Техника.

Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов.

Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.

Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.

Модуль 9. Технологии растениеводства.

Модуль 10. Технологии животноводства.

Модуль 11. Социальные технологии.

Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следу­ющим сквозным тематическим линиям:

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологиче­

  • ской информации;

  • элементы черчения, графики и дизайна;

  • элементы прикладной экономики, предпринимательства;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье челове­ка;

  • технологическая культура производства;

  • культура и эстетика труда;

  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и техноло­гии;

  • виды профессионального труда и профессии.


Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

6

1.1.

Творчество и проектная деятельность

4

1.2.

Защита творческого проекта.

2

2

Модуль 2. Производство.

4

2.1.

Естественная и искусственная окружающая среда (техно­сфера)

4

3.

Модуль 3. Технология.

6

3.1.

Сущность технологии. Характеристика технологии разных производств

6

4.

Модуль 4. Техника.

6

4.1.

Техника, её разновидности. Технический рисунок, эскиз и чертёж

6

5.

Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов.

8

5.1.

Виды материалов и их свойства. Конструкционные, тек­стильные материалы, натуральная и искусственная кожа. Графическая документация

8

6.

Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.

8

6.1.

Рациональное питание. Технологии обработки овощей

8

7.

Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

6

7.1.

Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия. Энергия волн

6

8.

Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.

6

8.1.

Информация и её виды

6

9.

Модуль 9. Технологии растениеводства.

8

9.1.

Культурные растения и агротехнологии

8

10.

Модуль 10. Технологии животноводства.

6

10.1.

Животные как объект технологий для удовлетворения по­требностей человека

6

11.

Модуль 11. Социальные технологии.

6

11.1.

Сущность и особенности социальных технологий. Харак­теристики личности человека

6


Итого:

70


Содержание программы

Теоретические сведения. Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.

Проектная деятельность. Что такое творчество.

Что такое технология. Классификация производств и технологий.

Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.

Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Кон­струкционные материалы. Текстильные материалы.

Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон.

Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета.

Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.

Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки ово­щей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей.

Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.

Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации.

Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельно­сти человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследо­вания культурных растений или опыты с ними.

Животные и технологии 21 века. Животные и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники челове­ка. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки.

Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных тех­нологий.

Практические работы. Сбор дополнительной информации о техносфере в Интер­нете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Экскурсии. Подготовка рефератов.

Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.

Сбор дополнительной информации о технологиях в Интернете и справочной лите­ратуре. Экскурсия на производство по ознакомлению с технологиями конкретного про­изводства.

Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отрас­лям и видам.

Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабораторные иссле­дования свойств различных материалов. Составление коллекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах произ­водства.

Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс-методом химического анализа. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим и методом химического анализа.


Сбор дополнительной информации об энергии в Интернете и справочной литерату­ре об областях получения и применения механической энергии. Ознакомление с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Изготовление игрушки «Йо-йо».

Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравне­ние скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.

Описание основных агротехнологических приёмов выращивания культурных рас­тений.

Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование куль­турных растений по группам. Проведение исследований с культурными растениями в условиях школьного кабинета.

Сбор дополнительной информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классифицировать эти потребности.

Тесты по оценке свойств личности. Составление и обоснование перечня личных по­требностей и их иерархическое построение.

Ознакомление с устройством и назначением ручных не электрифицированных ин­струментов. Упражнения по пользованию инструментами.

Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Разметка проектных изделий и деталей. Изготовление простых изделий для быта из конструкционных мате­риалов. Обработка текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.

Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени. Замораживание овощей и фруктов.

Выполнение основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определение по­лезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение опытов с культурными растениями на пришкольном участке.

Сбор информации и описание основных видов сельскохозяйственных животных своего села и соответствующих направлений животноводства.





  1. Формы реализации учебного предмета

Основные формы организации обучения — познавательная и учебно­ исследовательская, проектная и учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются лабораторно-практические и практические работы. При организа­ции творческой проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать своё внимание на потребительском назначении продукта труда, т. е. того изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления (его потребительной стоимости).

Теоретический материал учащиеся будут изучать по учебнику и другим источни­кам. Желательно наличие у школьников компьютеров, подключённых к сети Интернет.

В классе (кабинете, мастерской или на пришкольном участке) должны проходить практические занятия: лабораторные, проектные и учебно-практические работы.

Получение от преподавателя предметно-информационных сведений должно зани­мать на уроках не более 25-30 % учебного времени. Это могут быть пояснения к слож­ному материалу или тематические обобщения.

Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовывать до­полнительные внеурочные занятия и летнюю (или осеннюю) технологическую практи­ку. Летняя практика особенно целесообразна для изучения технологий растениеводства и животноводства. Время на такие занятия может быть получено за счёт времени из ре­гионального компонента учебного плана образовательной организации.

Все практические задания осуществляются на основе технологических средств, с предметами и продуктами технологической деятельности, доступными исходя из воз­растных особенностей учащихся и материально-технических и экономических возмож­ностей общеобразовательной организации. Тематика проектных заданий при необхо­димости сопровождается рекомендациями по методике выполнения проектных работ.

Эта часть носит закрепляющий, иллюстративный характер. В экспериментах, опы­тах, исследованиях учащиеся подтверждают те положения, которые они изучили в тео­ретической части. Практические и проектные работы демонстрируют учащимся, как воплошдются те или иные технологии в изделии на примере исследования или изготов­ления конкретных объектов.

При наличии достаточного числа комплектов необходимого оборудования все ра­боты могут проводиться фронтально. В этом случае практические и лабораторно­практические работы выполняются сразу после прохождения или в течение изучения теоретического материала. Работы, требующие применения сложного и дорогого обо­рудования, представленного в кабинете в единственном экземпляре, могут проводиться в форме практикума.

Для выполнения практических работ по растениеводству и животноводству воз­можно использование материальной базы семей учащихся или других объектов регио­нального социума.

В дни отмены занятий реализуется дистанционная форма обучения.









  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Четверть

Раздел

Количество часов

Практическая часть

Проектная деятельность

1 четверть

(18 часов)

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

4

2

4

Модуль 2. Производство.

4

2

-

Модуль 3. Технология..

6

3

-

Модуль 4. Техника..

4

2

-

  1. четверть

(14 часов)

Модуль 4. Техника..

2

1

-

Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов.

8


4

-


Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.

4

2

-

3 четверть

(20 часов)

Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.

4

2

-

Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

6

3

-

Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.

6


3

-


Модуль 9. Технологии растениеводства.

4

2

-

4 четверть

(18 часов)

Модуль 9. Технологии растениеводства.

4

2

-

Модуль 10. Технологии животноводства.

6

3

-

Модуль 11. Социальные технологии.

6

3

-

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

2

1

2

Всего:


70

35

6






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пояснительная записка к программе по Технологии 5 класс

Автор: Шведова Ирина Александровна

Дата: 31.08.2020

Номер свидетельства: 556755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Пояснительная записка."Индустриальные технологии" 5 класс(мальчики)"
    ["seo_title"] => string(72) "poiasnitiel-naia-zapiska-industrial-nyie-tiekhnologhii-5-klass-mal-chiki"
    ["file_id"] => string(6) "287626"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454510674"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "."Индустриальные технологии" 5 класс(мальчики)Пояснительная записка"
    ["seo_title"] => string(72) "industrial-nyie-tiekhnologhii-5-klass-mal-chiki-poiasnitiel-naia-zapiska"
    ["file_id"] => string(6) "287634"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454511806"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Технология" (девочки) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-programma-tiekhnologhiia-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "110103"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405533041"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая учебная программа "Технология. Технологии ведения дома" 6 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaiauchiebnaiaproghrammatiekhnologhiiatiekhnologhiiviedieniiadoma6klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "306051"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458043186"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "технология "
    ["seo_title"] => string(14) "tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "188906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426771989"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства