Урок технологии (8 класс)
Тема раздела: «Кулинария».
Тема занятия: «Блины. Праздник Масленицы».
Цели:
I. Образовательная:
- познакомить учащихся с русскими народными обычаями;
- научить учащихся выпекать блины;
- совершенствовать их навыки и умения в приготовлении блюд.
II. Развивающая:
- развивать их творческое воображение, активность.
III. Воспитательная:
- воспитывать гордость за свои национальные корни.
Задачи:
- научить сервировать стол;
- печь блины;
- принимать гостей.
Тип занятия: комбинированный.
Методы проведения занятия: сообщение нового материала, закрепление, практическая работа.
Межпредметные связи: история, информатика.
Оборудование и наглядные пособия:
- на стенах плакаты с пословицами и поговорками;
- на двери – масленица – кукла из мочала;
- все ученицы в русских народных костюмах;
- столовая и кухонная посуда;
- скатерти, салфетки;
- продукты,
- ученицы в русских национальных костюмах.
Запись на доске:
Понедельник – «ВСТРЕЧА»
Вторник – «ЗАИГРЫШ»
Среда – «ЛАКОМКА»
Четверг – «РАЗГУЛЯЙ»
Пятница – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»
Суббота – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»
Воскресенье – «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ».
На стенах плакаты:
«Ненастье в воскресенье перед масляной – к урожаю грибов»
«Какой день масляны красный, в такой сей пшеницу
«Если на Масленицу идет снег, будет урожай гречихи»
«Не житье, а Масленица».
План занятия:
- Организационная часть – 3 мин.
- Встреча с учащимися.
- Контроль посещаемости.
- Сообщение темы и целей урока.
- Создание рабочего настроения.
- Познавательные сведения из истории праздника «Масленица» - 35 мин.
- Историческая справка учителя.
- Праздник «Масленица», разыгранный ученицами, с песнями, плясками, прибаутками.
- Практическая работа.
- Правила ТБ при работе электроплитой, с кухонной посудой, столовыми приборами.
- Сервировка стола, угощение гостей.
- Рецепты приготовления блинов.
- Итог урока – 5 мин.
- Достижение учебных целей и задач.
- Анализ выполненных работ.
- Контрольные вопросы по разделу «Кулинария».
- Уборка рабочих мест.
Наш сегодняшний урок-занятие построен на базе народных обычаев. Тема урока: «Блины. Праздник Масленицы». Мы познакомимся с праздником, узнаем о народных обычаях, о некоторых рецептах блинов, постараемся передать духовное состояние народных гуляний.
Один из древнейших праздников на Руси – Масленица. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник! Всю неделю веселились и стар и млад, провожая зиму, торопя приход весны.
Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.
По материалам прошлого столетия Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие Масленице: «Звал-позывал честной Семик широкую масленицу к себе в гости во двор. «Душа-ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
У каждого из семи дней Масленичной недели – свой смысл и обычай. Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая»; боярыня-масленица, госпожа Масленица, объедуха, сырная неделя.
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все. Поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей.
1-я ученица.
Накануне вечером (перед тем, как печь блины), когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару:
Месяц ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко
Подуй на опару!
Учитель:
И вот наступает 1-й день.
2-я ученица.
Понедельник – «ВСТРЕЧА»: ходят друг к другу в гости. В этот день можно зайти поздравить соседа, подарить куклу-масленицу.
3-я ученица.
После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!»
4-я ученица.
Вторник – «ЗАИГРЫШ»: по улицам гуляют ряженые, останавливаются возле домов, заигрывают с молодыми хозяйками, приглашают на улицу.
5-я ученица.
Не отставали от ребят и взрослые: в один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали на Масленицу, припевая:
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько,
С блинцами, с каравайками, с вареничками.
Учитель:
Кстати, катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше всех прокатится, считалось, что будет самый лучший лен.
6-я ученица.
Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками и объятиями – типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы и старики.
7-я ученица.
Третий день – среда – «ЛАКОМКА»: угощали друг-друга блинами со сметаной, медом и т.д.,
руководствуясь поговорками:
«Блин добро не один», «Блины брюха не портят», «Блин не клин брюха не расколет» - поедали огромное количество блинов.
Пришла маслена неделя
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор
Друг на друга поглядели
И . . . блины-то все поели!
В день «лакомки» тещ посещали зятья, для которых она устраивала настоящий пир (если зять был по душе). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, анекдотов и пр.
(Ученица показывает на плакаты и прочитывает их).
- Зять на двор – пирог на стол.
- У тещи для зятя и ступа доит.
- Придет зять, где сметанки взять?
8-я ученица.
Четверг - «РАЗГУЛЯЙ»: люди славили весну, сжигали ненужные вещи, водили хороводы с бубнами, трещетками, рожками да свистульками. Ходили от дома к дому, отгоняли несчастье, горе, зло.
Четверг называли широким. Масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка, на конские бега.
9-я ученица.
Пятница – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»: зятья приглашали тещ, угощали их, веселили. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов.
10-я ученица.
Суббота – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»: В этот день приглашали родственников хозяина дома. Невестка дарила подарки сестрам мужа: куклу-масленицу, пряники, мыло.
11-я ученица.
Воскресенье – «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ».
Устраивали поводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы сжечь Масленицу.
Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли не дрова –
Осиновы дрова,
Березовы дрова!
Подавайте их сюда
На Масленицу
На горельщицу!
Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями, шумом. А поздно вечером выезжали на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигали.
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает великий пост.
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
12-я ученица.
У Масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез.
Все ученицы хором:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Учитель.
И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды – нарочные и нечаянные и прощали друг друга.
Вот таким был праздник Масленицы на Руси в давние времена. Сейчас идет возрождение народных праздников, народных традиций. У кого дома мамы пекли блины в Масленичную неделю?
А сейчас девочки расскажут некоторые рецепты выпечки блинов, продемонстрируют их, угостят нас и наших гостей.
1-я ученица.
Милости просим к столу, отведать наших блинов.
Учитель.
Давайте подведем итог.
- Мы научились печь блины.
- Узнали старинные рецепты и новые современные рецепты выпечки блинов.
- Познакомились с историей праздника «Масленица».
- Узнали много новых слов и словосочетаний: Масленица, Пасха, объедуха, обрядовые и необрядовые действия, кукла-масленица, донцы.
А что полезного узнали? Как вы думаете, вам это в жизни пригодиться? Где? И что же такое эта Масленица?
Вопросы:
- Какое тесто используется для выпечки блинов: пресное сдобное, заварное или бисквитное?
- Что еще можно приготовить из этого теста?
- Какие требования предъявляются к качеству изделий из теста?
- По способу приготовления какое бывает тесто?
- По способу замеса какое знаете тесто?
- Что используется для пышности, рыхлости теста?
- Какие разрыхлите вы знаете? Для чего они служат?
- Расскажите и покажите правила сервировки стола.
- Расскажите и покажите правила поведения за столом.
Так как вы все старались и готовились к этому уроку больше недели, и напекли действительно вкусные блины – за урок всем «отлично».
Рецепты.
Блины гречневые.
Взять три стаканы хорошей сухой гречневой муки, 2 стакана молока, ложку растопленного масла, 2-3 ложки жидки дрожжей, размещать, выбить хорошенько и поставить на несколько часов в теплое место и, когда тесто еще раз поднимется, брать его ложкой и лить на раскаленную сковороду; подавать на стол горячими с маслом, сметаной, икрой.
Каравай из блинов.
Испечь блины, поджарить их с обеих сторон, класть в кастрюлю, намазанную маслом, переложить каждый блин слоем какого-нибудь фарша: из мяса, творога, манной каши, раскидать маленькие кусочки масла, потом поставить в печь. Когда подрумянятся и кругом подсохнут, выложить на блюдо и подавать на стол.
Блины царские.
Взять полбутылки сливок и стакан муки, размешать, вскипятить. Поставить в холодную воду, остудить. Отдельно на льду в чашке размешать растопленное сливочное масло и шестью желтками и четверть стакана сахару, прибавить туда остуженного теста, снова размешать и добавить полстакана взбитых сливок, выпекать.
Блины с яйцами и луком.
Приготовить гречневое или пшеничное тесто, подготовить сковороду, влить тесто, посыпать мелко нарезанными, круто сваренными яйцами и луком, выпекать.
Блинчики с яблоками.
Испечь блины, поджарить их с обеих сторон, класть в кастрюлю, смазанную маслом, перекладывая каждый блин слоем тонко нарезанных яблок, посыпая их мелким сахаром, корицей и гвоздикой, разбрасывая кусочки масла; поставить кастрюлю на час в духовку. Когда кругом подсохнет и подрумяниться, выложить на блюдо, осыпать мелким сахаром и подать на стол.