Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии на тему :"Снятие мерок для построения чертежа фартука".»
План-конспект урока по технологии для 5 класса (обслуживающий труд) Урок №56 Дата проведения: Тема Снятие мерок для построения чертежа фартука
Цели урока: Предметные цели: -ознакомить учащихся со снятием мерок для построения чертежа фартука. Личностные цели: - способствовать развитию речи учащихся, словарного запаса, новых понятий. -способствовать развитию сенсорной сферы учащихся развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности формы. Метапредметные цели: -способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности; -выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; -соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. Методы обучения: беседа, рассказ. Тип занятия: комбинированный.
Структура занятия
1. Организационный момент………………………………………………3 мин
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся………………….5 мин
3. Изучение нового материала…………………………………………….30 мин
4. Подведение итогов занятия…………………………………………….. 5 мин
5. Домашнее задание………………………………………………………..2 мин
Ход урока.
1. Организационный момент:
- проверка посещаемости, запись отсутствующих в классный журнал;
- проверка готовности учеников к уроку;
- ознакомление учащихся с планом занятия.
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Провожу опрос по пройденным темам в виде игры. Делю класс на две команды. Каждый участник должен ответит на один вопрос , принеся баллы своей команде. Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов. Использую баночку, в которой находятся вопросы.Все участники команды по очереди вытягивают вопросы и отвечают на них.
Вопросы:
Что такое швейная машина?
Кто изобрел первую швейную машину?
Назовите достоинства швейной машины?
Сколько регуляторов у швейной машины? Назовите их.
Назовите правила безопасности при работе на швейной машине.
Уход за швейной машиной.
Дополните предложение «История фартука начинается с…………..»
8.Проверьте, правильно ли подготовились к работе Шарик и Мурка. Кто ошибается?
9. У кого пуговица пришита неверно?
10.На какие виды делятся швейные машины?
11.Что такое конструирование ?
12 Из каких материалов изготавливают одежду?
13. Кто предложил первый проект швейной машины?
3. Изучение нового материала.
Одно из важных мест в одежде большинства народов мира занимает фартук.
Давайте с вами посмотрим к какому виду одежды относится фартук? Одежда бывает бытовая , производственная, спортивная, форменная.(слайд 2)
Самой первой функцией фартука являлось естественное желание прикрыть обнаженное тело. Позднее его стали использовать для определения статуса человека, которому он принадлежит. С этой целью его надевали в Древнем Египте фараоны и мужчины, состоящие на государственной службе. Да, да, изначально фартук был сугубо мужским элементом гардероба, называвшийся схенти. (слайд 3)
Крестьянки, трактирщицы, поварихи и многие другие женщины низкого сословия использовали фартук сугубо утилитарно – они защищали им свою одежду. Шили их из простых, доступных им тканей – льна, отбеленного полотна.(слайд 5)
Фартук богатых женщин был сшит из дорогих, изящных тканей,часто - украшенные вышивкой и дорогими кружевами (слайд 6)
Давайте посмотрим с вами какие фартуки в наше время (слайд 8).
Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру. Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810г. французский портной. На концах ленты имеются металлические заклепки, предохраняющие ее от износа(слайд 9).
Ребята, а как вы думаете, что такое мерка?
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. (определение записывается в тетрадь)(слайд 10)
Правила при снятии мерок
1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры.
2. Талию предварительно опоясывают шнуром.
3. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
4. Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
Физкультминутка
В баночке спрятались , загадочные пуговки. Каждая пуговка желает найти себе пару. Давайте мы им в этом поможем. (ребята разбиваются по парам для выполнения практической работы)
Текущий инструктаж
Показываю на ученице приемы снятия мерок, сначала снимаем мерки обхватов (полуобхватов), затем мерки длины. Записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.
Практическая работа: “Ателье”.
Работа выполняется в виде игры “Ателье ” (заказчик и приемщик заказа).
Практическую работу по снятию мерок проводим по парам, т. е. по 2 ученика: первый снимает мерки (приёмщик заказа) со второго (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” [1], в графу “Мои мерки” для заказчика).
Мерки для построения чертежа нагрудника
Обозначение мерок
Название мерок
Порядок снятия мерок
Назначение мерок
Мои мерки
1.Ст
Полуобхват талии
Измеряется по самому узкому месту туловища
Для расчета длины пояса
2.Сб
Полуобхват бедер
Измеряется по линии бедер горизонтально
Для расчета ширины фартука
3.Дн
Длина нагрудника
Измеряется от линии талии вверх до желаемой длины
Для определения длины нагрудника
4.Днч
Длина нижней части фартука
Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины
Для определения длины фартука
Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.
4. Закрепление новых знаний и умений учащихся.Рефлексия
Фронтальный устный опрос учащихся:
1.По какой стороне фигуры снимают мерки? 2.С помощью какого приспособления снимают мерки? 3. Как записывают мерки длины и обхватов Если останется время , раздаю карточки для индивидуального контроля. Карточка – задание. Конструирование 1. Запиши мерки, необходимые для построения чертежа фартука:
1) ________ 2)______ 3)________ 4)_________
2. Запиши названия мерок согласно обозначениям:
а)Дн ____________ в) Ст_________________
б) Днч ______________ г) Сб _________________
3, Укажи, какие мерки необходимо снять для расчета:
а) длины нижней части, б) длины нагрудника, в) длины пояса, г) ширины нижней части фартука
Карточка – задание
Задание карточка.
Подберите правильное назначение мерки
Варианты ответа:
А – определение длины нагрудника;
Б – определение длины пояса;
В – определение длины нижней части фартука;
Г – определение ширины нижней части фартука.
5. Домашнее задание.
Выучить обозначение мерок , принести ткань ,ленту,обмылок.