Просмотр содержимого документа
«Технологии механической обработки конструкционных материалов с помощью технологического оборудования.»
Технология
Тема урока: Технологии механической обработки конструкционных материалов с помощью технологического оборудования. Выполнение проекта «Изделие из конструкционных и поделочных материалов».
Класс: 7
Цели урока:
Образовательные:
Закрепить и систематизировать знания учащихся о конструкционных материалах (металлах) и их свойствах.
Повторить и углубить знания о технологиях механической обработки металлов (пиление, сверление, опиливание, шлифование).
Ознакомить с технологическим оборудованием, используемым для механической обработки металлов (ручные инструменты, станки).
Совершенствовать практические навыки работы с ручными инструментами для обработки металлов.
Научить планировать и выполнять проект по изготовлению изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Развивающие:
Развивать техническое мышление, пространственное воображение и конструкторские навыки.
Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
Развивать навыки самостоятельной работы и работы в команде.
Развивать навыки безопасной работы с инструментами и оборудованием.
Развивать творческие способности и умение находить нестандартные решения.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, аккуратность и ответственность при выполнении работы.
Воспитывать культуру труда и уважение к профессиям, связанным с обработкой металлов.
Формировать интерес к техническому творчеству и изобретательству.
Воспитывать бережное отношение к инструментам и оборудованию.
Тип урока: Комбинированный (повторение, закрепление, практическая работа (проектная деятельность))
Материалы для изготовления проекта (конструкционные и поделочные материалы – металлы, дерево, пластик, и др.)
Инструкционные карты по выполнению основных операций механической обработки металлов
Примеры готовых изделий из конструкционных и поделочных материалов
Листы с критериями оценивания проектов
Ход урока:
(I. Организационный этап (3 минуты))
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку (наличие необходимых материалов и инструментов).
Назначение дежурных.
Инструктаж по технике безопасности при работе в мастерской.
Обязательное использование средств индивидуальной защиты (очки, фартук, перчатки).
Осторожное обращение с острыми инструментами.
Правила безопасной работы на станках (если используются).
Правила уборки рабочего места.
(II. Актуализация знаний (7 минут))
Повторение основных понятий:
Что такое конструкционные материалы?
Какие металлы относятся к конструкционным материалам?
Какие свойства металлов важны для их обработки? (твердость, прочность, пластичность, вязкость)
Какие виды механической обработки металлов вы знаете? (пиление, сверление, опиливание, шлифование, точение, фрезерование)
Фронтальный опрос:
Для чего предназначены тисы?
Какие инструменты используют для разметки металла?
Как правильно пилить металл?
Какие правила безопасности необходимо соблюдать при сверлении металла?
Для чего нужна наждачная бумага?
Показ образцов конструкционных материалов и инструментов.
Краткое обсуждение преимуществ и недостатков различных металлов.
(III. Мотивация учебной деятельности (5 минут))
Демонстрация примеров готовых изделий из конструкционных и поделочных материалов (фотографии, реальные объекты).
Обсуждение возможности создания собственных изделий.
Подводка к теме урока: "Сегодня мы будем закреплять наши знания о механической обработке металлов и применять их на практике, изготавливая собственные изделия."
(IV. Повторение и систематизация знаний (15 минут))
Технологии механической обработки металлов (7 минут):
Пиление: Цель, инструменты (ножовка по металлу), основные приемы работы, техника безопасности. Показ видеоролика о правильной технике пиления металла (если есть возможность).
Сверление: Цель, инструменты (дрель, сверла), выбор сверла в зависимости от материала, основные приемы работы, техника безопасности. Показ видеоролика о правильной технике сверления металла (если есть возможность).
Опиливание: Цель, инструменты (напильники), виды напильников (драчевый, личной, бархатный), основные приемы работы, техника безопасности.
Шлифование: Цель, инструменты (наждачная бумага, шлифовальные бруски), выбор зернистости, основные приемы работы.
Технологическое оборудование (8 минут):
Ручные инструменты: Повторение назначения и правил безопасной работы с каждым инструментом (тисы, напильники, ножовка, дрель, молоток, плоскогубцы, кусачки, чертилка, кернер, разметочный инструмент, штангенциркуль).
Станки (если есть возможность показать):
Сверлильный станок: Основные части, принцип работы, правила безопасной работы.
Токарный станок: Основные части, принцип работы, правила безопасной работы (кратко, ознакомительно).
Фрезерный станок: Основные части, принцип работы, правила безопасной работы (кратко, ознакомительно).
Важно подчеркнуть, что работа на станках без подготовки и под руководством учителя недопустима!
(V. Подготовка к проектной деятельности (10 минут))
Выбор темы проекта (3 минуты):
Предложить учащимся различные темы проектов (подставка для ручек, брелок, модель самолета, рамка для фотографии, и т.д.).
Обсудить возможность выбора собственной темы проекта.
Акцентировать внимание на реалистичности проекта, учитывая имеющиеся материалы и возможности.
Планирование проекта (7 минут):
Обсудить этапы выполнения проекта:
Создание эскиза изделия.
Выбор материалов.
Разметка заготовок.
Механическая обработка деталей.
Сборка изделия.
Отделка (шлифование, покраска).
Составление плана работы (последовательность операций, необходимые инструменты и материалы, время выполнения).
Распределение обязанностей в группе (если работа выполняется в группах).
Напоминание о необходимости соблюдения техники безопасности на каждом этапе работы.
(VI. Практическая работа: Выполнение проекта (35 минут))
Учащиеся приступают к выполнению проекта под руководством учителя.
Контроль и помощь:
Учитель контролирует соблюдение техники безопасности.
Оказывает помощь учащимся в выборе материалов, разметке, обработке деталей и сборке изделия.
Отвечает на вопросы, возникающие в процессе работы.
Корректирует ход выполнения проекта, при необходимости.
Этапы работы:
Разметка заготовок на материале.
Пиление заготовок по разметке.
Опиливание заготовок для придания нужной формы и размеров.
Сверление отверстий (при необходимости).
Шлифование деталей.
Сборка изделия.
Отделка изделия (покраска, лакирование – если предусмотрено проектом) – возможно, этот этап будет перенесен на следующий урок.
(VII. Подведение итогов урока (10 минут))
Уборка рабочих мест.
Обсуждение результатов работы:
Что получилось хорошо?
Какие трудности возникли в процессе работы?
Что можно было сделать лучше?
Демонстрация выполненных работ.
Оценивание работ (с учетом критериев оценивания):
Соответствие изделия эскизу.
Качество изготовления (аккуратность, точность).
Соблюдение техники безопасности.
Организация рабочего места.
Творческий подход.
Рефлексия:
Что нового вы узнали на уроке?
Какие навыки вы приобрели?
Что было самым интересным?
Что было самым сложным?
(VIII. Домашнее задание (5 минут)
Закончить работу над проектом (если не успели на уроке).
Подготовить презентацию своего проекта (эскиз, описание процесса работы, фотографии готового изделия). (Этот пункт - если планируется защита проектов на следующем уроке)
Повторить основные понятия о механической обработке металлов.
Примерные темы проектов:
Подставка для ручек и карандашей (из листового металла, дерева и пластика).
Брелок для ключей (из листового металла).
Рамка для фотографии (из дерева и металла).
Модель самолета (из дерева и металла).
Подставка для телефона (из дерева и пластика).
Декоративный элемент для интерьера (из различных материалов).
Важные рекомендации:
Безопасность: Техника безопасности – превыше всего! Повторяйте правила безопасности перед каждым этапом работы.
Индивидуализация: Предоставьте учащимся возможность выбора темы проекта и проявления творчества.
Практика: Обеспечьте достаточное количество времени для практической работы.
Наглядность: Используйте наглядные материалы (образцы, видеоролики, презентации) для объяснения нового материала.
Оценка: Оценивайте не только результат, но и процесс работы, учитывая усилия и старания учащихся.
Этот конспект поможет вам организовать интересный и продуктивный урок по технологии в 7 классе! Удачи