kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О публикации в Электронном СМИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по технологии в 6 классе. Данная разработка дана в помощь учителю.

Просмотр содержимого документа
«О публикации в Электронном СМИ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Лермонтова




Урок технологии в 6 классе

Художественная резьба по дереву




Подготовил:

учитель технологии

высшей квалификационной

категории

Ярош Виктор Иосифович















г. Лермонтов

2018год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1».





Открытый урок по технологии.

Тема урока: «Художественная резьба по дереву»

6 класс.

Учитель технологии – Ярош Виктор Иосифович

Цель урока:

         Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева;

         Привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу;

         Обучить практическим навыкам резьбы по дереву;

         Умению создавать собственные творческие композиции в традициях художественного промысла.

 

Задачи урока:

Обучающие:

         Обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приёмам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;

         Обучить владению инструментом для резьбы по дереву;

         Сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

         Научить правилам безопасности при обработке художественных изделий.

Развивающие:

         Развивать навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

         Развивать художественный вкус, общую культуру личности;

         Развить умение давать оценку своей работе.

Воспитывающие:

         Приобщить детей к истокам русской народной культуры;

         Воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;

         Привить любовь к традиционному художественному ремеслу.

Оборудование урока:

         Рабочие тетради, линейки, простые карандаши, ластики, копировальная бумага, эскиз рисунка для геометрической резьбы;

         Материал – заготовки древесины липы и сосны;

         Наборы резцов по древесине;

         Переносная мультимедийная аппаратура;

         Презентация урока по теме: «Резьба»;

         Работы выпускников с резьбой по  дереву.

Этапы урока:

         Организационный момент

         Актуализация опорных знаний

         Объяснение нового материала

         Проектные работы учащихся

         Практическая работа «Геометрическая резьба»

         Анализ практической работы

         Подведение итогов

         Рефлексия                                                                                                                    

Организационные моменты:

         Приветствие всем присутствующим;

         Отметить в журнале отсутствующих;

         Озвучить и написать на доске дату и тему урока.

Актуализация знаний:

            

1.  какие деревья растут в нашей местности?

    (ответ: берёза, дуб, клён, сосна,  ель…)

2.  какие виды деревьев вы знаете?

    (ответ: хвойные и лиственные)

3.  какие породы древесины вы знаете:

    (ответ: мягкие и твёрдые)

4.  в каких изделиях может применяться резьба?

    (ответ: картинные рамки, мебель,  игрушки, спортивные снаряды, вазы, скульптуры и т.д….)

 

              

 

Исторические сведения:

   С давних времён Россия славилась своим разнообразием лесных массивов, а также мастерами – резчиками по древесине. Русские избы строились из брёвен и обильно украшались резьбой с верху до низу (особенно карнизы, конёк, наличники на окна и двери), оттого наверное, глядя на эту красоту – невольно сравниваешь резной узор с русскими кружевами.

   Резные работы можно было встретить везде, так как позволить себе купить что-то из металла, например – ложку, крестьянин просто не мог (было крепостное право).

Выступление содокладчиков: «А Вы знаете что …?»

         Мурасёв Александр

         Проскурин Иван

         Литвиненко Дмитрий

         Малышкин Гордей

         Акульчик Дмитрий

Мурасёв Александр.

   «А Вы знаете что …?» В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи леса, домовые духи, лошадиные духи.

   Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно было его только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году) и произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйская лошадь на 5 дней в году останется беззащитной. А если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу,  то заклинания вообще теряли силу.

   А такой идол, изображённый на рисунке, охранял всю деревню. Выполняли его 52-мя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4 – 5 метров) у въезда в селение, «дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней и разбойников.

Проскурин Иван.


«А Вы знаете что …?» Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это для соблюдения гигиены.

   В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Пётр – 1, отправляясь в путешествие по Европе,  всегда брал с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших знатного и почётного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил своё здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

Литвиненко Дмитрий .

«А Вы знаете что …?» Что ещё в Х веке в Киеве существовали мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта.

   А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной палаты.

   В XVIII веке большое количество мастеров – резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.





Малышкин Гордей.

«А Вы знаете что …?» Управляющий Ярославской железной дорогой, блестящий делец, миллионер – Савва Иванович Мамонтов был всесторонне одарённым человеком: прекрасно пел, играл на фортепьяно, был скульптором и драматургом, занимался режиссурой. И ко всему этому имел великолепный дар распознавать таланты.

    Можно назвать десятки имён, представляющих гордость нашей культуры XIXвека, которым Мамонтов С.И. помог материально во время становления их мастерства и которые были под его опекой: художники – Поленов, Репин, Васнецов, Серов, Врубель, Левитан, прекрасный певец – Шаляпин, композитор – Рахманинов; много ещё можно было бы вспомнить знаменитых имён, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.

   Им были созданы (открыты) и спонсированы русские школы по восстановлению промыслов художественной резьбы.

Акульчик Дмитрий.

«А Вы знаете что …?» В последствие Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создаёт резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно – промышленное училище, где готовят мастеров народных художественных промыслов.

        

   Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы.

Физкультминутка.  (под звуки русской мелодии – «Комаринской»)

   Мы немножечко устали,

         Быстро встали и руками помахали:

               Раз, два, три, четыре, пять – повторим это опять.

   Наклонимся влево, вправо,

          Головою повертим,

                Чтоб спина не уставала – заряд бодрости дадим…

Изучение нового материала: «Художественная резьба по дереву.»

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

   Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки, прялки и многое другое.

            

Для резьбы выбирают хорошо  высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженной текстуры (берёзы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и т.д.).

   Миниатюрную резьбу выполняют на твёрдой древесине самшита, груши, яблони, клёна, граба и т.д.

   Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород.

Представление двух проектных работ учеников 6-ого класса (с элементами резьбы):

         Решетников В. с проектом «Русский колорит»

         Дубинин Д.  с проектом «Жизнь на море».

Знакомство с инструментами по резьбе.

Ножи, резаки, стамески, клепики, ноготки, клюкарзы, гейсмусы, штихеля, косяки, ложечники, лобзики, рашпили, чеканы, прочие инструменты.

Виды резьбы по дереву.

   Геометрическая, плоскорельефная, рельефная, прорезная (ажурная), скульптурная (объёмная), домовая (корабельная).

Виды геометрической (выемчатой) резьбы.

Четырёхгранно-выемчатая, трёхгранно-выемчатая, скобчатая.

Правила охраны труда при резьбовых работах.

         

         Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.

         Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов.

         Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку, сверху, а лампа должна находиться на достаточном расстоянии от резчика.

         Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках.

         Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии.

         Инструмент класть на верстак режущей кромкой от себя.

         Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками – отступления от этого правила – нет!

         Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора.

         Необходимо всегда иметь под рукой средства первой медицинской помощи.



Практическая работа.

   Класс делим на две команды:

         1 – команда «Молоток», работает на хвойной породе древесины – сосне

         2 – команда «Гвоздь», работает на лиственной породе древесины – липе

Звучит спокойная классическая мелодия; по моему сигналу (хлопок в ладоши) учащиеся меняются заготовками и пробуют резать на другом материале.

Убирают рабочие места, моют руки и присаживаются на свои места.

Подведение итогов.

         С какими видами резьбы вы сегодня познакомились?

         Назовите основные инструменты, которые вы использовали при резьбе по дереву?

         Какие материалы лучше брать для начинающего резчика?

         Перечислите виды геометрической резьбы?

         Из какой древесины лучше делать миниатюрные изделия?

         Из какой древесины лучше делать крупные изделия?

Спасибо всем за активную работу во время урока. Все заслуживаете оценки – «5». Молодцы!!!

Записать домашнее задание в дневник.

         Придумать и нарисовать рисунок – схему для геометрической резьбы.

Рефлексия.

         Кем вы себя ощущали сегодня во время практической работы по резьбе?

Урок окончен, до свидания.













Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 1 Т.И. Ширшова



Директор МБОУ СОШ №1 К.П. Акульчик






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
О публикации в Электронном СМИ

Автор: Ярош Виктор Иосифович

Дата: 09.10.2018

Номер свидетельства: 480075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "ПОЛОЖЕНИЕ  о публичном докладе (отчете) директора школы "
    ["seo_title"] => string(62) "polozhieniie-o-publichnom-dokladie-otchietie-diriektora-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "130618"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415958834"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Исследовательский проект «Использование ИКТ на уроках географии как средства активизации позновательного интереса к учению» "
    ["seo_title"] => string(138) "issliedovatiel-skii-proiekt-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii-kak-sriedstva-aktivizatsii-poznovatiel-nogho-intieriesa-k-uchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "125739"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415038287"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Они сражались за Родину "
    ["seo_title"] => string(23) "oni-srazhalis-za-rodinu"
    ["file_id"] => string(6) "153187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420980293"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект образовательной деятельности "Приключения колобков""
    ["seo_title"] => string(60) "konspekt_obrazovatelnoi_deiatelnosti_prikliucheniia_kolobkov"
    ["file_id"] => string(6) "490968"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544947051"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "“Игрушечные животные”"
    ["seo_title"] => string(22) "igrushechnye_zhivotnye"
    ["file_id"] => string(6) "572811"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1612980017"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства