Просмотр содержимого документа
«Мой профессиональный выбор»
Проект программы по профориентации учащихся 8-9 «а» класса
«Мой профессиональный выбор».
Система работы с группой учащихся 8-9 класса по профессиональному самоопределению.
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» основная идея которого состоит в обновлении средней школы в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть, построено в значительной мере с возможностью реализации юношам и девушкам своих интересов, способностей и дальнейших (после школьных) жизненных планов. Профильное обучение обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов и ориентировано, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Чтобы помочь школьнику с выбором и с самоопределением профессии, ученик должен пройти этапы диагностики.
После проведения анкеты выделились следующие группы учащихся:
«определились с будущей профессией»- 3 человека из класса -12%
« не знают, кем хотят быть» -22 человек- 88% учащихся
Исходя из этих данных, передо мной возникла проблема: самоопределение группы учащихся в 8-9классе.
Гипотеза : если создать условия развивающей среды для учеников 8- 9 класса, то они должны осознанно подойти к выбору профессии, определить для себя куда пойти учиться в другие учебные заведения или продолжить обучение в школе.
Цель проекта: создание условий для профессионального самоопределения учащихся.
Задачи проекта:
Изучить психолого-педагогическую литературу.
Дать представление о мире профессий в 8 классе.
Соотнести выбор профессии с результатами диагностики.
Проведение классных часов по данной тематике.
Проведение анкеты «Выбор профиля обучения».
Привлечение специалистов из других учебных заведений.
Тематические родительские собрания.
Проведение тренингов по профориентации.
Взаимодействие родителей, учителей и учеников в реализации проекта.
Виды деятельности:
Вид деятельности
время
место
ответственный
1.Ориентировочное
Февраль-март
2013г.
школа
психолог
2 Родительское собрание с детьми
Март
2013г
школа
Классный руководитель
3.Классификация профессий
Март 2013г
школа
Классный руководитель и психолог
4. Темперамент и выбор профессии
Апрель 2013г.
школа
Классный руководитель, психолог
5.Интерсы и выбор профессии
Апрель 2013г.
школа
Классный руководитель, психолог
6. Классный час «Кем быть»
Май 2013г
школа
Классный руководитель
7. Склонности и профессиональная направленность
Май 2013г
школа
Классный руководитель, психолог
8. Родительское собрание с детьми «Мой профессиональный выбор»
Сентябрь 2013г
школа
Классный руководитель
9. Анкета «Выбор профиля обучения»
Сентябрь 2013г.
школа
Классный руководитель
10. Экскурсия в ППКК
Октябрь 2013г
школа, ППКК
Классный руководитель
11.Привлечение учителей- предметников для совместной работы в профильных группах
Октябрь 2013г
школа,
Классный руководитель, учителя-предметники
12. Работа над групповым проектом по профориентации
Ученик молчит, не отвечает на вопросы, игнорирует членов группы
0 баллов
2.
работа в группе под руководством учителя, (учитель-координатор, обсуждение)
Ученики высказываются по теме, но учитель руководит процессом обсуждения
Ученики выступают, отвечая на вопросы, которые задает учитель
1 балл
3.
Работа в группе под руководством учителя( учитель помогает договориться о правилах работы в группе)
Ученики высказывают своё мнение, если их стимулирует учитель
Ученики выступают, отвечая на вопросы, которые задаёт учитель, выражая своё отношение к идеям других членов группы
2 балла
4
Самостоятельная работа в группе( участие учителя минимально)
Ученики самостоятельно договариваются о правилах работы в группе, способны обобщить результаты обсуждения и зафиксировать их
Ученики выступают, отвечая на вопросы, которые задает учитель, выражают своё отношение к идеям других членов группы. Ученики задают вопросы для уточнения и понимания идей товарищей.
3 балла.
5.
Самостоятельная работа в группе: выбор путей работы в группе.
Ученики высказывают собственные идеи, сопоставляют их с идеями других членов группы, развивают идеи друг друга, могут самостоятельно преодолеть возникающие трудности.
Ученики задают вопросы для уточнения и понимания идей товарищей. Ученики предлагают план действий по завершении обсуждения, самостоятельно выбирают пути работы группы, могут сравнивать различные предложения.
4 балла.
Целеполагание. Регулятивные УУД.
№
Критерии
дескрипторы
Проявление в поведении учащихся
баллы
1
Отсутствие цели
Частично принимает цель, сформированную учителем или простейшие цели
Отвлекается, нуждается в контроле со стороны учителя, не может ответить на вопрос о том, что собирается делать
0 баллов
2
Принятие цели и задач, сформулированных учителем
Ученик подтверждает понимание целей и задач, сформулированных учителем
Осознает, что надо делать, но только при решении практических задач, не видит конечных результатов деятельности
1 балл
3
Формулирование целей и задач совместно с учителем
Обсуждает и формулирует цели и задачи совместно с учителем
Осознает и обсуждает, что надо делать и как, но только при решении практических задач, не видит конечных результатов деятельности
2 балла
4
Формулирование целей ,задач и способов их достижения при минимальной помощи учителя
Ученик самостоятельно формулирует цели и задачи, адекватные проблеме проекта, предлагает способы, ресурсы достижения целей, указывает риски( помощь учителя минимальна)
Принимает решения и может дать отчет о своих действиях.
Четко осознает свою цель, структуру способа решения проблемы, может выстроить развёрнутое высказывание о способах решения.
3 балла
5
Самостоятельная постановка цели
Самостоятельно формулирует цели, определяет пути достижения, анализирует ресурсы и риски.
Четко осознает свою цель, может выстроить развернутое высказывание о способах решения. Выдвигает способы решения проблемы.
4 балла.
Риски
Родители не одобряют профессиональный выбор учащегося.
Не платёжеспособность родителей в связи с выбором ребенком обучения на коммерческой основе.
Некоторые учащиеся не смогут соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной специальности.