Просмотр содержимого документа
«Игра "Город мастеров"»
Игра «Город мастеров»
Петрова Л.Н., учитель технологии
ГБОУ «Свердловский лицей № 1»
Цель:формирование у учащихся эстетического отношения к труду.
Задачи:знакомство с произведениями декоративно-прикладного народного творчества; усвоение эстетических критериев оценки процесса и результатов труда; развитие умений воспринимать, переживать и оценивать красоту труда, его результатов.
Состав участников:V-VII классы.
Время:1-1,5 ч.
Подготовка. Класс разбивается на несколько творческих групп (по 5-6 учащихся). Каждой группе дается задание подобрать три изделия, которые изготовлены из какого-нибудь одного природного материала. Например, одна группа подбирает изделия из соломки, вторая из дерева, третья из камня, четвертая из глины, пятая из металла. Желательно, чтобы изделия представляли собой лучшие образцы народного декоративно-прикладного творчества. Обязательными требованиями являются: разнообразие видов изделий, их оригинальность, качественное изготовление, высокий уровень отделки, эстетического оформления. Желательно, чтобы по крайней мере одно изделие было выполнено школьником – членом творческой группы. Если такой возможности нет, то представляются изделия только взрослых мастеров.
В ходе подготовки к игре группы изучают секреты изготовления подобранных ими изделий. Они могут встречаться с мастерами, которые изготовляют подобные изделия, проконсультироваться с учителем, изучить литературу. Группа готовит для других участников игры вопросы примерно следующего характера: о материалах, из которых сделаны изделия, об их декоративно-эстетических свойствах; об инструментах, необходимых для изготовления изделий, их отделки; о технологии изготовления изделий, их эстетическом оформлении; о мастерах и местах традиционного изготовления такого вида изделий; о творческой неповторимости, оригинальности изделий.
Каждый член группы должен уметь сам подробно ответить на эти вопросы и охарактеризовать изделия. Учащийся, изготовивший одно из отобранных для игры изделий, готовится рассказ о том, какие умения, навыки, знания ему пригодились, чему пришлось научиться заново, какие трудности пришлось преодолеть в ходе работы. Творческая группа может выбрать материал и отобрать изделия, составить вопросы для игры. Возможны и варианты. Например, природный материал, который выбрала данная группа, известен другим группам, а изделия не известны; вопросы, которые подготовила группа полностью или частично сообщаются другим группам и т.п.
Ход игры. Ведущий объявляет о целях и условиях игры. Избирается жюри (по представителю от группы). Далее ведущий поочередно дает слово творческим группам. Каждая из них представляет свои изделия и предлагает участникам игры, прежде всего, определить какие изделия принадлежат взрослым мастерам, а какое – учащемуся, и объясняет, почему они так считают. Затем задаются подготовленные вопросы. За полный правильный ответ на каждый вопрос жюри присуждает баллы группе, член которого дал правильный ответ. В случае неправильного или неполного ответа отвечает член группы, которая представила данное изделие, и баллы присуждаются этой группе.
На этом этапе одной из главных задач учителя является создание радостной атмосферы игры. Важно, чтобы «вопросы-ответы» не превратились в скучный экзамен, а помогли бы подросткам может быть впервые обратить внимание на эстетические свойства различных природных материалов, которые оживают и радуют глаз, побывав в руках мастеров. Важно, чтобы школьники задумались над секретами, позволяющими человеку создавать своими руками. Игра должна затронуть чувства подростков – вызвать удивление, восхищение, желание научиться использовать тот или иной природный материал, создавать прекрасные вещи. В ходе игры учащиеся учатся целенаправленно вычленять и анализировать эстетические характеристики предметов, сравнивать их, определять их качество, творческую неповторимость и общественную пользу. Особое внимание уделяется анализу, оценке изделий самих подростков. Учащиеся отмечают, что удалось и что не удалось их создателям.
После выступления всех групп жюри подводит итоги игры. Называются группа – победитель и лучшие игроки. Особо отмечаются авторы лучших изделий.