(УМК «Начальная школа ХХI века. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Е.А.Лутцева.-М: Вентана-Граф, 2017.-160 с.:ил.)
Педагогические цели | Ознакомить учащихся с понятиями «вторичное сырье» и «экология», со способами утилизации отходов, выяснить их положительные и отрицательные стороны, показать опасность отходов для человека и окружающей среды; формировать у учащихся понимание важности экономической выгоды переработки отходов; учить понимать необходимость изменения собственного образа жизни для того, чтобы уменьшить потребление ресурсов и сократить отходы; развивать самостоятельность в планировании, пространственное мышление; прививать интерес к предмету |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | научатся конструировать изделия из вторичного сырья; познакомятся с содержанием понятий «вторичное сырье» и «экология»; получат представление о значении раздельного сбора отходов. |
Личностные результаты | имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; работать по плану, составленному совместно с учителем, используя инструкционные карты; осуществлять контроль точности выполнения операций; Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, анализировать ее;логические – осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков. Коммуникативные: воспринимают речь учителя, строят понятные речевые высказывания, научатся формулировать ответы на вопросы, , вступают в учебный диалог |
Основное содержание темы: | Вторичное сырье, экология |
Образовательные ресурсы и оборудование | Учебник, с. 79-82. Образцы изделий, цветная бумага, ножницы, вторичное сырье (пластиковые бутылки, футляры из-под шоколадных яиц), карандаш, проволока, клей, скотч коробочка для мусора, салфетки |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1.Мотивирование учебной деятельности | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Прозвенел звонок, продолжаем путешествие по стране знаний. К какому уроку вы приготовились? Проверим готовность к уроку. Я называю материалы и инструменты, а вы глазками проверяете, все ли приготовили. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение учителя |
2.Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа. Рассказ учителя, демонстрация. | Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без благ цивилизации, забывая о том, что многие из этих благ наносят большой урон природе и окружающей среде. Распространение одноразовой тары обернулось настоящим мусорным бедствием для многих стран мира. -Назовите, на ваш взгляд, самый распространенный упаковочный материал? ( полиэтиленовые пакеты) Ни один магазин не обходится без. Мы настолько привыкли к этим пакетам, что жизнь без них уже кажется неудобной. Социологи подсчитали, что пакеты используются только в течение 20 минут прежде, чем их выбрасывают. Но они будут жить еще 1000 лет пока не сгниют. Птицы в опасности, когда они питаются на свалках. При сжигании полиэтиленовых пакетов выделяется большое количество углекислого газа, которое разрушает озоновый слой. ( Просмотр видеоролика) - Что вы для себя отметили, просмотрев этот ролик? - Полиэтилен наносит невосполнимый ущерб экологии. - Как вы считаете, можно ли выбрасывать полиэтиленовые пакеты, пленку вместе с бытовыми отходами? - Конечно, нельзя. Это влечет за собой невосполнимые последствия для всего, что нас окружает. К сожалению, некоторые люди об этом даже не задумываются и, выбрасывают изделия из полиэтилена вместе с другим мусором в контейнеры, урны, а иногда еще хуже – в водоемы или просто на улицы города. А ведь из вторсырья, в том числе из полиэтилена, можно сделать очень интересные изделия. - Сформулируйте тему урока. (Изделия из вторсырья) - Вы правы, тема нашего урока «Вторичное сырье. Изделие из вторсырья». | В ходе беседы урока с учителем определяют тему урока | Принимают учебную задачу. Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проявляют интерес к изучению нового материала. | Беседа по вопросам |
3.Усвоение новых знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, наглядный, Беседа. | -Что же делать с отходами, предметами, ставшими непригодными для использования? Куда их девать? -Какие виды вторичного сырья вы знаете? -Какой самый распространенный вид вторичного сырья? Для получения вторсырья необходимо приучать себя к раздельному сбору твердых бытовых отходов. Можно сдавать бытовой мусор на пункты приема вторсырья. Сдача вторичного сырья – это не только способ заработать деньги, но и сохранить чистый воздух, леса, реки, природные ресурсы. Например 60 кг макулатуры сохранят жизнь одному дереву. | Слушают учителя, анализируют, отвечают на вопросы, делают выводы | Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; анализируют ее.Умеют формулировать ответы ннаа вопросы , вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя | Устные ответы |
4.Физкультминутка | | Что нам нужно для зарядки? Врозь носки и вместе пятки. Начинаем с пустяка: Тянемся до потолка. Не беда, что не достали – Распрямились. Выше стали! И стоим не «руки в брюки» – Перед грудью ставим руки. Чтоб за лень нас не ругали – Повторим рывки руками. Эй, не горбиться, ребятки! До конца своди лопатки. Стой! Опора есть для ног? Руки вверх, другую – вбок. С упражнением знакомы? Называется «наклоны». Вправо-влево повторяем, Гнём себя и выпрямляем. Тело силой зарядили. Про улыбку не забыли. | Выполняют движения по тексту под руководством педагога | Осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни | Правильное выполнение движений |
4.Закрепле ние знаний и способов действий. Практическая работа. | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, практическая работа, инструктаж. | Прежде чем выкидывать старые вещи, надо подумать, включить фантазию, приложить творческие усилия и из ненужной вещи сделать оригинальную поделку. Давайте посмотрим небольшую презентацию - Сегодня мы постараемся найти новое применение пластиковой бутылке и футлярам от шоколадных яиц (учитель организует работу класса: показывает образцы изделий, выполненых из вторичного сырья, проводят их анализ, составляет последовательность действий) -Ребята, при разрезании пластиковой бутылки каким инструментом мы будем пользоваться? Давайте попробуем это сделать ножницами? Удобно? Гораздо удобнее резать канцелярским ножом. Давайте вспомним правила безопасности при работе с концелярским ножом? | Анализируют изделия,узнают и называют освоенные материалы, способы соединения деталей в поделках, приемы работы; проговаривают вслух последовательность производимых действий, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания Проговаривают правила С. 82 | Умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения, задают вопросы для уточнения последовательности работы; поддерживают порядок на рабочем месте | Практическая работа |
Выставка работ | Коллективная, фронтальная. Наглядный, словесный. Выставка, беседа. | Организует выставку готовых работ. Предлагает обсудить изделия, обращает внимание на аккуратность, рассказать о своей работе, дать оценку работам одноклассников | Совместно обсуждают качество изделий, отвечают на вопросы учителя | Делают выводы о совместной работе, испытывают чувство удовлетворения от сделанной работы | Беседа по вопросам |
5.Рефлексия учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? – Знаете ли вы, что означает слово «экология»? Сравните свой ответ с формулировкой данного понятия в словаре (учебник, с. 156). – Почему слова «Отходы – в доходы!» должны стать лозунгом для каждого из нас? (Потому что природные кладовые не безграничны, а продуманные технологии позволят экономить природные ресурсы.) – Всё ли вам удалось в выполнении практического задания? – Что не удалось? Почему? -Какое у вас настроение? | Отвечают на вопросы | Умеют подводить итоги урока, оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, имеющую оценочный характер отзыва о готовом изделии | Беседа по вопросам |