В современном мире образование становится незаменимым. Понимание важности постоянного обучения и профессионального роста является основой педагогической деятельности. Уроки технологии в школе связывают теоретические знания с актуальными потребностями общества, открывая двери в взрослую жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в современном мире.»
Н.Н. Борисова, учитель технологии, ВКК,
МАОУ СОШ №25
г. Верхняя Пышма,
Свердловской области
Урок технологии в современном мире.
«Величайший признак успеха учителя… — это способность сказать: «Дети теперь работают так, как будто меня не существует»
Мария Монтессори.
Технологию, по негласной традиции, относят к второстепенным дисциплинам. Может быть, действительно, этот предмет не такой важный среди школьных предметов? Как учитель технологии я не могу не задавать себе вопросы: чем же важен предмет технологии (технический труд)? Что дают детям занятия в школьной мастерской? Уроки технологии, особенно для городских школьников, пожалуй, единственная возможность познакомиться с конструкцией различных приборов, машин и оборудования, поработать с ними. Помимо этого, не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению, многие относятся к практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников.
Впервые термин "технология" вошел в употребление в конце XVIII века. Ввел его немецкий ученый Иоганн Бекман для обозначения ремесла и его составных частей. Однако технологии существовали и раньше. Каждый мастер передавал своим ученикам необходимые им знания, умения и навыки. Как правило, тонкости ремесла нигде не фиксировались, и не только потому, что книг было мало или люди в большинстве своем были неграмотны. Каждая мастерская стремилась сохранить свои секреты. Неожиданная гибель мастера, не успевшего подготовить преемника, могла привести к исчезновению целой отрасли. Некоторые из утраченных в прошлом ремесел так и не удалось восстановить.
В переводе с греческого слово "технология" означает "мастерство". Этим термином принято обозначать совокупность приемов, позволяющих получить из исходных материалов необходимое изделие. Технология описывает способы воздействия на материал, инструменты, которые необходимо использовать, навыки, которыми должен обладать мастер. Без технологии невозможно развитие ремесла, отдельной отрасли и даже производства в целом.
Время неизбежно движется вперед. Меняется окружающий нас мир – меняемся и мы сами. Нужно ли сейчас изучать в школе такой предмет как технология? Зачем девочкам уметь готовить обед, когда в магазине представлен большой ассортимент полуфабрикатов, зачем уметь шить и заниматься рукоделием, когда все это можно купить?
Ранее на уроках труда учеников в средней школе делили на 2 группы по половому признаку. Девочки занимались шитьем, готовкой, то есть домоводством, мальчики выпиливали детали из дерева, обучались основам слесарных работ. Нужного оборудования в школах не хватало, поэтому на уроках ученики изучали теорию, а затем выполняли практическое задание. К примеру, девочки записывали рецепты, дома готовили под присмотром родителей, а в школу приносили получившееся блюдо. В старших классах одним из обязательных направлений была профориентация. Школьники знакомились с разными профессиями, ходили на ознакомительные экскурсии по заводам, предприятиям, даже проходили там практику. Это помогало сделать осознанный выбор будущей специальности.
По новым требованиям ФГОС гендерное разделение необязательно. Сейчас, помимо практических занятий, учащиеся должны уметь ориентироваться в информационном пространстве. Программа современных уроков по технологиям зависит от школы, имеющегося в ней оборудования и включает несколько компонентов: робототехника, домоводство, обработка дерева, работа с металлом.
На сегодняшний день уроки технологии являются единственными, где учащиеся могут практически создать продукт своими руками, обладающий для них личной значимостью. Этот предмет формирует набор навыков и умений, которые будут переданы следующим поколениям. В нашей стране существует множество неполных семей, или родители так заняты работой для обеспечения финансов, что не могут уделять достаточно времени детям, особенно в вопросах обучения мальчиков забивать гвозди и девочек пришивать пуговицы. Предмет технологии предназначен для восполнения этого вакуума.
Современные учащиеся часто погружаются в виртуальную реальность, что иногда приобретает форму зависимости. Уроки технологии стремятся отвлечь их от этого, направляя внимание на создание полезных в быту предметов и участие в социальных проектах. На занятиях активно применяются здоровье сберегающие технологии. До 80% времени на уроках посвящается практическому труду. Дисциплина «технология» развивает у учеников практические навыки.
Современная образовательная система должна обеспечивать успех в обучении каждого ученика. Уроки технологии являются особенно подходящими для этой цели. Согласно новым стандартам, каждый учебный предмет, в зависимости от своей структуры и содержания, предоставляет возможности для развития универсальных учебных действий. На занятиях по технологии возможно формирование всех типов таких действий.
Учитель сегодняшнего дня является творческой личностью, всегда стремящейся к новым знаниям, постоянно совершенствующей свои навыки и получающей удовлетворение от работы. Практическая деятельность играет ключевую роль в развитии профессиональных умений. Особенность области технологии в том, что её практическое направление помогает связать умения учащихся с требованиями различных профессий.
Каждый ребенок обладает талантом. Учитель понимает, что заинтересованный учащийся показывает более высокие результаты. Интерес порождает желание узнать, исследовать и расширять горизонты. Повышение мотивации к изучению технологии является важной задачей педагогической практики. Работая с одаренными учениками, необходимо создать условия для их выявления и поддержки.
В современном мире образование становится незаменимым. Понимание важности постоянного обучения и профессионального роста является основой педагогической деятельности. Уроки технологии в школе связывают теоретические знания с актуальными потребностями общества, открывая двери в взрослую жизнь.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья»