Понятие дизайн охватывает не только графическую направленность материальных объектов, это характеристика, связанная с экономическими, национальными, социальными, нравственными и эстетическими категориями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Промышленный дизайн в школе»
Современное общество, в постоянно меняющемся мире, создаёт определённые социальные предпосылки, включающие в себя экономические, нравственные и эстетические нормы. Зачатки модернизации начали создавать реальную возможность к постепенному формированию мировоззрения человека, его нового представления о продукции, её роли, значении и пользе. Анализируя форму человек выражал глубинный, символический смысл, апеллировав к культурным, историческим, национальным и генетическим корням. Ход исторических событий и развитие общества создали социально-экономическую предпосылку, ускорив появление дизайнера, сделав его актуальным, востребованным, гармонизируя среду и самого человека.
Понятие дизайн охватывает не только графическую направленность материальных объектов, это характеристика, связанная с экономическими, национальными, социальными, нравственными и эстетическими категориями. А его коммуникативная способность проникать во все направления науки и промышленности, ещё больше доказывает его актуальность и необходимость. Эта сопричастность и совокупность отношений и стала визитной карточкой дизайна.
Всё, что практически нас сегодня окружает, плоды дизайнерской мысли; предметы мебели, атрибутика на кухонном и рабочем столе и в наших сумках, вся мировая архитектура, машиностроение и автопром, даже и этот монитор, за которым написана эта статья. Это тотальное проникновение дизайна в нашу жизнь психологически изменило и нас, ведь главной и первой задачей дизайна, это изменение психологии человека, а уж вторичное, это изменение самого предмета, и это многие путают. Вот почему только, профессионально овладев законами, которые способны дать учебные заведения, человек реально может вмешиваться в закономерности действительности, расширяя границы интеллектуальных и технических возможностей.
Считаю, очень важным на сегодняшний момент, направление «Промышленный дизайн» в школе в составе модульного изучения предмета «Технология». На своих уроках по промдизайну весь тематический план мы выстроили, исходя из основных этапов проектирования и макетирования.
Этапы проектирования моделей и макетов:
Постановка задачи. Обучающийся ставит перед собой задачу по моделированию или макетированию с учетом своих интересов и наклонностей. Возможен выбор одного из направлений моделирования или макетирования. Выбор объекта также на усмотрение обучающегося. За период обучения он может изменить направление деятельности, единственное условие - предыдущий объект должен быть завершен. Есть обучающиеся, которые выполняют 2-3 работы одновременно. Поощряется создание своей собственной конструкции объекта техники.
Поиск и сбор информации об объекте макетирования в печатных изданиях, Интернет-ресурсах, консультации со специалистами и др. Необходимо найти изображения объекта техники и его узлов (фотографии, чертежи, схемы). Параллельно составляется историческая, научно-техническая справка об объекте. Особенно ценна информация, если объект имеет культурное, историческое значение (храмы, техника времен Великой Отечественной войны и т. д.). Собранная информация становится основой творческих и исследовательских работ.
Анализ конструкции, разработка чертежей и эскизов элементов, деталей. Выбирается масштаб изделия относительно найденного изображения. Очень часто обучающиеся нашей школы выполняют макет или модель с фотографий, которые имеют какой-либо один ракурс. Поэтому именно на этом этапе активизируются и развиваются способности обучающихся к творческому мышлению. Обучающийся сам дорабатывает конструкцию объекта при помощи описания в литературе, изучая подобные по конструкции объекты.
Выбор материала для изготовления модели или макета. Это очень важный этап, от него зависит технология изготовления, сборки и отделки. Наиболее распространенными материалами являются конструкционные, однако вполне допускаются и другие (бумага, ткани и т. д.). Допускается использование вторичных материалов (например, наконечник от ручки может имитировать сопло ракетного двигателя).
Выбор технологии изготовления изделия. Разработка технологических карт на детали модели или макета от выбора заготовки до сборки и отделки в соответствии с требованиями технологий обработки материалов, техники безопасности и охраны труда. Соответственно обучающийся вспоминает и закрепляет знания и умения по обработке конструкционных материалов и правила безопасной работы.
Изготовление деталей объекта техники. Именно здесь обучающийся применяет знания, полученные не только на уроках технологии, но и физики, химии и других. Качество выполнения контролируется, прежде всего, самим обучающимся и учителем.
Сборка и отделка. При сборке деталей макета или модели используются различные способы соединения: клеи, пайка, прессование и т. д. в соответствии с возможностями возраста обучающегося и условиями учебной мастерской. Окраска модели или макета должна полностью соответствовать окраске образца.
Написание и защита творческих и исследовательских проектов. На основании собранных материалов пишется работа, соответствующая требованиям к оформлению научных работ, составляется медиапрезентация. Защита работы проводится в рамках класса, на школьном туре олимпиады, научно-практической конференции. Лучшие работы рекомендуются для участия в мероприятиях городского и регионального уровня.
Таким образом, весь учебный материал изучаемого модуля «Промышленный дизайн» по технологии преподаётся в нашей школе планомерно и масштабно, охватывая все основные этапы создания предметной среды.