Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.
Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.
Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.
Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока "Вышивка крестом" 5 класс»
План урока
Тема: «Вышивка крестом».
Цели урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы.
Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус.
Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки.
Профориентационная – знакомство с профессией художник - модельер.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
Оборудование, материалы, инструменты: учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, сантиметровая лента, нитки для вышивания, калька, копировальная бумага, канва.
Ход урока
Организация урока:
Проверка готовности учащихся к уроку;
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация ранее полученных знаний:
Что такое вышивание?
Как можно украсить одежду?
Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий?
Изучение нового материала:
Сообщение теоретических сведений.
Отделка швейных изделий вышивкой.
Из глубины веков пришла в нашу современную жизнь любовь к рукоделию. Женщинам самых разных поколений и сословий всегда было по душе изготавливать своими руками различные безделушки и серьёзные вещи, украшая свой дом и одежду.
С древних времён искусные мастерицы украшали вышивкой крестом одежду и предметы быта. Ещё при археологических раскопках древних курганов были найдены остатки одежды, вышитые шерстяными и шёлковыми нитями.
Для того, чтобы вышить рисунок, его сначала изображали контуром на фоне мелкой сетки, которую потом раскрашивали вручную. Позже стали появляться рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорами с обозначением цветов.
Первые изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаге появились в Германии. Именно там впервые были выпущены наборы раскрашенных узоров для вышивания и нитки – они назывались «берлинская вышивка». Эти вышивки выполнялись шерстью или шёлком по канве или холсту и воспроизводили жанровые сцены, пасторальные и религиозные мотивы. Большой популярностью пользовались узоры с изображением цветов и растений.
Первые счётные схемы в том виде, в котором мы привыкли их видеть и сегодня, были напечатаны в 1810 г. Л. В. Виттихом и сразу приобрели большую популярность. А в 1849 г. Издавалось уже несколько десятков тысяч различных счётных схем. Они были чёрно-белые с напечатанными контурами цветовых оттенков, которые потом вручную раскрашивали специально нанятые девушки из бедных семей.
Благодаря этим схемам особым спросом стала пользоваться и ярко окрашенная берлинская шерсть. Для вышивок были специально разработаны нитки новых оттенков – ярко - розового, пурпурного, лимонного и цвета фуксии.
Полный расчёт схемы рисунка с цветом и чёткими границами привёл к значительному упрощению работы рукодельницы и свёл всё многообразие стежков по канве к двум – кресту и полукресту.
Во второй половине 19 века стал популярен так называемый «лоскутный стиль» вышивки по канве. Работы, выполненные в это манере, представляют собой отдельные элементы, соединённые в виде лоскутков в одно большое панно. Так вошли в моду геометрические орнаменты.
В те времена многие рукодельницы предпочитали самостоятельно раскрашивать схемы, подбирая цвета по собственному вкусу – это придавало каждой работе индивидуальность.
В России вышивка крестом по канве стала повсеместно развиваться после 1812 г., когда из-за границы хлынули разнообразные европейские рисунки и узоры. Но в некоторых регионах России рукодельницы продолжали вышивать старинные узоры, характерные для своих губерний и областей. Выполнялись они на холсте с очень чётким и ровным переплетением нитей.
Девочка 7-8 летнего возраста начинала готовить себе приданное, и к 15-16 годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почётных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.
Цветные счётные схемы в России стали выпускаться во второй половине 19 века, поэтому больше не было необходимости вручную раскрашивать рисунки. В основном это были схемы, привезённые из Европы, т. к. традиционно русских рисунков в России почти не выпускалось. Большой популярностью пользовалась продукция немецких, австрийских и французских фирм.
Счётные схемы для вышивания в те времена были очень дорогими, поэтому их бережно хранили и они передавались от матери к дочери.
В наше время интерес к вышиванию крестом по канве возрос после Великой Отечественной войны. Вышивкой крестом украшали и украшают детскую и женскую одежду, а также предметы быта: занавеси на окна, салфетки, скатерти, наволочки, панно, полотенца, фартуки, сумки и т. д.
Материалы и оборудование для вышивки крестом.
Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента и пяльцы.
Канва – бывает простая и двойная.
Простая канва – это сетка. Для вышивания по такой канве необходимо её наложить на ткань, а затем канву приметать по всей поверхности ткани. Когда вышивка будет готова, канву осторожно, по одной ниточке, удаляют.
Двойная канва имеет расположенные парами нити основы и утка. Это самая популярная канва, т. к. вышивание по ней не представляет никакой сложности.
Для вышивки крестом подходят все ткани полотняного переплетения: это льняные и полульняные ткани, бязь, рогожка, штапельное полотно.
Нитки для вышивания могут быть любые: х/б, льняные, шерстяные, полушерстяные, шёлковые с добавлением золотых и серебряные нитей, ирис, мулине. Но наиболее распространена вышивка нитками мулине, т. к. они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Их подбирают в соответствии с цветовой гаммой рисунка.
Иглы ( специальные для вышивания ) – длина и толщина иглы соответствует толщине ниток и плотности ткани. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы нитка легко проходила сквозь ткань. Для работы по плотным тканям используют иглу с острым концом, а для работы на редких тканях и канве – иглу с тупым концом.
Напёрсток ( надевают на средний палец правой руки ). Он предохраняет палец от уколов при проталкивании иглы через ткань. Напёрсток подбирают точно по размеру пальца – он не должен ни сжимать и ни спадать с него.
Ножницы должны быть двух видов:
1.Маленькие с загнутыми вверх острыми концами – для подрезания нитей.
2.Большие – для раскроя.
Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора, ширины подгиба изделия и т. д.
Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом.
Чтобы изделие во время вышивания не загрязнилось, поверх него кладут другую ткань с вырезанным в середине отверстием диаметром меньшим диаметра пялец или закрывают край работы вместе с пяльцами полиэтиленовой пищевой плёнкой.
Для закрепления пялец и удобства вышивания выпускаются всевозможные стойки ( напольные и кресельные ), а также крепежи, при помощи которых можно закрепить пяльцы к столу.
Существуют всевозможные варианты пялец:
Пяльцы – рамка – это одна из разновидностей круглых пялец. Внутренний обруч таких пялец сделан из пластмассы, а внешний – из прорезиненного материала с рисунком под дерево. Ткань натягивается, рисунок вышивается, излишки ткани закрепляются с обратной стороны, и вот готова вышитая и оформленная работа, которую можно повесить за имеющуюся на пяльцах петельку. Т. е. по окончании работы пяльцы выполняют функцию рамки. Диаметр и форма их разнообразны.
-Рамочные пяльцы ( рамки гобеленовые ) – сделаны из дерева. Ткань на рамке крепится с двух сторон – сверху и снизу. Они бывают раздвижные.
-Рамка с клипами – канва крепится к такой рамке с помощью специальных зажимов.
-Пяльцы Q – Snap относятся к «рамочным». В их основу входит прямоугольная рамка круглого сечения и зажимы ( клипы ), которые фиксируют ткань по всем четырём сторонам. Зажимы по длине практически равны длине планки, что позволяет добиться равномерного натяжения канвы по всей длине.
Подготовка ткани и ниток к вышивке.
Ткань и нитки для вышивания выбирают в зависимости от назначения будущего изделия. Прежде чем приступить к работе, надо:
Ткань выстирать в тёплой воде, чтобы она не подсела при дальнейших стирках изделия и не перекосила вышивку. Линяющие ткани при полоскании закрепить уксусом.
Сушить ткань не пересушивая, лучше до чуть влажного состояния.
Хорошо проутюжить.
Выровнять срезы ткани: выдернуть крайнюю нить и по её следу отрезать лишнюю ткань.
Для предотвращения осыпания ткани её срезы надо обработать:
-Обрезать по краям ножницами «зиг – заг»;
-Обметать срезы катушечной ниткой;
-Обработать края зигзагообразной строчкой на швейной машине;
-Обработать тканевой клейкой лентой.
Заправить ткань в пяльцы:
-Положить меньший обруч пялец на стол и накрыть его тканью ( расправить её, чтобы нити не перекосились );
-Большим обручем прижать ткань к меньшему;
-Натянуть ткань в направлениях нитей основы и по утку.
Внимание! Ткань обрезают на 2,5 – 3 см больше, чем необходимо по длине и ширине узора.
Нитки разложить по цветам и их оттенкам. Шерстяные нитки хранить отдельно от х/б; а чтобы они не путались, намотать их на полоски картона и закрепить конец нити в специально проделанной прорези.
При выборе цвета ниток необходимо учитывать назначение вещи, величину и расположение узора. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии ( панно ), лучше вышивать нитками насыщенных цветов.
Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали.
Во время вышивания необходимо следить за правильной посадкой. Расстояние от глаз до работы 25 – 30 см. Стул должен быть со спинкой, чтобы на неё можно было опереться. Стол для работы должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди. Если естественного света не хватает, надо включить лампу дневного света.
Избегать напряжения и периодически менять рабочую позу. Через каждые 40 мин. давать отдых глазам.
При вышивании соблюдать технику безопасности во время работы с ножницами и иглой.
Вышивать крестом удобнее всего по канве. Определяем место расположения рисунка на ткани:
-В центре изделия – сложить ткань вчетверо и по полученным линиям наметать осевые линии стежками «вперёд иголка»;
-В углах изделия ( салфетки, воротнички ит. д. ) – найти середину угла, наметив на ткани и на узоре осевые линии.
Простые рисунки растений, птиц, животных, рыб можно легко сделать пригодными для вышивки крестом. Для этого на кальке карандашом вычерчивают сетку с клетками желаемого размера. Лист кальки с сеткой кладут на рисунок и прикрепляют к нему. Затем мягким карандашом прорисовывают детали узора по клеткам. Это можно делать, заполняя клетки крестиками или обводя рисунок жирной линией.
Вышивая по канве, необходимо попадать иглой в центр клеточки канвы, чтобы крестики получались ровными и одинаковыми. По канве чаще всего вышивают, начиная от центра и продвигаясь к краям.
Для начала вденем нитку в иголку: если нитка плохо проходит в ушко иглы, надо воспользоваться нитковдевателем. Если его нет, можно использовать тонкую проволоку, предварительно перегну её пополам.
В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелки. Изнанка должна быть чистой и аккуратной. При вышивании по канвев начале работы нитку можно закрепить двумя способами:
Вышивка в чётное число нитей – нитку складываем вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок. Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают её. ( рис. 1 )
Вышивание в нечётное число нитей – нитку проводят под стежками, чтобы спрятать кончик. Для этого делают первый прокол и оставляют на изнаночной стороне работы конец нитки около 6 см и закрепляют его после того, как нитка закончится: продёрнуть нитку в иглу и протянуть её под вышивкой. ( рис. 2 )
( рис. 1 )( рис. 2 )
По окончании вышивки нитку прячут на изнаночной стороне работы, проводя её под стежками ( см. 2 способ закрепления нитки в начале работы ).
Уход за вышитыми изделиями.
Стирать в тёплой воде очень осторожно. Их нельзя замачивать, заливать кипятком и кипятить. Выстиранное изделие прополаскивают в холодной воде, отжимают и завёртывают на несколько минут в махровое полотенце. Утюжат изделие во влажном состоянии с изнаночной стороны на мягкой чистой ткани. Отутюженное изделие держат в развёрнутом виде до тех пор, пока оно не остынет.
Порядок выполнения крестиков:
Шов крест – самый распространённый вышивальный шов. Одиночный крест выполняют в два приёма: первый стежок – снизу слева вверх направо; второй стежок ( покрывающий ) – снизу справа вверх налево.
Шов крестом по горизонтали – основные стежки лицевого ряда проходят слева снизу направо вверх ( А – начало ); покрывающие стежки выполняют в обратном ряду справа снизу налево вверх ( рис. 1, 2 ).
Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все основные стежки, а затем, возвращаясь, дополняют их покрывающими стежками. Необходимо следить, чтобы по всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, т. е. в одном направлении. На изнаночной стороне работы должны быть вертикальные стежки.
( рис. 1, 2 ) ( рис. 3, 4 ) ( рис. 5, 6 )
Шов крестом по вертикали – при выполнении вертикального ряда каждый крестик вышивается полностью ( рис. 3, 4 ).
Шов крестом по диагонали – при выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивается полностью ( рис. 5, 6 ).
Использование компьютера в вышивке крестом.
Современные технологии позволяют создать вышивку счётными швами по авторским рисункам или фотографиям. Для этого нужно иметь компьютер и программу по вышивке крестом. С помощью этих программ легко превратить любое изображение в проект для вышивания.
Сейчас существует ряд таких программ, которые переводят любую Вашу фотографию или рисунок в схему для вышивки крестом с разложением её по цветам той фирмы, которую Вы задали программе. Компьютер подберёт наиболее подходящие цвета ниток, создаст схему, которую можно посмотреть на экране монитора и распечатать вместе со списком необходимого количества цветов ниток.
Практическая работа:
Создание схемы вышивки крестом.
Выполнение образцов вышивки.
Проведение мини – выставки.
Закрепление изученного материала: ( учащиеся отвечают на вопросы )
Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?
Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при вышивании?
Анализ и оценка урока:
Беседа с учащимися:
Что узнали нового на уроке?
Что научились делать на уроке?
Выставление оценок.
Литература.
Технология: программа: 5 – 8 ( 9 ) классы / Н. В. Синица, П. С. Самородский. – М. : Вентана – Граф, 2013.
Любимое рукоделие / сост. А. Григорьева – М. : Белый город, 2009.
Т. И. Ерёменко. Вышивка крестом – М. : Т. О. О. «Мария Л», 1992.
Попивщая С. Искусство вышивки: Курс обучения. – М. : Изд – во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2004 ( серия: Академия «Умелые руки» ).
Геворкова Э. Г. Орнаменты: Скандинавские узоры. – М. : Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2001.
Дамское рукоделие. ( Книга о вышивке ) / сост. С. Попова. – ТОО «ПК Инжиниринг, Лтд «Нижний Новгород», 1993.
Зарза. Вышиваем крестом: Альбом 1: Пер. с фран. – М. : Мир, 1991.
Мэг Эвершед. Объёмная вышивка крестом. ( Игрушки, сувениры, подарки ). Перевод с английского У. Сапциной – М. : ЗАО «Издательская группа «Контент», 2008.