Организация трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности
Организация трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности»
Организация трудового обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ №4
Образовательная область «Технология» является обязательным компонентом основного общего образования, которая предоставляет возможность применять теоритические знания на практике, и направлена на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности.
Отношение к труду в нашей школе формируется в процессе проведения уроков технологии, кружковой работы, выполнения работ по уходу за территорией школьного двора и её благоустройству, летней практики.
Трудовое воспитание в процессе изучения основ наук в МАОУ СОШ №4 предусматривает целевую направленность получаемых школьниками знаний о научных основах важнейших процессов производства, развитие познавательных и профессиональных интересов.
Учащиеся в течение всего учебного года выполняют творческие проекты, предусмотренные программой.
Также трудовое воспитание в школе осуществляется и в процессе внеклассной работы. Различные ее формы обеспечивают развитие технического творчества учащихся, формирование познавательных интересов в той или иной области знаний. Участие в кружках позволяет выявить склонности и способности учащихся в различных видах деятельности, служит удовлетворению их интересов и развитию соответствующих умений и навыков.
В рамках реализации комплексных мер по модернизации общего образования для создания в школе современной образовательной среды, для организации урочной и внеурочной деятельности по технологии нашей школой было получено новое оборудование: комплект №1 учебного школьного оборудования для кабинета технологии, конструкторы, интерактивные комплексы, автоматизированное рабочее место учителя.
В настоящее время в Краснодарском крае происходит увеличение крестьянских индивидуальных подсобных хозяйств. В Успенском районе этому уделяется особое внимание. Одним из приоритетных направлений в обучении сельскохозяйственному труду в школе является экологическое обучение. Бережное отношение к природе должно стать нормой для каждого человека, так как экологическая проблема стала одной из глобальных проблем человечества. На территории школы имеется теплица, клумбы, этнический уголок «Атамань», а также закреплённая за школой территория сельского парка, которые позволяют прививать учащимся трудовые навыки и экологическое воспитание.
Независимо от вида трудовой деятельности, необходимо формировать у учащихся культуру труда. В основе ее лежит ряд умений: умение планировать предстоящую деятельность, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место, экономно и бережно обращаться с материалами и орудиями труда.
Профессиональное просвещение в МАОУ СОШ №4 проводится с учетом потребностей района в кадрах той или иной профессии.
Трудовое обучение и воспитание занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определённой деятельностью, реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности учеников. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения школьников к труду. Именно в учебно-воспитательном процессе школьники приобретают трудовые навыки и умения, развиваются многие жизненно важные качества личности. Воспитание положительного отношения к труду и миру профессий необходимо осуществлять на протяжении всего обучения и воспитания детей.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Формирование трудовых навыков в нашей школе начинается с первого класса в процессе проведения уроков технологии, кружковой и внеурочной деятельности, выполнения работ по благоустройству территории школьного двора, организации летней практики.
Методическое объединение учителей технологии, работая над темой: «Развитие активности и самостоятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности», ставит перед собой следующие задачи:
-формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
- подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и успешному достижению жизненных целей;
- развитие профессиональной компетенции учителей МО через участие в мероприятиях различного уровня, аттестацию и курсовую подготовку.
На уроках технологии обучение осуществляется по следующим образовательным программам:
1. 5-8 класс. Программа «Технология: 5–8 классы» по направлению «Индустриальные технологии». Авторы: А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. (Стандарты второго поколения). М. Вентана-Граф, 2012 г.
2. 10-11 класс. Программа разработана на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов государственной программы среднего общего образования, взятой согласно рекомендациям по разработке рабочих программ на сайте: http://window.edu.ru/window.
Данные программы наиболее адаптированы для условий проведения уроков технологии для нашего района и рекомендованы к использованию ККИДППО.
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего обучения трудовым умениям и навыкам.
Для этого в нашей школе есть столярная и слесарная мастерские, кабинет домоводства, теплица, имеется станочное оборудование и ручной инструмент.
В рамках реализации комплексных мер по модернизации общего образования для создания в школе современной образовательной среды, для организации урочной и внеурочной деятельности по технологии школой приобретено новое оборудование: комплект №1 учебного школьного оборудования для кабинета технологии, конструктор модульных станков «UNIMAT 1 Classic», ПервоРобот «Леговедо», интерактивные комплексы, автоматизированное рабочее место учителя.
Учащиеся не только изучают теоретические сведения по технологии обработки различных материалов, но и выполняют практические работы. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков. Многое здесь даёт использование коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации.
Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроках технологии методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения трудовой активности учащихся. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) способствует реализации двух целей:
- сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
- достигнуть высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию.
Трудовую активность школьников мотивирует проектная деятельность.
Метод проектов включает в себя различные методы и формы обучения: мозговой штурм, дискуссию, методы проблемного обучения, деловые игры, коллективные формы обучения и др. Творческие проекты выполняются учащимися, как индивидуально, так и коллективно. Перед классом ставится задача по созданию творческого проекта, раскрывается важность данной работы. При коллективной работе над проектом у детей формируются навыки общения и активного сотрудничества.
Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную трудовую деятельность. Некоторым детям учителем оказывается индивидуальная помощь. Если сразу не обратить внимания на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего выполнения творческого проекта.
Совершенно очевидно, что метод творческого проекта на уроках трудового обучения открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: трудовую активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника - обучаемого.
Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создаёт психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.
Труд и практическая деятельность школьников оказывают благотворное влияние на их физическое развитие, развиваются умственные способности, самостоятельность, сообразительность, творческая смекалка. Велико значение труда в воспитании личности, формировании товарищеских отношений, коллективизма и взаимопомощи.
Трудовое воспитание осуществляется и в процессе внеклассной работы. Кружковая работа по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Работа кружкового объединения «Моделирование» обеспечивает развитие технического творчества учащихся, направлена на изготовление поделок из природного материала, картона, дерева, металла, фанеры. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у школьников в повседневных практических делах, в разнообразных видах внеурочной деятельности кружка « Дизайн в озеленении», при выполнении работ по уходу за территорией школьного двора. В 10 классе ведётся профильный курс «Ландшафт в озеленении». Во дворе школы в честь 70-летия Великой Победы школьниками была заложена липовая аллея, за которой ухаживают учащиеся закреплённой территории, оформлены клумбы с цветочно-декоративными растениями, имеются площадки для отдыха, украшенные декоративными кустарниками.
Работая в теплице, дети закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, познают растительные организмы, овладевают методами управления ростом и развитием растений, приобщаются к коллективному труду. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца. Кроме этого, у учащихся формируются личностные качества, способность ориентироваться в специфике сельскохозяйственного производства, бизнеса, формирование у детей умений более оперативно учитывать изменения рыночной конъектуры, системно анализировать складывающуюся обстановку, проявлять инициативу, разумный риск.
Продолжается трудовое воспитание и во время трудовой летней практики. Численность учащихся определяется наличием классов-комплектов (5,6,7,8,10 классы). В летний период работают тематические площадки:
« Юный растениевод», «Умелые руки».
В школе в течение многих лет работает ремонтное звено, в которое входят юноши 7-10 классов. Они занимаются благоустройством территории школы, оказывают посильную помощь в ремонтных работах, проводимых по заявкам заведующих кабинетами, выполняют ремонт мебели в классах.
Особое внимание в нашей школе уделяется временному трудоустройству школьников. Основной целью временного трудоустройства несовершеннолетних граждан является профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, их ранняя профориентация, помощь в овладении трудовыми навыками, поддержка семейного бюджета.
О качестве работы по трудовому обучению и воспитанию в МАОУ СОШ №4 говорят результаты олимпиад и конкурсов.
Список победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии
№
Год проведения
ФИО
Класс
Результат
1
2014-2015
Васин Валерий
8
победитель
2
2014-2015
Гавриленко Андрей
8
призёр
3
2014-2015
Ханин Константин
7
призёр
4
2014-2015
Коржов Андрей
9
победитель
5
2014-2015
Попов Сергей
9
призёр
6
2014-2015
Иванов Владимир
11
призёр
7
2015-2016
Ханин Константин
8
победитель
8
2015-2016
Фатхулов Ренат
8
призёр
9
2015-2016
Медведев Артём
8
призёр
10
2015-2016
Сосин Игорь
11
призёр
11
2015-2016
Гавриленко Андрей
9
призёр
12
2016-2017
Литвинов Иван
7
победитель
13
2016-2017
Ханин Константин
9
победитель
14
2016-2017
Саарян Леонид
11
победитель
15
2016-2017
Дудченко Олег
10
призёр
16
2017-2018
Чайкин Евгений
7
победитель
17
2017-2018
Джеммер Роман
7
призёр
18
2017-2018
Коваленко Константин
7
призёр
19
2017-2018
Кураев Александр
9
победитель
20
2017-2018
Хлипетько Павел
9
победитель
21
2017-2018
Быков Игорь
8
призёр
22
2017-2018
Солдатов Денис
9
призёр
23
2017-2018
Войтин Дмитрий
9
призёр
24
2017-2018
Ханин Константин
10
победитель
25
2017-2018
Дудченко Олег
11
призёр
Список победителей и призёров краевых конкурсов
декоративно – прикладного творчества учащихся
№
Год проведения
ФИО
Название конкурса
Результат
1
2014
Московченко Данил
Светлый праздник – Рождество Христово
3 место, призёр
2
2014
Нагорнов Данил
Конкурс кроссвордов «История техники»
2 место, призёр
3
2014
Ханин Константин
Конкурс кроссвордов «История техники»
2 место, призёр
4
2014
ЗакарянАкоп
Зеркало природы
1 место, победитель
5
2014
Ханин Константин
Зеркало природы
2 место, призёр
6
2014
Джуркин Артур
Выставка стендовых моделей военной техники, посвящённой Дню защитника Отечества
2 место, призёр
7
2014
КачотянОвик
Выставка стендовых моделей военной техники, посвящённой Дню защитника Отечества
1 место, победитель
8
2014
Ханин Константин
Выставка стендовых моделей военной техники, посвящённой Дню защитника Отечества
1 место, победитель
9
2014
Исманский Евгений, ЗакарянАкоп, Ханин Константин
Юные техники – будущее инновационной России
2 место, призёры
10
2014
Ханин Константин
Пасха в кубанской семье
2 место, призёр
11
2014
Исманский Евгений
Кубанский сувенир
1 место, победитель
12
2014
Арушанян Андрей
Служба спасения 01
1 место, победитель
13
2015
ИсоянВелихан
Краевая экологическая акция «Птицы Кубани» операция «Птицам наша забота»