Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с детьми ОВЗ»
1 слайдФормы и методы работы с детьми ОВЗ
2 слайд
«Если ребенок не может учиться так,как мы учим,
может быть, мы должны учить,так как он умеет»
3 слайд
В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения. Сегодня инклюзивное образование даёт возможность детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться в едином потоке со своими сверстниками, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети.
Такой вариант обучения ставит педагогов перед рядом проблем, одна из которых: какие использовать формы работы для ребенка с ОВЗ.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Одной из форм организации учебного процесса в школе с детьми с ограниченными возможностями являетя индивидуальное обучение.
Так как я обучаю детей по индивидуальной программе уже несколько лет, у меня накопился небольшой опыт, которым я хочу поделиться.
В нашей школе второй год я обучаю ребёнка с ОВЗ. Ребёнок находится на индивидуальном обучении и обучается по особой программе.
4 слайд
При выборе необходимых форм и методов работы я стараюсь учитывать особенности развития ребёнка и соблюдать специальные требования к обучению:
1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов у детей с нарушением интеллекта.
2. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях занятия.
3. Многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей).
4. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.
5. Опора на более развитые способности ребенка.
6. Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным.
Все занятия имеют гибкую организацию и структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей.
Формы работы определяются целями урока, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.
Настроение ребёнка, его психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры урока.
5 слайд
Для активизации деятельности учащегося применяю следующие приёмы обучения:
- Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.
- Поэтапное формирование умственных и практических действий.
- Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
- Создание доброжелательной атмосферы на уроке.
- Авансирование успеха.
- Использование наглядности и зрительных стимулов.
- Обязательно делаю повтор инструкции к выполнению задания, включаю примеры из жизни.
Если такой ученик обучается в классе по обычной программе, то обязательно предоставляю дополнительное время для завершения задания. Индивидуально подхожу к оцениванию ответов учащихся с ОВЗ, так как они дольше выполняют задание, и ответы не всегда бывают полными.
В результате применения данных методов и приемов в процессе обучения детей с ОВЗ на уроках технологии у них возрастает самооценка, интерес к занятиям, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
В начале первого года обучения у моего ученика была плохо развита мелкая моторика, работал в очень медленном темпе, с трудом запоминал последовательность операций, наблюдался сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, и в целом не было мотивации к обучению.
6 слайд
Подводя итоги, хочу отметить, что грамотно подобранные формы и методы обучения дают хорошие результаты.
На сегодняшний день ученик научился хорошо владеть ручными инструментами (прекрасно выпиливает лобзиком), пользываться алгоритмами, схемами и таблицами, увеличился темп выполнения практических заданий. А благодаря проектному методу обучения появилась мотивация к учебной деятельности на уроках технологии.
Показателем в развитии обобщенных учебных и общетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащегося в учебной деятельности.