Просмотр содержимого документа
«Работа в начальной школе с детьми ОВЗ по ФГОС.»
Работа с детьми ОВЗ в начальной школе по ФГОС.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группы детей с ОВЗ
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2) дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
3) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
4) дети с тяжёлыми нарушениями речи;
5) дети с задержкой психического развития;
6) дети с умственной отсталостью;
7) дети с расстройством аутистического спектра.
Согласно Конституции РФ и Закону «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равное со всеми право на образование, то основной задачей в области реализации этого права является созданиеспециальных условий для получения образования такими детьми с учетом их психофизических особенностей .
Условия:
использование более медленного темпа обучения;
побуждение к речевой деятельности;
- разделение деятельности на отдельные составные части;
использование упражнений , направленных на развитиевосприятия , внимания , памяти;
обучение детей ( в процессе формирования представлений ) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать , обобщать , классифицировать , анализировать , делать выводы и т. д.;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом , его словесным обозначением и практическим действием
Обязательное условие освоения стандарта детьми с ОВЗ – систематическая специальнаяпсихолого-педагогическая поддержка
Главная цель психолого-педагогического сопровождения:
определениеиндивидуального маршрута
коррекционно-педагогической работы
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕВ РАМКАХ ФГОС
Способы организации работы с детьми с ОВЗ:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя.
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
Принципы и правила коррекционной работы:
Индивидуальный подход к каждому ученику;
2. Предотвращение наступления утомления;
3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки .
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Методы обучения:
1.Пассивные методы;
2. Интерактивные методы;
3. Активные методы.
Активные методов обучения на уроках:
Метод «Добро в ладошках»;
Метод «Поздоровайся локтями»;
«Улыбнемся друг другу»;
«Дерево ожиданий»;
«Разноцветные листы»;
«Ковер идей»;
«Солнышко и туча»;
Метод «Ищем клад»…
Использование активных методов обучения на уроке позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
повысить объем выполняемой на уроке работы;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Каждый ребёнок особенный!
Все дети равные!
Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.
-Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.
-Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
-Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
-Создание доброжелательной атмосферы на уроке.
ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:
Обязательное использование занимательной наглядности
Дидактические игры
Парные и групповые творческие задания
Индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный подход)
Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
Словесная поддержка педагога.
Установка на позитивное решение проблемы
Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения. Впечатление от успеха бывает так велико, что может кардинально изменить сложившееся отрицательное отношение к процессу обучения.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек
2. Реализация игровых приемов и ситуаций
3. Дифференциация заданий
4.Задания на развитие психических процессов.
5. Задания на развитие мелкой моторики
6. Здоровье сберегающие технологии
7. Использование информационных технологий
8.Речевые интонационные приемы
9.Активные приемы рефлексии
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, активные приемы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах
Особенности
оценивания результатов
обучения
детей с ОВЗ
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одна из актуальных проблем современного российского общества.
Инклюзивное образование, представляя собой процесс полного включения детей с особыми возможностями здоровья во все аспекты школьной жизни, требует приспособления среды к потребностям ребёнка, а не наоборот.
Основные принципы деятельности учителя при оценке результатов
непрерывность процесса, интегрированного в образовательную практику;
оценка может быть только критериальной;
отметке подвергается только деятельность обучающегося и результаты этой деятельности, а не личные качества;
приобретение навыков самооценки и взаимооценки.
Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ
изменение способов предоставление
подачи информации особых условий
(изменение сроков
сдачи, формы
выполнения и т.д.)
В процессе обучения учителю следует:
- использовать четкие указания;
- поэтапно разьяснять задания;
- учить последовательности выполнения;
- повторять инструкции к выполнению;
- демонстрировать уже выполненное задание;
Использование различных видов деятельности
1) чередование занятий и физ.пауз;
2) предоставление дополнительного времени;
3) листы с упражнениями, требующими минимального заполнения;
4) упражнения с пропущенными словами/предложениями/ответами;
5) обеспечение копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний
а) индивидуальная шкала оценок;
б) ежедневное оценивание;
в) акцентирование внимания на хороших оценках;
г) возможность переделать задание;
д) оценивание переделанной работы;
е) использование системы оценок достижений обучающихся.
В организации учебного процесса необходимо:
Использовать вербальные поощрения
Минимум наказаний
Составлять позитивно ориентированные планы
Предоставлять право на уединение
Разработать кодовую систему общения
Игнорировать незначительные нарушения
Вмешиваться в случае недопустимого поведения
Осваивать знания об изменениях в поведении
Вербальные и невербальные средства
мягкие интонации открытая поза
мелодичность корректность
речи
Технологический алгоритм
« Снятие страха» («Мы все пробуем и ищем. Подобные задания мы выполняли не раз ….» и др.);
«Авансирование» («При твоих способностях… Ты наверняка справишься…» и др.);
«Внесение мотива» («Нам это так нужно… От тебя зависит успех всей нашей работы…» и др.);
«Персональная исключительность» («Только ты и мог бы… Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться…» и др.);
«Педагогическое внушение» («Начинай же… Нам уже не терпиться…» и др.).
Для обеспечения доступного качественного образования детей с ОВЗ большое значение играет профессионализм педагогов.