Статья: "Педагогические технологии, применяемые в работе с детьми ОВЗ"
Статья: "Педагогические технологии, применяемые в работе с детьми ОВЗ"
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Педагогические технологии, применяемые в работе с детьми ОВЗ"»
Интеграция обучающихся с ОВЗ в общество возможна при условии активной положительной мотивации к знаниям и труду. Важно учить школьников меняться в соответствии с запросами времени, компенсировать имеющиеся недостатки, формировать умение добывать знания самостоятельно. Соответственно каждому педагогу необходимо стремиться быть гибким, реагировать на изменения в образовании и обществе.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Отобрать необходимое содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами – вот главное мастерство учителя.
Педагогическую технологию отличают:
• конкретность и четкость цели и задач;
• наличие этапов:
- первичной диагностики;
- отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
- использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели.
К числу современных педагогических технологий, элементы которых целесообразно применять при обучении школьников с ОВЗ:
1.технология разноуровневого обучения
2.коррекционно - развивающие технологии
3.технология проблемного обучения
4.метод проектов
5.личностно-ориентированное обучение,
6.игровые технологии
7.информационно-коммуникационные технологии
8.нравственная технология
9.здоровьесберегающие технологии
10.технология исследовательской деятельности;
11. сайтостроение.
1. Технология разноуровневого обучения.
Цель – овладение обучающимися базовым уровнем знаний и умений с возможностью для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Можно также применять и при изучении новой темы.
2. Коррекционно - развивающие технологии.
Цель - формирование доступных для обучающихся с ОВЗ теоретических знаний и практических умений и навыков посредством оказания адекватной современной педагогической помощи.
Разработка педагогом индивидуальных педагогических технологий должна вестись на основе учёта состояния потенциальных индивидуальных учебных возможностей и особенностей психофизического развития обучающихся и строится на основе практической реализации технологических условий, направленных на активизацию учебно-трудовой деятельности каждого учащегося.
3. Технология проблемного обучения.
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
4. Метод проектов
Ме́тод прое́ктов —это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Чаще всего на уроках в коррекционной школе используется частично-проектный метод, учитель здесь выступает как наставник и помощник, он контролирует и направляет процесс в правильное русло.
Цели, которые преследует метод проектов:
-научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
-сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
-получить навыки обработки информации;
-формировать навыки проведения исследований;
-формировать навыки работы и делового общения в группе;
-формировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Методика работы над проектом
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
Этапы
Задачи. Содержание работы.
1. Подготовительный
а) определение темы;
б) выбор рабочей группы;
2. Планирование
а) анализ проблемы;
б) определение источников;
в) определение формы проекта;
г) определение критериев оценки;
д) распределение ролей (обязанностей)
3. Исследование
а) уточнение информации;
б) поиск альтернатив;
в) выбор оптимального варианта решения проблемы
4. Выполнение
а) реализация намеченного;
б) подготовка выступления
5. Защита проекта (предоставление отчёта)
а) объяснение результатов;
б) публичное выступление
6. Оценка результатов (рефлексия)
а) анализ выполнения проекта;
б) причины успехов и неудач
5. Личностно-ориентированное обучение.
«Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».
Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности. Цель личностно ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно – ориентированного обучения.
Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, ни один из них не должен стоять над другим.
6. Игровые технологии.
Игра в учебном процессе может выполнять разнообразные функции. Игра вызывает интерес к учению, посредством игры происходит формирование знаний и опыта их применения, она способствует формированию навыков самоконтроля и адекватной самооценки, а также включению детей в систему общественных отношений, что особенно важно для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Применение игры в работе с детьми с нарушением интеллекта является мощным средством психолого-педагогического воздействия на их развитие. Для учащихся характерен замедленный темп и своеобразие восприятия и мышления, они с трудом переносят усвоенный в процессе обучения способ действия в новые условия. У всех детей с интеллектуальной недостаточностью прослеживается сниженная активность мыслительных процессов и мотивация к учению, непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Характерной чертой является неустойчивость эмоций, быстрая утомляемость. Игровая деятельность наиболее полно удовлетворяет потребности учителя и ученика специальной школы и широко применяется в практике. Хотя стоит отметить, что данная деятельность весьма своеобразна.
При использовании игровых технологий на уроках важно соблюдать следующие условия:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
7. Внедрение ИКТ.
В специальных (коррекционных) школах ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Средства ИКТ, которые можно использовать в своей педагогической деятельности:
- Компьютер (ноутбук)
- Проектор
- Принтер
- Магнитофон
- Фотоаппарат
- Интерактивное оборудование
Необходимо учитывать следующее:
• ИКТ должны только дополнять учителя, а не заменять его;
• использование ИКТ должно быть дозированным (при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям);
ИКТ в работе современного педагога:
• Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов.
• Обмен опытом педагогов.
• Оформление групповой документации, отчетов.
• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
• Создание интерактивных игр и тренажеров для детей.
Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося.
Проведение уроков- презентаций требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют обучающимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
8. Технология нравственного воспитания
способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у обучающихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках воспитывается правильное отношение обучающихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».
9. Здоровьесберегающие технологии.
Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультминутки, эмоциональная разрядка, зарядка для глаз, минутки для шутки, рефлексия, строго соблюдается правильная осанка обучающихся. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
10.Технология исследовательской деятельности.
Цель - формировать у обучающихся ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Исследование – это не просто экспериментирование. Оно включает в себя больше составляющих:
- умение получать сведения из различных источников;
- обрабатывать и перерабатывать эти сведения;
- обобщать и классифицировать.
Другими словами исследование всегда предполагает:
- постановку проблемы (проблема – с греч. «задача», «задание» - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения);
- выдвижение гипотезы (гипотеза - с греч. «предположение» - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами для того, чтобы стать научной теорией.) и ее проверку;
- анализ результатов.
Таким образом, исследование это осознанная добыча новых знаний. Исследователь стремится к новому знанию, часто не зная, что принесет ему открытие.
Исследовательская деятельность включает в себя следующие основные этапы:
-выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез, предположений;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
-сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);
- защита.
Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений, навыков. И обучающегося необходимо целенаправленно учить добывать эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.
11. Сайтостроение.
Одним из главных источников получения информации сегодня для большинства жителей нашей планеты стал интернет.
Благодаря созданному сайту происходит:
• развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством живого общения на страницах сайта;
• информирование родителей о закономерностях развития и особенностях методики воспитания детей;
• непосредственный обмен видео- и фотоматериалами на страницах сайта.
Применение разнообразных современных образовательных педагогических технологий дает положительную динамику роста развития обучающихся. Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе актуально, современно и эффективно. У ребенка появляется возможность экспериментировать (исследовать), анализировать и синтезировать полученные знания, а так же развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Все это позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации обучения и общества в целом.