№ п/п | № по разделу | Тема раздела, урока | Кол. час. | Тип урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности. | Домашнее задание | Дата |
| Образ родной земли в изобразительном искусстве – 9 часов. | |
1-2. | 1-2. | Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. | 2 | Урок изучения нового материала | Рассматривать произведения мастеров натюрморта, в которых отразилась красота предметного мира, даров земли в пору осени. Различать средства художественной выразительности в натюрмортах живописцев и графиков. Сопоставлять изображения плодов в композициях натюрмортов художников разных стран. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе. | Выполнить рисунок с натуры отдельных осенних плодов. Выполнить с натуры натюрморт из овощей. | |
3-4. | 3-4. | Осенние плоды в твоем натюрморте. | 2 | Урок изучения нового материала | Рассматривать живописно-декоративные натюрморты художников разных стран. Рассказывать о своих впечатлениях от них. Определять, какими изобразительными средствами выражают художники свое отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства и какие приемы они используют для усиления декоративности. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи. | Выполнить декоратив ный натюрморт в карандаше. Завершить работу в цвете в технике коллажа. | |
5. | 5. | Чудо-дерево. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков | Рассматривать декоративные рельефные композиции «древо жизни» в архитектурных сооружениях. Рассказывать об особенностях плакетного искусства. Называть главные средства выразительности рельефных композиций. Объяснять значение слов барельеф, горельеф. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Выполнить рельефную композицию из пластилина «Древо жизни». | |
6-7. | 6-7. | Красота осеннего пейзажа в живописи и графике. | 2 | Урок изучения нового материала | Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в техники монотипии. Выделять особенности «пейзажей настроения». Сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии. Рассказывать о главных выразительных средствах в осенних пейзажах живописцев. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. | Выполнить эскиз осеннего пейзажа в технике монотипии. Завершить работу над пейзажем. | |
8-9. | 8-9. | «Осенних дней очарованье» в книжной графике. | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков | Рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров отечественной книжной графики. Сопоставлять техники, манеры и приемы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов. Рассказывать об основных компонентах книги. Объяснить смысл понятий графика, гравюра. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успехов и неудач в собственной учебе. | Выполнить осенний пейзаж графическими средствами. Выполнить иллюстра цию к лирическим стихам русских поэтов. | |
| Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве – 8 часов. | |
10. | 1. | Человек и земля-кормилица. Праздник урожая. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки. Различать средства художественной выразительности. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров. Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. | Выполнить рисунок фигуры человека в движении. | |
11. | 2. | Ярмарка. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассматривать живописные произведения бытового жанра. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев. Находить общее и различное. Определять тему, сюжет бытовой картины, смысловой центр. Называть художественно-выразительные средства. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей. | Выполнить многофигурную композицию «Ярмарка». | |
12-13. | 3-4. | Зимняя пора в живописи и графике. | 2 | Комбинированный | Рассматривать произведения пейзажного жанра в творчестве художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже. Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа. | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Выполнить зарисовки зимней природы. Выполнить композицию зимнего пейзажа. | |
14-15. | 5-6. | Делу – время, потехе – час. Рукодельницы и мастера. | 2 | Комбинированный | Рассматривать произведения живописи, изображающие молодежь в сценах совместного труда и отдыха. Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края. Определять сходство и различия в изображении костюмов разных персонажей. | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. Уважительно относиться к творчеству, как к своему, так и других людей. | Выполнить графический эскиз пояса. Конструировать изделие «пояс» (плетение из трех и пяти нитей). | |
16-17. | 7-8. | Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства. | 2 | Комбинированный | Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев в произведениях изобразительного искусства. Различать средства художественной выразительности. Понимать условность и субъективность художественного образа. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Изобразить сказочного героя. Изобразить былинного героя. | |
| Мудрость народной жизни в искусстве – 8 часов. | |
18. | 1. | Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассматривать культовые и гражданские постройки из дерева мастеров Древней Руси на фотографиях, в произведениях живописи и графики. Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов и других построек. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Называть ведущие художественные музеи деревянного зодчества России. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Выполнить графические зарисовки деревянных построек. | |
19-20. | 2-3. | Изба – творение русских мастеров-древоделов. | 2 | Комбинированный | Рассматривать постройки деревянного русского зодчества, плотницкие инструменты. Понимать конструктивно-техническую основу избы. Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов и других дворовых построек. Различать их типы и назначение. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Выполнить макет избы из бумаги. | |
21. | 4. | Изба – модель мироздания. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассматривать примеры декоративного убранства в облике деревянных домов. Понимать смысл поэтического отражения образа вселенной в знаках-символах домовой резьбы: условность художественного образа. Сравнивать художественные особенности декоративного убранства домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы. | Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Выполнить графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома. | |
22. | 5. | Лад народной жизни и его образы в искусстве. | | Комбинированный | Рассматривать сцены семейной жизни далекого прошлого, настоящего в произведениях живописи и графики, лаковой миниатюре. Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающие передавать идею связи поколений. | Составлять план работы и согласованно действовать в коллективе; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Выполнить элементы декора крестьянс кой избы из бумаги в постройке крестьянского подворья. | |
23. | 6. | Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка». | 1 | Урок изучения нового материала | Рассматривать эскизы декораций и костюмов В.М. Васнецова, К.А. Коровина, И.Я. Билибина к опере-сказке «Снегурочка». Участвовать в обсуждении особенностей творчества театрального художника, влияния сказочных образов народной культуры и декоративно-прикладного искусства на творчество театрального художника, эскизы театральных декораций и костюмы. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. | Выполнить эскизы декораций, костюмов к театральной постановке. | |
24-25. | 7-8. | Художник и театр. Образы персонажей. | 2 | Комбинированный | Рассматривать эскизы костюмов персонажей к операм-сказкам Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (В.М. Васнецов) и «Золотой петушок» (И.Я. Билибин). Понимать художественные особенности изображения в театрально-декоративном искусстве. Участвовать в обсуждении особенностей работы художника по созданию эскизов театральных костюмов. | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. | Выполнить эскизы костюмов персонажей. Создать коллектив ное панно «Снегуроч ка» в технике коллаж. | |
| Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни – 3 часа. | |
26. | 1. | Гулянье на широкую Масленицу. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассматривать живописные произведения на тему масленичных гуляний. Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев. Участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Выполнить по памяти зарисовки фигуры человека в народном костюме в движении. | |
27-28. | 2-3. | Традиции оформления праздничной среды. | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков | Рассматривать произведения народных мастеров росписи по дереву на тему календарного народного праздника Масленицы из Федоскино, Городца, Палеха. Рассказывать, как соединяется реальное и сказочное в сюжетах лаковой миниатюры. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. | Выполнить многофигурную композицию в цвете. Создать коллектив ное декоратив ное панно «Широкая Масленица». | |
| Образ единения человека с природой в искусстве – 6 часов. | |
29. | 1. | Животные – братья наши меньшие. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассматривать изображения животных в скульптуре, монументальном и декоративно-прикладном искусстве, станковой и книжной графике. Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре. Объяснять значение понятий анималистический жанр, художник-анималист. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Самостоятельно определять и описывать собственные чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. | Выполнить наброски животных с натуры, по памяти и представле нию. | |
30. | 2. | Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов. | 1 | Комбинированный | Рассматривать произведения отечественных художников-анималистов, создавших образные характеристики представителей животного мира в различных материалах и техниках. Рассказать о характерах и особенностях своих домашних животных. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Выполнить скульптур ный этюд животного по памяти. | |
31. | 3. | Экологическая тема в плакате. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассматривать плакаты, посвященные различным актуальным темам современности. Рассказывать о проблемах сохранения природной среды в своем городе. Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. | Уметь оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. | Выполнить эскиз плаката «Экология в картинках». | |
32-33. | 4-5. | Троицына неделя и ее образы в искусстве. | 2 | Урок изучения нового материала | Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, посвященные народным праздникам и красоте изображения природы в окружающем мире, старинным поверьям, традициям народных праздников. Сопоставлять поэтические описания весны и лета в народных песнях с произведениями художников. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определенного состояния природы, настроения в картине. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения. | Выполнить многофигурную композицию «Хоровод». Завершить работу над композиции ей. | |
34. | 6. | Обрядовые куклы Троицыной недели. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков | Рассматривать традиционные праздничные женские и мужские костюмы в произведениях художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Рассказывать о вкладе народных мастериц в их изготовление и украшение. Раскрывать символическую связь конструкции и декора дома с традиционным женским костюмом. Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; воспринимать учебное задание; выбирать последовательность действий. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | Изготовить куклу в праздничном наряде. | |