Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок "Умелые ручки"»
Управление образования города Пензы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 45 г. Пензы
Принято
на педагогическом совете
протокол № __от ______2015г.
УТВЕРЖДЕНО
приказ №
Директор ____________Т.А. Жидова
Рассмотрено
на заседании мо гуманитарного цикла
Протокол № ___ от _____________
Председатель МО_______________
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Умелые ручки
для детей 7-10 лет
Составитель: Cазонова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
Пенза – 2015г.
Структура документа
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает следующие разделы
1. Пояснительную записку.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание изучаемого курса.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
5. Список литературы
Пояснительная записка
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов “вперед иголку”, петельный шов, “через край”), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.
Содержание изучаемого курса.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. При обучении используется режим групповых занятий. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки, воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
- познакомить с окружающим миром;
- изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала;
- использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, бисер, пластилин, пряжа, бросовый материал, природный материал и другое);
- воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников. Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
ИКТ
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word
Место курса в учебном плане МБОУ СОШ №45
Программа рассчитана на 2 года (67ч)
33 учебные недели х 1 час в неделю = 33 часа в год (1 класс)
34 учебные недели х 1 час в неделю = 34 часа в год (2 класс)
Учебно-тематический план « АБВГДейка»
№
Тема
Кол-во часов
Дата
1 класс
Работа с бумагой и картоном.
18ч.
Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами.
Лебедь и утка. Первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком.
1
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».
3
4
5
Из истории аппликации. Обрывной аппликация. Чудо-дерево.
4
8
9-12
Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги.
4
13
Объемная аппликация из гофрированной бумаги.
3
15
16
Чудесные тарелочки. Поделки из одноразовых картонных тарелок. «Солнышко».
3
18
Работа с природным материалом.
9 ч.
19-21
Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.
3
22-24
Панно из семян.
3
25-27
Объемные композиции из природных материалов.
3
Работа с пластилином.
6 ч.
28
Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.
2
29
30-31
Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический остров».
2
32-33
Налепные украшения. Панно.
2
2 класс
Работа с тканью и нитками.
11ч.
1-3
Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из
ткани.
3
4-8
Из истории ниток. Виды ниток. Аппликация из ниток.
4
8-12
Игрушка из ниток и картона «Гномик».
4
Работа с разными материалами.
21ч.
13-16
Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек.
4
17-20
Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка».
3
21-23
Мозаика из газетных комков. «Барашек».
3
24-27
Мозаика из ватных шариков.
4
28-31
Мозаика из яичной скорлупы.
4
32-34
Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу.
4
Содержание тем курса внеурочной деятельности
1 класс:
Работа с бумагой и картоном. 18ч
Приёмыи способы работы сбумагой. Правила безопасной работы ножницами.Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур.
Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного её расходования.
Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы.
Работа с природным материалом. 9ч
Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.
Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы.
Работа с пластилином. 6ч
Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином.
Выполнение аппликации из пластилина. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и её рефлексии.
Понятия: эскиз, сборка.
2 класс:
Работа с тканью и нитками. 11ч
Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Изготовление игрушки из полосок цветной ткани. Виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.
Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.
Понятия: выкройка, модель
Раскрой ткани. Приклеивание изделия.
Работа с разными материалами. 21ч
Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски).
Результаты изучения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Дидактические материалы: • Инструкционные карты и схемы базовых форм. • Инструкционные карты сборки изделий. • Схемы создания изделий • Образцы изделий.
• Инструкции по технике безопасности • Альбом лучших работ детей.
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий: коробки, куски обоев,наборы цветной бумаги, картона, различный тканный материал, нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные . В качестве инструментов потребуются: игольницы с иголками; линейка; простой карандаш; мел, клей ПВА, шило (мы пользуемся кнопками с иголочкой длиной несколько миллиметров);
Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
Интернет-ресурс :http://maminsite.ru
Список используемой литературы
1. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для школьников. – СПб. : Детство – пресс; 2008.
2. Художественная аппликация и узоры из бумаги. : БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.
3. О. Щеглова. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов на Дону: Издательство дом «Владис», М. : Издательский дом «Рипол Классик»; 2007.
4. Брыкова Е. К. Творчество детей в работе с различными материалом. – М. : Педагогическое общество России; 2008.