Интеллектуальная игра для учащихся 5-6 классов
«Все профессии важны»
Цель: создание необходимых условий для формирования интереса к выбору рабочих специальностей при определении будущей профессии
Задачи:
1. Развитие творческих способностей, логического мышления обучающихся.
2.Повышение интеллектуального и культурного уровня учащихся, расширение кругозора .
3.Формировние навыков конструктивного взаимодействия в команде, умения аргументировано оценивать результат деятельности сверстников.
4. Развитие культуры межличностного общения: умение работать в группе, в команде, умение сотрудничать.
5. Воспитание уважительного отношение к труду, к представителям разных профессий
6.Активизация, закрепление, уточнение и пополнение уже имеющихся знаний учащихся о профессиях
Методы и приемы: игра направлена на развитие воображения, включение поиска в познавательные и практические задания и задачи.
Оборудование и материалы: Карточки с названиями команд, бумага для изготовления эмблем, фломастеры, ножницы, магнитная доска, медали для награждения или грамоты.
Структура игры
1 этап. Организационный (5 минут)
Ведущий: Однажды молодой человек, проучившийся меньше остальных учеников, обратился к Мастеру:
— Учитель, я в растерянности. Я заметил, что когда я выполняю свою работу, мне не важно продам я ее потом или нет, купят ее сейчас или позднее. Мне безразлично понравится ли товар покупателю. Я получаю удовольствие от процесса. Деньги имеют для меня значение, но именно удовольствие от самого процесса для меня главное, я чувствую себя счастливым...
— А много ли ты продаешь?
— Я давно уже считаюсь лучшим продавцом. Другие просят поделиться секретом, которого нет.
— И давно у тебя это безразличие к результату?
— Около года. Я хочу стать просветленным, но так увлекся творческим процессом...
— Тебе не было нужды приходить и сейчас: ты уже нашел свой путь и сделал правильный выбор.
Ребята, сегодня и мы с вами попробуем сделать свой выбор в мире профессий. Мы познакомимся с рабочими профессиями, которые так необходимы современному обществу. Для этого нам необходимо сформировать две команды по 6 человек из учащихся 5-6 классов.
2 этап. Формирование команд (10 минут)
12 учащихся 5-6 классов по очереди подходят к столу и берут карточки с названиями команд «Плотники» и «Столяры». Задачи команд:
-выбрать капитана;
-придумать девиз команды;
- нарисовать эмблему команды;
-придумать представление команды.
3 этап. Представление жюри конкурса (2 минуты).
Ведущий: Сейчас я хочу вам представить вам состав жюри:
1.________________________________
2.________________________________
3.________________________________
(Жюри состоит из старшеклассников или учителей в составе трех человек)
4 этап. Разминка (5 минут).
Ведущий загадывает загадки о профессиях, за каждый правильный ответ 1 балл.
Загадки для команды № 1
1. Его приходу каждый рад, когда на кухне водопад (сантехник)
2. Иглою огненной портной шьет кораблю костюм стальной (сварщик)
3. Он сидит в кабине высоко над землей,
Он командует длинной железной рукой.
На стройке его работа всем заметна:
Он поднимает тонны цемента (крановщик)
4. Он работает кистью и краской,
Но не рисует холсты он совсем.
На высоте в люльке и каске,
Он покрасит стены все-все (маляр).
5. Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нем,
Чтобы выше, чтобы шире,
Были комнаты в квартире (каменщик).
Загадки для команды № 2
1. Как добротный строить дом,
Укрепить дверной проем?
Знает точно он закон,
Как соорудить балкон! (строитель)
2. Вот на краешке с опаской,
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро (маляр)
3. На работе день-деньской
Он командует рукой
Поднимает та рука
Сто пудов под облака (крановщик).
4. Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка (слесарь)
5. Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (шофер).
(Жюри подводит итоги и объявляет результаты)
5 этап. Из истории профессий (5 минут)
Командам необходимо, прослушав историю, угадать о какой профессии идет речь. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Ведущий: Исторически сложилось так, что эта профессия считалась одной из самых востребованных. Наряду с кузнецами и гончарами, они принимали активное участие в создании культурной составляющей нашей истории.
Самые первые изделия из дерева, использовали еще наши древнейшие предки для охоты, земледелия и обустройства быта. В частности славяне, широко использовали бересту для плетения обуви и изготовления кухонной утвари. Строения и домашняя мебель, также изготавливалась из дерева. Это и не удивительно, ведь дерево считается одним из самых универсальных материалов. Оно легко обрабатывается, доступно и сравнительно дешево (столяр).
Ведущий: Когда впервые появилась эта профессия, сказать трудно. Скорее всего, это случилось, когда люди начали изготавливать изделия из металла. «Железным веком» называют ученые период с 9 по 7 века до н.э. Люди тогда считали, что обладатели этой профессии обладают волшебной силой, управляя стихиями огня и металла. Во всех языческих религиях, во многих легендах и преданиях встречаются персонажи этой профессии. В древности место страны в мировом рейтинге определялось именно уровнем развития этого ремесла: и на поле боя, и в народном хозяйстве успех во многом зависел от количества и качества используемых инструментов или же оружия (кузнец).
Жюри подводят итоги.
6 этап. Пословицы и поговорки о труде и профессиях (8 минут).
Команды на листиках заканчивают пословицы и поговорки о труде и профессиях. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Всякий человек по делу …………………………………………узнаётся.
Всякому молодцу ремесло…………………………………………. к лицу.
Уменье везде найдёт……………………………………………. применение.
У плохого мастера всегда инструмент……………………………виноват.
Красивое слово — серебро, а хорошее дело ……………………— золото.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто………….. на дело гож.
У кузнеца руки черны, да………………………………………… хлеб бел.
Всякое дело мастера……………………………………………….. красит.
Откладывай безделье, да не откладывай …………………………..дело.
Мастером нельзя родится, мастерству …………………………надо учиться.
Жюри подводят итоги.
5 этап «Найди пару» (2 минуты).
Ученики получают карточки на которых изображены предметы, инструменты, необходимые рабочим профессиям и специальностям. В течение 30 секунд команды должны найти соответствие карточки с названием специальности или профессии. Команды получают по 1 баллу за каждый правильный ответ.
6 этап. Подведение итогов (8 минут).
Ведущий: Посмотрите на доску, как много профессий и специальностей сегодня было представлено. На самом деле – это не все рабочие профессии, которые существуют. Мир профессий очень разнообразен и сложен. Мы только начали знакомиться с ним, но обязательно продолжим знакомство с профессиями на других занятиях.
А сейчас жюри объявит нам команду-победителя.
(Жюри объявляет итоги игры, награждает команду – победителя медалями «Лучший в профессии»).
Список литературы и интернет-ресурсов
- «62 урока о профессиях и мастерах», М: ООО Книжный дом Локус (2002)
- «Зодчество.А. Ф.» Гольдштейн.
- Сварщик: профессия, начавшаяся с открытия Горбачев П. // Обучение & карьера. - 2008.
http://dobrieskazki.ru
http://pogovorki-poslovicy.ru
http://psycabi.net