kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении. Морфологический разбор причастия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ:обобщить и систематизировать знания учеников о причастиях, развивать навыки морфологического разбора причастий, закрепить орфографические и пунктуационные навыки;   развитие познавательной активности (работа с текстами и материалами из древнегреческой мифологии) и игровых навыков;воспитание любви и интереса к родному языку (использование разнообразного лингвистического материала: пословиц, поговорок, фразеологизмов);

Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять запятыми причастный оборот; правильно употреблять причастия и причастные обороты.

Форма урока: урок-игра, урок-путешествие.

Тип урока: обучающий урок (урок повторения и обобщения пройденного).

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, доска, раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении. Морфологический разбор причастия. »

Предмет: русский язык 27 -28 урок

Класс: 7 а,б Тема урока :Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении. Морфологический разбор причастия. Переход из причастий и прилагательных в существительные (настоящее, будущее).

Цели: обобщить и систематизировать знания учеников о причастиях, развивать навыки морфологического разбора причастий, закрепить орфографические и пунктуационные навыки; развитие познавательной активности (работа с текстами и материалами из древнегреческой мифологии) и игровых навыков;воспитание любви и интереса к родному языку (использование разнообразного лингвистического материала: пословиц, поговорок, фразеологизмов);

Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять запятыми причастный оборот; правильно употреблять причастия и причастные обороты.

Форма урока: урок-игра, урок-путешествие.

Тип урока: обучающий урок (урок повторения и обобщения пройденного).

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, доска, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  • Приветствие.

  • Объявление темы и цели. Мотивация.

  • Психологический настрой.

  • Запись числа и классной работы.

II. Систематизация известной информации о причастии. - Предлагаю размяться и настроиться на работу.

  1. Проверка раннее изученного . 8 минут.


На доске записаны слова с ошибками, так как к ним подобраны неверные проверочные слова.

Задача учеников – исправить ошибки и подобрать верные проверочные слова).


Стелящийся – стелить I спр.; сдерженный – сдержать I спр.; растаевший – растаять I спр.; видещий – видеть; увидинный – увидеть искл. II спр.; зависемый – зависеть; кованный – ковать сов. вид.


  • Первые 3 учеников, справившихся с заданием, становятся капитанами команд и набирают себе членов команды.

2. задание «Игра на внимание» (3 м)

- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.

1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию;

2. Причастие имеет признаки наречия и существительн; А признаки, каких частей речи?

3. Причастия бывают полными и краткими;

4. Краткие причастия в предложении являются сказуемым;

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем? (определением)

6. Причастия бывают действительными и страдательными?

7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш; А каких? ( от основы прошедшего времени переходных глаголов совершенного и несовершенного вида с помощью формообразовательных суффиксов -нн-, -енн- ( -ённ- ), -т)

8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суфф вш и ш.

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;

10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом.

А когда обособляется причастный оборот?(после опред.слова)

11. Не с причастиями всегда пишется слитно?(нет)

Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежала не прочитанная мною книга.

На вершинах гор лежали никогда не тающие снега.

2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатые работа;

3.Если это краткое причастие:

Задача не решена.

Задание не подготовлено.

1.Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежала непрочитанная книга.

На вершинах гор лежали нетающие снега

2.Если причастие без НЕ не употребляется:

Он обратил внимание на её негодующий взгляд.

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:

Совершенно неподготовленный ответ, крайне необоснованное заявление.


III. Изучение темы «Морфологический разбор причастия». Интерактивная игра. 30 минут.

Запуск презентации:

Слайд №1: «Морфологический разбор причастия».

Слово учителя: Сегодня у нас с вами необычный урок. Тема и форма нашего урока записана на доске.

Итак, нам сегодня предстоит отправиться в удивительное путешествие по бурному морю причастий. Наша с вами главная цель – добраться до тихой и спокойной гавани умения разбирать причастие как часть речи. Но для этого нам необходимо вспомнить все уже изученные нами грамматические признаки причастий и повторить изученные орфограммы, которые очень часто бывают связаны именно с умением определять морфологические и синтаксические особенности причастий.


Слайд №2: «Маршрутный лист»

Слово учителя: Прежде чем отправиться в путешествие, конечно, необходимо знать не только цели движения, но и пункты остановок. Для этого у нас есть маршрутный лист.


Небо пока ясное и светлое, но вот появляются тучи, которые хотят помешать нам, добраться до цели. Мы должны разогнать их, а для этого нужны ваши знания.


  • Итак, перед вами 10 тучек с заданиями.

Каждой команде достанется по 3-4 тучки.

Когда мы выполним все задания, выглянет ясное солнце и осветит наш дальнейший путь. Правила нашей игры таковы: максимальное количество баллов, которое может заработать каждая команда за одно задание – 5 баллов, а далее либо 4, либо 3, либо 0, если ответ не состоялся.

*Если выкрикивает противоположная команда – минус балл.

*Если команда после неудачи отвечающего соперника поднимает руку и дает правильный ответ, то тогда она получает плюс 1 балл.


Начинает выбирать та команда, капитан которой первый справился с проверкой задания.


Слайды № 3 - №12 будут появляться в произвольном порядке, в зависимости от выбора учащихся


(№3 – путеводная звезда;

№4 – Магомет идет к горе;

№5 – Танталовы муки;

№6 – делу время, потехе час;

№7 – не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня;

№8 – допотопные времена; №9 – ломаный грош;

№10 – яблочко от яблоньки;

№11 – играем первую скрипку;

№12 – всё свое ношу с собой).


Слайд № 3. «Умение находить причастие в тексте».

Слово учителя: наша путеводная звезда – это умения находить и опознавать причастия в тексте. Ведь без опознания языкового явления невозможно двигаться дальше.


  • На слайде помещен текст (этот текст дублируется раздаточным материалом, который кладется на парту каждой команде и гостям):

«Прометей – титан, могучий герой древнегреческих мифов. Прометей, охваченный жалостью к людям, выкрал божественное пламя, горящее в чертогах богов на Олимпе, и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скалам на вершине Кавказа. Каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень. Каждую ночь она снова заживала для новых мук.

Человек, желающий описать бесконечные страдания, говорит: «муки Прометея». А слова «прометеев огонь» обозначают благородство, мужество и талант».


Задача участников команды: найти в тексте все причастия, выписать их на доске, выделить суффиксы и окончания причастий. Остальные учащиеся то же самое выполняют у себя в тетрадях.

Для проверки правильности выполнения задания на слайде появляются все причастия:


охваченный, горящее, прикован, желающий.

(Используется метод формирования опознавательных умений).

Слайд № 4. «Действительные причастия».

Слово учителя: Действительные причастия не умеют ждать и медлить, они, как и Магомет сами идут к горе.


Вопрос учителя: Что такое действительные причастия? Что они обозначают?

Далее: на слайде появляются все возможные суффиксы причастий. Нужно назвать те из них, с помощью которых образуются действительные причастия:


ВШ, ЕМ, ИМ, АЩ, ЯЩ, НН, УЩ, ЕНН, Т, ЮЩ


Далее: на слайде появляются три глагола: брить, тащить, дышать.


Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от каждого из них образовать сначала действительное причастие настоящего времени, затем прошедшего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.


(Используется метод формирования навыка преобразования языкового явления).


Слайд № 5. «Страдательные причастия».

Слово учителя: Страдательные причастия у нас также страдают, как и Тантал в мрачном царстве Аида.


Вопрос учителя: Что такое страдательные причастия? Что они обозначают?


Далее: на слайде появляются все возможные суффиксы причастий. Нужно назвать те из них, с помощью которых образуются страдательные причастия:


ВШ, ЕМ, ИМ, АЩ, ЯЩ, НН, УЩ, ЕНН, Т, ЮЩ


Далее: на слайде появляются четыре глагола: читать, видеть, прочитать, увидеть.


Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от первых двух образовать страдательные причастия настоящего времени, от третьего и четвертого – прошедшего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.


(Используется метод формирования навыка преобразования языкового явления).


Слайд № 6. «Время причастий».

Вопрос учителя: Причастий какого времени не бывает?


Далее: на слайде появляются три глагола: читать, гнать, любить.


Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от каждого из них образовать сначала действительное причастие настоящего времени, затем страдательное причастие настоящего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.

(Используется метод формирования навыка преобразования языкового явления).


Слайд № 7. «Причастия настоящего времени».

Слово учителя: В настоящем времени действие не может быть отложено, оно делается здесь и сейчас.


Вопросы учителя: - Приведите примеры.

- От чего зависит написание гласных в суффиксах причастий настоящего времени?

- Назовите эти суффиксы.

- Расскажите правило правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени (2 правила).

(Используется метод постановки вопросов и метод монологического высказывания на лингвистическую тему).

Слайд № 8. «Причастия прошедшего времени».

Слово учителя: Сейчас нам с вами нужно обратиться к тем действиям, которые произошли давным-давно, в допотопные времена.

Вопросы учителя: - Приведите примеры;

- От чего зависит написание гласных в суффиксах причастий прошедшего времени?

- Назовите эти суффиксы.

- Расскажите правило правописания суффиксов действительных и страдательных причастий прошедшего времени (2 правила).

(Используется метод постановки вопросов и метод монологического высказывания на лингвистическую тему).


Слайд № 9. «Виды причастий».

Вопросы учителя:

- Каких видов бывают причастия? Как определить вид причастия?

- Какое орфографическое правило связано с определением вида причастия?

- Расскажите правило написания Н и НН в суффиксах причастий.


Далее: на доске появляются два слова с пропусками: краше…ый, решё…ый.


Задание для участников команды: выписать эти два слова на доске, вставить пропущенные Н или НН, объяснить орфограммы. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.


(Используется метод постановки вопросов, метод монологического высказывания на лингвистическую тему и метод формирования умения обосновывать условия написания).


Слайд № 10. «Сходство с именем прилагательным».

Слово учителя: Прилагательное – одно из родителей причастия. И неудивительно, что порой они как две капли воды похожи друг на друга.

Вопрос учителя: Какие одинаковые морфологические признаки имеет прилагательное и причастие?


На слайде появляются 4 яблока, в каждое из которых нужно поместить общий для прилагательного и причастия морфологический признак (род, число, падеж, полная и краткая форма).


Итог: Как изменяются причастия?


(Используется метод постановки вопросов и метод монологического высказывания на лингвистическую тему).

Слайд № 11. «Синтаксическая роль причастий».

Вопросы учителя:

- Какую роль в предложении могут выполнять причастия?

- От чего это зависит?


Далее: на слайде появляется предложение – Нам оказана обещанная поддержка.


Задача участников команды: выписать предложение на доске и подчеркнуть причастия как члены предложения. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.


(Используется метод постановки вопросов и метод формирование аналитико-синтетических умений).

Слайд № 12. «Причастный оборот».

Слово учителя: Очень часто причастие живет не одно, а несет с собой от одного до целой кучи зависимых слов.

Вопросы учителя:

- Расскажите, что такое причастный оборот.

- Когда причастный оборот выделяется на письме запятыми?

Далее: на доске появляется 2 предложения с пропущенными знаками препинания.

  1. Лес стоящий всё лето сухим загорелся.

2) К реке сбегает, еле видимая во мгле, тропинка.

Задача участников команды: записать эти предложения на доске и верно расставить знаки препинания. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.

(Используется метод постановки вопросов и метод формирование пунктуационной зоркости).




Слайд № 13. «Признаки глагола и прилагательного у причастия».


Подведение итогов игры: подсчитывается количество баллов, определяется команда победитель.


Слово учителя: Вот почти и добрались мы до тихой гавани морфологического разбора причастий. Осталось лишь нам сделать выводы из пройденного материала. Как мы уже говорили, причастие – это дитя двух частей речи: прилагательного и глагола.


- Какие морфологические признаки заимствует причастие у глагола? (вид, время)


- Какие морфологические признаки заимствует причастие у прилагательного? (род, число, падеж, полная и краткая форма)


- Какие из этих морфологических признаков являются постоянными для причастия, а какие непостоянными, изменяющимися?



Слайд № 14. «Схема морфологического разбора причастия».


Слово учителя: У вас перед глазами три кита морфологического разбора.

Давайте вспомним, какие 3 пункта всегда есть в данном виде разбора

  • (начальная форма, морфологические признаки, синтаксическая роль).


А теперь выглянуло солнышко, так как мы с вами прошли все испытания.


А вот и схема морфологического разбора (на слайде появляется схема разбора, которая дублируется раздаточным материалом для каждого учащегося и для гостей).



Слайд № 15. «Примеры морфологического разбора».


Итак, итогом нашей работы становится морфологический разбор причастий.


Перед вами на доске 5 предложений или словосочетаний с причастиями:

1. Земля покрыта снегом.

2. Появившийся из-за туч месяц.

3. Мальчик, просеявший муку.

4. Работа окончена.

5. Едва слышимый голос.

  • Капитан каждой команды выбирает своей команде причастие для разбора.


Начинает выбирать та команда, которая заняла 1 место.

А тем, кто занял последнее место, достается никем не выбранное словосочетание.

А к доске идет разбирать причастие тот, кто был не очень активен на уроке.


4. Подведение итогов урока и новое домашнее задание. 7 минут.

Слайд № 16. «Молодцы».


Слово учителя: Мы с вами совершили длительное путешествие, и будет справедливо, если итогом нашего путешествия станет клад. А клад этот – положительные оценки за урок.

Команда победитель получает «отлично»,

команда, занявшая 2 место – «хорошо», и, конечно, отдельными «пятёрками» и «четверками» награждаются самые активные ученики.


Давайте с вами сделаем вывод о проделанной работе.

Какую ценность – практическую и теоретическую – имел данный урок (практическая – повторение всех изученных орфограмм, теоретическая – схема морфологического разбора).

Домашнее задание: Выучить схему морфологического разбора. Выполнить упражнение __________ письменно.

  • А теперь похлопаем друг другу за выполненную работу.

  • Морфологический разбор причастий

План разбора причастия

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:


1

разряд причастия (действительное, страдательное);

2

признаки глагола: вид, возвратность, время;

3

признаки прилагательного:


а

только для страдательных причастий – полная / краткая форма;

б

для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

Образцы разбора причастий

Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев).

Подгоняемый (табун)

  1. Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какой?

  2. Н. ф. – подгоняемый. Морфологические признаки:
    1) страдательное;
    2) признаки глагола: несовершенный вид, невозвратное, настоящее время;
    3) признаки прилагательного: употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже.

  3. В предложении выполняет роль определения.

Пушка наша заряжена была картечью (Пушкин).

Заряжена

  1. Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какова?

  2. Н. ф. – заряженный. Морфологические признаки:
    1) страдательное;
    2) признаки глагола: совершенный вид, невозвратное, прошедшее время;
    3) признаки прилагательного: употреблено в краткой форме, единственном числе, женском роде.

  3. В предложении выполняет роль сказуемого.



Приложение

1 задание: слайд 3 «Умение находить причастие в тексте»


«Прометей – титан, могучий герой древнегреческих мифов. Прометей, охваченный жалостью к людям, выкрал божественное пламя, горящее в чертогах богов на Олимпе, и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скалам на вершине Кавказа. Каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень. Каждую ночь она снова заживала для новых мук.

Человек, желающий описать бесконечные страдания, говорит: «муки Прометея». А слова «прометеев огонь» обозначают благородство, мужество и талант».



2 задание: слайд 4 «Действительные причастия»


ВШ, ЕМ, ИМ, АЩ, ЯЩ, НН, УЩ, ЕНН, Т, ЮЩ


Далее: на слайде появляются три глагола: брить, тащить, дышать.


Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от каждого из них образовать сначала действительное причастие настоящего времени, затем прошедшего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.



3 задание: слайд 5 «Страдательные причастия».

Слово учителя: Страдательные причастия у нас также страдают, как и Тантал в мрачном царстве Аида.


Вопрос учителя: Что такое страдательные причастия? Что они обозначают?


Далее: на слайде появляются все возможные суффиксы причастий. Нужно назвать те из них, с помощью которых образуются страдательные причастия:


ВШ, ЕМ, ИМ, АЩ, ЯЩ, НН, УЩ, ЕНН, Т, ЮЩ


Далее: на слайде появляются четыре глагола: читать, видеть, прочитать, увидеть.


Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от первых двух образовать страдательные причастия настоящего времени, от третьего и четвертого – прошедшего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.



4 задание Слайд № 6. «Время причастий». Вопрос учителя: Причастий какого времени не бывает?

Далее: на слайде появляются три глагола: читать, гнать, любить.


Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от каждого из них образовать сначала действительное причастие настоящего времени, затем страдательное причастие настоящего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.

5 задание Слайд № 7. «Причастия настоящего времени».


Слово учителя: В настоящем времени действие не может быть отложено, оно делается здесь и сейчас.


Вопросы учителя: - Приведите примеры.


- От чего зависит написание гласных в суффиксах причастий настоящего времени?

- Назовите эти суффиксы.

- Расскажите правило правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени (2 правила).



6 задание Слайд № 8. «Причастия прошедшего времени».


Слово учителя: Сейчас нам с вами нужно обратиться к тем действиям, которые произошли давным-давно, в допотопные времена.


Вопросы учителя: - Приведите примеры;

- От чего зависит написание гласных в суффиксах причастий прошедшего времени?

- Назовите эти суффиксы.


- Расскажите правило правописания суффиксов действительных и страдательных причастий прошедшего времени (2 правила).



7 задание Слайд № 9. «Виды причастий».


Вопросы учителя:

- Каких видов бывают причастия? Как определить вид причастия?

- Какое орфографическое правило связано с определением вида причастия?

- Расскажите правило написания Н и НН в суффиксах причастий.


Далее: на доске появляются два слова с пропусками: краше…ый, решё…ый.


Задание для участников команды: выписать эти два слова на доске, вставить пропущенные Н или НН, объяснить орфограммы. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.


8 задание Слайд № 10. «Сходство с именем прилагательным».

Слово учителя: Прилагательное – одно из родителей причастия. И неудивительно, что порой они как две капли воды похожи друг на друга.

Вопрос учителя: Какие одинаковые морфологические признаки имеет прилагательное и причастие?

На слайде появляются 4 яблока, в каждое из которых нужно поместить общий для прилагательного и причастия морфологический признак (род, число, падеж, полная и краткая форма).


Итог: Как изменяются причастия?


9 задание Слайд № 11. «Синтаксическая роль причастий».


Вопросы учителя:

- Какую роль в предложении могут выполнять причастия?

- От чего это зависит?

Далее: на слайде появляется предложение – Нам оказана обещанная поддержка.


Задача участников команды: выписать предложение на доске и подчеркнуть причастия как члены предложения. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.



10 задание Слайд № 12. «Причастный оборот».


Слово учителя: Очень часто причастие живет не одно, а несет с собой от одного до целой кучи зависимых слов.

Вопросы учителя:


- Расскажите, что такое причастный оборот.


- Когда причастный оборот выделяется на письме запятыми?


Далее: на доске появляется 2 предложения с пропущенными знаками препинания.


  1. Лес стоящий всё лето сухим загорелся.


2) К реке сбегает, еле видимая во мгле, тропинка.


Задача участников команды: записать эти предложения на доске и верно расставить знаки препинания. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Макушева Елена Геннадьевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 130051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "280610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393910"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia1"
    ["file_id"] => string(6) "280611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393917"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia2"
    ["file_id"] => string(6) "280612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства