- создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности обучающихся через трудолюбие, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку;
- формировать интерес к предмету.
Типурока: изучение нового материала.
Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, коллективная и групповая деятельность.
-Здравствуйте, садитесь. И сегодня урок русского языка у вас проведу я. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Чтобы настроиться на серьёзную работу, предлагаю произнести следующие строки. ( Они на слайде )
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Актуализация знаний.
Ребята, тысячи разных звуков окружают человека: звон металла, шелест листвы, завывание ветра, шорох камышей, журчание ручья, пение птиц, раскаты грома.. Но какое отношение к языку имеют эти звуки?
Дело в том, что окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить - это звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено понятное для всех нас значение.
- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? ( фонетика ) ( Слайд )
- Какие бывают гласные?
- Они состоят только из? ( Голоса )
- Какие бывают согласные?
- Какие согласные не имеют пары по мягкости? ( Ж, Ш, Ц )
- Какие согласные не образуют пары по твёрдости? ( Ч, Щ, Й )
3. Проверка домашнего задания. Игра « Весёлый аквариум»
( Интерактивная доска )
- Предлагаю, сыграть в игру «Весёлый аквариум». Для этого вам необходимо поймать рыбку и распределить её в 2 аквариума. 1 аквариум вы наполняете рыбой, в названии которой встречаются только непарные твёрдые согласные, 2 аквариум – только непарные мягкие согласные. Прошу выполнить это задание самого смелого рыбака.
-Какие твёрдые согласные звуки не имеют пар? ( [ ж] , [ш] , [ц] )
- Какие мягкие согласные не образуют пар? ( [ч’] , [ щ’ ] , [й ’] )
3. Объяснение нового материала.
- Работа с высказыванием К.Г. Паустовского. ( Слайд )
- Писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».
- Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами?
( Слова звучат, т.е. они состоят из звуков.)
- Назовите слово из данного высказывания, которое передаёт «звучание» травы ( шелестят, т.е. мягко шуршат ), льдинок ( позванивают).
- Какие согласные звуки помогают услышать нам шелест травы? ( ш ), ( т ),
( с).
- А звон льдинок? ( з ), (в), (н ).
- Какие из названных нами звуков состоят только из шума ? А какие из голоса и шума?
- Ребята, согласные звуки, состоящие только из шума, называются глухими. Согласные, состоящие из голоса и шума – звонкими.
- Итак, запишите в тетради тему урока «Согласные звонкие и глухие».
( Пишу на доске ).
- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели, которые мы должны достичь сегодня на уроке? ( Научиться находить звонкие и глухие согласные: выяснить какие пары они образуют и понять чем отличаются друг от друга )
4. Новая тема.
- Обратимся к учебнику. Откроем страницу 130, материал для наблюдения. Прочитайте задание про себя. Кто сможет ответить на поставленные вопросы?.
( На рисунках изображены роза, шкаф, компьютер ) ( Слайд )
В слове роза только звонкие согласные ( р), ( з ).
В слове шкаф только глухие ( ш ), ( к ), (ф ).
А в слове компьютер есть и глухие и звонкие согласные: (к) (п), (т) – глухие; (м), (р) – звонкие, а ещё в этом слове спрятался звонкий согласный (й ́) после ь.
— А как вы узнавали, где звонкий, а где глухой звук?
( «Звонкий — звенит, его можно услышать» ; состоит из голоса) А глухой звук состоит только из шума.
5. Обобщение. ( Слайд )
В учебнике на с. 130 в таблице обозначены звуки [б], [п] и т. д. Определите, на какой строке — верхней или нижней — обозначены звонкие и глухие согласные звуки. Я вынесла эту таблицу на слайд, представив согласные в виде этажей дома. ( Дом, где живут согласные.). Я произношу звук с нижнего этажа, а вы произносите парный ему из верхнего. Из чего состоят звуки с нижнего этажа? ( Из шума ). А звуки с верхнего? ( Из голоса и шума ).
Вывод: на какие две группы делятся согласные звуки? Как их различить?
( В образовании звонких согласных участвует голос, глухие же образуются без голоса.).
- Но в этом правиле есть свои исключения. Исключения эти – согласные, которые не образовывают пары по звонкости/глухости.
- Посмотрите на слайд. ( Слайд ).
- На голубом фоне изображены непарные глухие согласные, т.е. они всегда глухие и у них нет звонкой пары – ( х), (х́), ( ц), (ч́), (щ́ ).
- На жёлтом фоне изображены непарные звонкие ( сонорные ) согласные –
(л ), (л́ ), (м ), (м́ ), ( н ), (н́ ), (р ), (р́ ), (й́́ ́ ). У сонорных согласных нет пары по глухости. В этих согласных голос преобладает над шумом.
6. Работа с учебником.
- Сравним наше правило-дом с правилом в учебнике на стр. 130.
7. Закрепление. Упр. 284.
- Ребята. А теперь мы попробуем с вами ответить на вопрос: «Какую же функцию выполняют парные звонкие и глухие согласные?». Упр. 284. Прочитайте задание.
Первый столбик разбираем вместе. Второй – на доске 1 ребёнок. Третий и четвёртый – по вариантам. Самопроверка.
Дом – том Почка – бочка Шалость – жалость Доска - тоска
Балка – палка Горка – корка Колос – голос Точка - дочка
Тело – дело Злой – слой Жар – шар Слить - злить
Вывод: парные согласные выполняют смыслоразличительную функцию, т.е. если в слове изменить звуковой состав, то изменится лексическое значение.
Физкультминутка ( Слайд )
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
Чтобы плечики размять,
Надо их покрепче взять.
Раз – два – три – четыре – пять
Всем нам весело играть!
А теперь пора садиться
И прилежно всем учиться!
8. Знакомство с фонетическими явлениями озвончение и оглушение.
Итак, ребята, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами.
(Слайд ) Обозначение звонких и глухих согласных на письме
Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.
САДЫ САД ПОСАДКА
[сады] [сат] [пасатка]
Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.
(Слайд ) С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.
просить просьба
[прас , ит , ] [проз , ба]
Вывод: глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласными.(Слайд )
- Чтобы не ошибиться в правописании проверяемой согласной, какое правило должны знать?
Дети: (Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р : дуб- дубы, круг- круглый), дорожка – дороженька.
9. Закрепление знаний в формировании умения различать в речи явления оглушения и озвончения. Комментированное письмо.
- Вам необходимо записать слова под диктовку. Вставив нужную орфограмму, подчеркнуть её. И рядом написать в квадратных скобках слышимый звук. Написать проверочное слово и устно назвать какой фонетический процесс здесь происходит.
Сделаем это задание так, как показано на слайде.
Сказка – [с] – сказать – оглушение
Косьба – [з́] – косить – озвончение
Ошибка – [ п] – ошибочный - оглушение
Мороз– [ с] - морозы – оглушение
Снег – [к] - снега – оглушение
Варежка – [ш] – варежечка – оглушение
Сторожка – [ ш ] - сторожить - оглушение
Вывод: если рядом оказываются в слове звонкий и глухой звук, то они влияют друг на друга. Если звонкий стоит перед глухим, то он сам становится глухим. Или звонкий стоит на конце слова, то он тоже оглушается. А если глухой стоит перед звонким, то он тоже становится звонким, т.е. мы наблюдаем процесс озвончения. (Проверка на слайде).
- Составьте предложение о зиме, используя любое слово из данногодиктанта. ( Проверяю несколько человек )
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные».
- Предлагаю вспомнить ещё одно правило, связанное с согласными звуками. Вашему вниманию предлагаю загадки:
СЛАЙД
1.День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
/сердце/
СЛАЙД
2.Не огонь, а
больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит.
/солнце/
СЛАЙД
3.Сделал шаг - стал ростом выше.
Так "дорос" до самой крыши.
А потом назад пошел -
К росту прежнему пришел.
/лестница/
- Что объединяет все эти загадки?/в отгадках слова с непроизносимой согласной.
- Что это за буквы? /Звуки этих букв при произношении не произносятся, т.е. выпадают.
- Подумайте, когда это происходит? ( При встрече, стечении 3 согласных звуков один может выпадать: рдц, лнц, стн )
- какое правило мы должны вспомнить при написании непроизносимой согласной? Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
11. Упражнение на нахождение слов с непроизносимым согласным.
- А теперь проверим себя, записав такие предложения. Подчеркните в словах непроизносимые согласные. Работу выполняем самостоятельно. Затем обменяемся тетрадями, проверим написанное друг у друга. Выставляем оценки. Проверяем ( спрашиваю по 1 человеку от ряда ). Самопроверка на слайде.
1 ряд.
Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный? (А.С.Пушкин)
2 ряд.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А.С.Пушкин)
3 ряд.
И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. (Н.А.Некрасов)
12. Произносительные нормы устного литературного языка ( Слайд)
- Понаблюдаем над произношением некоторых согласных звуков.
- На слайде представлены слова: что, чтобы, конечно, скворечник, яичница, пустячный. Кто догадался, в чём особенность произношения этих слов?
- На месте буквенного сочетания чт произносится звуковое [шт].
- В произношении слов с сочетанием ЧН наблюдаются колебания. ЧН – произносится как [ Ч̕ Н ] в большинстве слов русского языка. Но это сочетание может произноситься как [ ШН ] или[ Ш ̕ Н ]. Некоторые слова с этими сочетаниями в современном русском литературном языке имеют двоякое произношение, например. Було [ Ч̕ Н] ная и було [ ШН ]. А вот произношение прилагательного сердечный зависит от смысла. Если мы имеем в виду друга, то скажем СЕРДЕ [ ШН ] НЫЙ, а если имеем в виду лекарство, то произнесём СЕРДЕ [ Ч̕ Н] ЫЕ капли. ( Слайд )
- Давайте проверим, правильно ли вы произносите такое буквенное сочетание. ( Интерактивная доска )
13. Работа над звуковыми повторами как средством выразительности речи ( слайд )
- Ребята, мы с вами уже отметили, что согласные выполняют смыслоразличительную функцию. Мы знаем с вами, что слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами, ничего не значат. Однако, иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так, поэт начала 20 века К.Д. Бальмонт, виртуозно владевший приёмами звукописи, в стихотворении «Камыши» намеренно включает слова, содержащие повторяющиеся согласные звуки.
Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят? Зачем огоньки между ними горят
- Назовите мне эти согласные звуки. ( ш), (п ), (ч ), (т ).
- Как вы думаете, зачем поэт это делает? ( Чтобы создать картину ночной тишины, и создать звуковой образ шуршание камышей в ночи, их разговор)
- Такой стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи называется аллитерация).
- Многие поэты кроме К.Д. Бальмонта ( А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин, В. Маяковский) используют такой приём звукописи – одного из свойств выразительности речи. Этот приём помогает создать звуковой образ, служит ярким средством выразительности.
- Вам нужно по данной транскрипции отгадать слово.
- Что такое транскрипция? ( Запись слова звуками )
Кто знает, кому поставлен этот памятник? Кириллу и Мефодию, двум учёным монахам, братьям, которые изобрели славянский алфавит. Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Братья на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, послания и богослужебные тексты.
14. Подведение итогов.
- О каких согласных мы говорили сегодня на уроке?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Назовите парные по звонкости/глухости согласные.
- Назовите непарные глухие? Непарные звонкие?
- С какими фонетическими процессами мы познакомились? (оглушение и озвончение)
- Какие орфограммы повторили? ( проверяемые согласные в корне и непроизносимые согласные в корне)
- Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется этот фонетический приём выразительности? (аллитерация )
15. Домашнее задание.
Стр. 130 правило, упр.286 ( письменно )
16. Рефлексия.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Я хочу, чтобы вы оценили свою работу. Но необычным образом. Покажите мне своё настроение.
- У каждого из вас на столе лежит 2 облака. Одно – голубое ( мне всё очень понравилось, я всё понял ), другое – синее ( у меня возникли затруднения при изучении этой темы. )
Выберите облачко, которое подходит к вашему настроению. И покажите мне его. ( Дети показывают, а в это время я прикрепляю к доске одно большое солнце и говорю )
- Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Вы порадовали меня устными и письменными ответами, дружной работой на уроке! И поэтому я хочу поделиться с вами своим настроением. А оно у меня – солнечное! Я дарю это солнышко - радости всем вам! И хочу чтобы на нашем небосклоне познания всегда была солнечная погода и только голубые облака. А тёмных синих тучек не было совсем!