kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие кружка русского языка «За рамками учебника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие кружка русского языка "За рамками учебника".

Тема: Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических жанров.

Цель: Дать понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра, познакомить  учащихся с их особенностями и структурой. Научить составлять заметки на основе увиденного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка русского языка «За рамками учебника»»









Занятие кружка

русского языка

«За рамками учебника»

Учитель Жукова Т.Н.

МОУ «СОШ №3»

г. Луга, Ленинградская область













Тема: Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических жанров.

Путевые заметки создаются на основе наблюдений автора над фактами реальной действительности, но содержат не только воспроизведение увиденного, но и мысли и чувства автора в связи с увиденным. Как писал К. Паустовский, «факт, поданный литературно, с опусканием ненужных деталей и со сгущением нескольких характерных черт, освещенный слабым сиянием вымысла, вскрывает сущность вещей во сто крат ярче и доступнее, чем правдивый и до мелочей точный протокол».

Путевые заметки и очерки помогают увидеть, как преображается наша страна, изменяется природа, быт людей и меняется сам человек.

Автор путевых заметок в любой момент может остановить естественный ход повествования, связанного с путешествием, и рассказать о том, что его волнует, как он относится к тому, что увидел.

Воспитательное воздействие путевых заметок заключается в том, что в них правдиво и образно отражается жизнь, что в них не только утверждается положительное, но и вскрываются недостатки и трудности- этот жанр является важным средством активного вмешательства автора в жизнь, в различные явления повседневной действительности.

В путевые заметки включаются описание местности, пейзаж, портреты персонажей, элементы повествования и рассуждения, диалоги.

Цель занятия

Дать понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра, познакомить учащихся с их особенностями и структурой. Научить составлять заметки на основе увиденного.

Оборудование

В.Солоухин. «Владимирские проселки»; В. Конецкий. «Соленый лед», а также А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву», А.С. Пушкин. « Путешествие в Арзрум», А.П. Чехов. «Остров Сахалин».

Основные этапы работы

Это занятие можно начать по-разному: с беседы, с анализа путевых заметок или очерков или или собранных самостоятельно, с краткого вступительного слова учителя и т.д.

Последовательность и разнообразие этапов и форм работы зависят от конкретных условий, в которых происходят занятия, от состава группы, ее интересов и возможностей, от имеющихся в распоряжении учащихся средств обучения (компьютер, магнитофон, фотоаппарат, интернет-ресурсы). Очень хорошо, если во время подготовки к данному занятию учащиеся совершат интересные прогулки и экскурсии, зафиксируют свои наблюдения и впечатления произведут фотоснимки местности, исторических памятников и укромных уголков природы, запишут на диск или в дневники интересные встречи, голоса птиц и животных, «деревенские голоса» и звуки большого города, железнодорожной станции, речного вокзала и т.д.

Выборочное чтение и анализ путевого очерка В. Пескова «Речка моего детства» можно начать с краткого сообщения о самом авторе: чем интересен, что написал о чем лююит рассказывать(вспомнить «Шаги по росе», передаче « В мире животных»). Вскрыть истинный смысл выражения В. Пескова «У каждого из нас есть «своя речка» поможет прослушивание созвучных данной теме песен, просмотр кинофрагментов «По родному краю», зарисовок учащихся и фотографий.

Руководитель вместе с активом учащихся заранее подбирает интересную для данной группы песню, и она звучит на определенном этапе занятия. Предлагаем на выбор несколько песен (учитель и учащиеся вправе их заменить или дополнить) :

«Родина моя»(сл. Е. Евтушенко, муз. Б. Терентьева),

«Край родной» (сл. В. Татаринова, муз. Е. Птичкина),

«Цветы луговые» (сл. С. Красикова, муз. Г. Пономаренко).

После прослушивания одной-двух песен анализ путевых заметок и очерков может быть продолжен. Следует обратить внимание на композицию анализируемого текста( с чего начинается, чем кончается, на какие части делится, почему события излагаются в данной последовательности и т.д.) и особенности языка автора.

Самостоятельная работа учащихся.

Учащимся предлагаются дифференцированные задания по одному тексту или, наоборот, аналогичные задания по нескольким заметкам или очеркам. Вот, например, какие вопросы и задания могут быть предложены учащимся при работе над путевым очерком В. Пескова «Речка моего детства» :

  1. Как описывает автор свою любимую речку в начале очерка по воспоминаниям детства?( «…Для меня эта речка была первой и едва ли не главной жизненной школой…Соловьиная трель по ночам…Плавать мы … учились так же естественно, как учатся в детстве ходить… А сколько радостей и открытий давала в детстве рыбалка!» и т.д.). Как выражаются чувства автора при виде «речки без воды» ( « Речка была без воды … (ср.дом без окон, лес без деревьев)… травяной призрак реки …А ниже плотины лежал сухой и черный каньон…красногрудая птичка, прилетевшая искупаться, едва замочила лапки… Особенно грустным был час, когда я дошел наконец к местам особенно мне дорогим…»)

Как изменяется настроение автора, когда он видит знаменитый Усманский бор, разрезаемый полноводной Усманкой?(«сердце у меня притихло от радости, когда цуже в сумерках лодка выбралась на широкие плесы…И вся жизнь заповедного леса тянулась сюда, к берегам… на берегу, как залетные пули, прошивали кроны дубов и тяжело падали в темноту желуди… При свете фонарика я записал в дневнике: «Заповедные лесы. Счастливый день. Все было почти как в детстве»…)

  1. Объясните значение непонятных слов и выражений, имеющих важное значение в раскрытии содержания текста (каньон – глубокая узкая долина, размытая рекой; плес – широкое водное пространство на реке или озере; пойма – заливаемая во время половодья паводков низкая часть речной долины, где растут хорошие травы, заливной луг). Дайте объяснение, как образованы местные слова и выражения: топтуха, лохмотник, потное место; найдите в толковом словаре объяснения значения слов: бочак, колдобина, чаплыги и др.

  2. Найдите в тексте слова, обозначающие названия растений, кустарников, деревьев (камыш, тальник, лозняк, ветла, хмель, осока, таволга, болиголов, ольха, черемуха), название животных, птиц, рыб (скопа, коростель, бобер, цапля, кулик, козодой, зимородок, налим, окунь, щуренок, язь). Какие из названный растений и животных вам известны? Что вы можете рассказать об их повадках и особенностях?

  3. Произведите словообразовательный анализ слов, обозначающих названия населенных пунктов: Московка, Безымянка, Приваловка, Желдаевка, Лукичевка, Енино, Красино, Горки, Пушкари, Стрельцы, Сторожевое, Красное. Найдите в «кратком топонимическом словаре» и других пособиях происхождение названий (топонимы) городов, рек и сёл: Москва, Смоленск, Тула, Псков; Горки, Красное, Усмань, Плес; Елань, Угра, Унжа, Усолье, Починок, Прилуки, Емская. Попытайтесь объяснить название города, где вы живете.

Анализ и обсуждение собранных учащимися материалов можно начать с просмотра фотографий, рисунков, сделанных ребятами в походе, на экскурсии, с прослушивания дневниковых записей и черновых заметок. Во время обсуждения выясняется, что затруднило учебников в начатых ими путевых набросках, что удалось пронаблюдать, какие мысли и чувства вызвали картины природы и как это «ложится на бумагу», отражено и зафиксировано юными путешественниками. Учащиеся читают свои записки и поясняют: 1. Почему выбрано такое начало. 2. В чем смысл данного описания. 3. С какой целью в текст включен диалог или лирическое отступление. 4. Чем предполагается закончить путевые заметки и как озаглавить.

Подводя итог обсуждения собранных материалов, руководитель занятий указывает на то, что путевые заметки и очерки помогают читателю увидеть, как преображается наша страна: растут города, поднимаются высотные дома, прокладываются новые линии метрополитена. А вместе с тем преображается и сам человек, строитель и созидатель новой жизни.

Доработка учащимися собранных материалов. Данный этап работы можно провести в форме консультации с отдельными учащимися. Руководитель отвечает на вопросы по содержанию и форме путевых заметок, помогает советами улучшить композицию сочинения, указывает на погрешности языка и стиля, дает конкретные советы и рекомендации.

Рекомендуется консультация с группами учащихся, работающими над близкими по тематике путевыми заметками. Руководитель может предложить отдельным учащимся прочитать уже законченные части текста, готовые фрагменты работы и даже, если позволит время, целые сочинения. Внимание пишущих обращается на следующее: 1. Как выражена основная мысль (идея) путевых заметок. 2. Ясна ли она самому автору и доведена ли до сознания читателя. 3. Чему учит данное произведение. 4. Хорошо ли построены путевые заметки (нет ли чего лишнего, что недосказано и недоказано). 5. Каков язык автора.

Домашнее задание: самостоятельная письменная работа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие кружка русского языка «За рамками учебника»

Автор: Жукова Татьяна Николаевна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 264929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства