Тема: «Закрепление и обобщение тем: «Союзы» и « Предлоги».
Цели урока:
Повторить и обобщить знания учащихся о союзе и предлоге как служебных частях речи, совершенствовать умение учащихся определять вид сложного предложения.
Развивать умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания в рамках изученной темы.
Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование:
Видеопроектор, экран, компьютер, слайды с презентацией к уроку, тесты.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, итак начнем, все соберитесь ,улыбнитесь друг другу и с этим позитивным настроением начнем урок. Мы с вами закончили изучение двух тем, «Союзы» и «Предлоги». Давайте теперь сформулируем и назовём тему нашего сегодняшнего урока (Дети отвечают). Открываем тетради и записываем число, классная работа и тему урока.
У нас сегодня необычный урок. Урок - игра. Игра - командная. Чтобы сэкономить время, на прошлом уроке мы разделились на две команды: «Предлоги» и «Союзы». Выбрали и капитанов команд.
Приветствие.
Начнем с представлении.
Приветствие “Предлогов”:
С союзом мы в дружбе,
С союзом мы в мире.
Такие хорошие а, но, и, или.
И с ними стихи сочиняем, былины,
Нет лучше союза в писательском мире
Да здравствует русский язык и союз!
Приветствие “Союзов”:
Наш “Союз” – большой и нужный,
Вас приветствует сейчас
И желает эту встречу
Начинать нам в сей же час!
Вы, предлоги, – от, за, после,
Знаем точно – хороши!
Вам сегодня предлагаем
Поработать от души.
У каждой команды было домашнее задание: написать сочинение-сказку по соответствующим темам, сопровождаемым критериями, чтобы в ваших сказках отражались значения, функции и признаки этих частей речи. На данном уроке мы не сможем все прочесть сказки. Прочтут по одной сказке из каждой команды, по усмотрению капитана, а остальные работы будут проверены и оценены на следующем уроке.
(Дети читают свои сочинения-сказки)
Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
А теперь переходим к следующему конкурсу: «Составление синквейна».
Давайте прочитаем определение синквейна, которое вы можете увидеть на экране. (Слайд 4)
Попрошу выйти капитанов команд и написать синквейны на тему названия их команд.
(Капитаны представляют свои синквейны)
Ребята, объясните, что у вас получилось.
(Капитаны объясняют)
Спасибо, ребята, за работу. Пройдите на свои места.
Настало время четвертого конкурса: «Словарный диктант»
В течение минуты, каждая команды должна выписать предлоги и союзы по группам из словосочетаний. Их вы можете увидеть на экране (Слайд 5). Приступайте.
Освещать, потому что темно; натереть, чтобы блестел; отложить из-за непогоды; банка из-под варенья; тоже поедет на стадион, если выучить наизусть.
Молодцы ребята! Справились и с этим заданием.
Переходим к пятому конкурсу: «Комментированное письмо»
На экране показан отрывок из произведения (Слайд 7)
У вас два задания:
1. Определите, из какого произведения взят отрывок.
2. Каждая из команд должна определить, в каком предложении используются сложносочиненные и сложноподчиненные союзы в соответствии с выбранными карточками. Выпишите номера предложений. На выполнение дается 2 минуты. Время пошло.
…(1)Я видела по его лицу, что он груб и сердит. (2)Я с радостью убежала бы, но, честное слово, сил не было от стыда. (3)И он стал говорить: - "Мне, милая, это больше не выгодно.(4) Теперь в моде заграничный товар, все лавки полны им, а эти изделия не берут". ...(5) Он говорил еще много чего, но я все перепутала и забыла.(6) Должно быть, он сжалился надо мной, так как посоветовал сходить в "Детский Базар" и "Аладинову Лампу".
(По истечении 2 минут)
Ответы вы видите на экране (Слайд 8) Поздравляю, вы успешно справились и с эти конкурсом.
А давайте проверим, как вы умеете разгадывать шарады. Представляю вам шестой конкурс «Шарады». (На экране появляются шарады и дети разгадывают их).
1) Две ноты, союз,
Всё вместе игра,
В которую любит играть детвора. (Домино)
2) Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают вкусный плод
Южноамериканского растения. (Ананас)
3) Мой первый слог на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я материя
И на костюм гожусь. (Сукно)
4) В конце какого предлога стоит сотня? ( Вместо).
И вот мы подходим к конкурсу: «Конструирование»
Трижды используя данное простое предложение, составить сложносочинённое, сложноподчинённое предложения и предложение с однородными членами.
Слышу трель соловья.
Составить схемы полученных предложений.
Переходим к более серьезному конкурсу «Вопросы-ответы». Сейчас вам я раздам по карточке с вопросом, и вы устно ответите на заданный вопрос. (Учитель подходит к каждому ученику, и они выбирают карточку и отвечают на вопрос).
Вопросы:
Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга?
Чем отличаются простые предлоги и союзы от составных?
Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие – только для связи предложений?
Какие предлоги называются производными? Приведите примеры.
Какие предлоги называются непроизводными? Приведите примеры.
Как отличить на письме союз чтобы от местоимения что с частицей бы?
Как отличить на письме союз также от наречия с частицей?
Как отличить на письме союз тоже от местоимения с частицей?
Расскажите о слитном и раздельном написание предлогов.
Приведите примеры предлогов, которые пишутся через дефис.
Как отличите предлоги «в течение», «в продолжение», «вследствие» от существительных с предлогом.
На какие группы по значению делятся сочинительные союзы.
На какие группы по значению делятся подчинительные союзы.
Переходим к следующему заданию.
Вставить вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Дать им характеристику (Слайд 15) (Дети отвечают)
Молодцы.
И вот настал финальный конкурс нашего урока.
Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. (Слайды 16-17)
(Дети отвечают)
Поздравляю с успешным финалом..
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Спасибо вам, вы отлично поработали на уроке.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: «Один в поле не воин», используя подчинительные, сочинительные союзы и предлоги.
В городе Морфологии проживали предлоги, были они драчуны, забияки и задиры, и всегда они старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, чтобы между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно из-за дурной репутации они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.
Так предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в Книгу Правил это событие, и появилось правило: Предлог – это слово, и с другими словами пишется всегда раздельно”.
В некотором царстве в некотором морфологическом государстве жила одна семья Союзов. В округе они слыли благосостоятельной и дружной семьей .Было у них два сына. Одного звали .Сочинитель. Он был фантазером ,выдумщиком .Все время что-нибудь выдумывал и всем рассказывал, а затем и сам начинал верить своей выдумке .А другого звали Подчинитель Он был очень властным ,но честным и дисциплинированным Он командовал над братом .Чтобы не делал младший брат, всегда требовал у него цель, причину, условия .А младший брат по своей доброте ,смиренности все время выполнял его желания и ни капельки не обижался . По сей день они живут мирно и дружно. А все соседи с почтением и уважением относятся к ним .