kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Закрепление и обобщение по темам: «Союзы» и «Предлоги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Закрепление и обобщение  тем: «Союзы» и « Предлоги».

Цели урока:
Повторить и обобщить знания учащихся о союзе и предлоге как служебных частях речи, совершенствовать умение учащихся определять вид сложного предложения.
Развивать умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания в рамках изученной темы.
Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:
Видеопроектор, экран, компьютер, слайды с презентацией к уроку, тесты.

Ход урока:
Организационный момент. 
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, итак начнем, все соберитесь ,улыбнитесь друг другу и с этим позитивным настроением начнем урок. Мы с вами закончили изучение двух тем, «Союзы» и «Предлоги». Давайте теперь сформулируем и назовём тему нашего сегодняшнего урока   (Дети отвечают). Открываем тетради и записываем число, классная работа и тему урока.
У нас сегодня необычный урок. Урок - игра. Игра - командная. Чтобы сэкономить  время, на прошлом уроке  мы разделились на две команды: «Предлоги» и «Союзы». Выбрали и капитанов команд.

Приветствие.
Начнем с представлении. 

Приветствие “Предлогов”:
С союзом мы в дружбе,
С союзом мы в мире.
Такие хорошие а, но, и, или.
И с ними стихи сочиняем, былины,
Нет лучше союза в писательском мире
Да здравствует русский язык и союз!  

Приветствие “Союзов”:
Наш “Союз” – большой и нужный,
Вас приветствует сейчас
И желает эту встречу
Начинать нам в сей же час!
Вы, предлоги, – от, за, после,
Знаем точно – хороши!
Вам сегодня предлагаем 
Поработать от души.

У каждой команды было домашнее задание: написать сочинение-сказку по  соответствующим темам, сопровождаемым критериями, чтобы в ваших сказках отражались значения, функции и признаки этих частей речи. На данном уроке мы не сможем все прочесть  сказки. Прочтут по одной сказке из каждой команды, по усмотрению капитана, а остальные работы будут проверены и оценены на следующем уроке.
(Дети читают свои сочинения-сказки)

Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
А теперь переходим к следующему конкурсу: «Составление синквейна».
Давайте прочитаем определение синквейна, которое вы можете увидеть на экране. (Слайд 4)
Попрошу выйти капитанов  команд и написать синквейны на тему названия их команд.
(Капитаны представляют свои синквейны)
Ребята, объясните, что у вас получилось.
(Капитаны объясняют)
Спасибо, ребята, за работу. Пройдите на свои места.


Настало время четвертого  конкурса: «Словарный диктант»
В течение минуты, каждая команды должна выписать предлоги и союзы по группам из словосочетаний. Их вы можете увидеть на экране (Слайд 5). Приступайте.
Освещать, потому что темно; натереть, чтобы блестел; отложить из-за непогоды; банка из-под варенья;  тоже поедет на стадион, если выучить наизусть.
Молодцы ребята! Справились и с этим заданием.

Переходим к пятому конкурсу: «Комментированное письмо»
На экране показан отрывок из произведения (Слайд 7)
У вас два задания:  
1.    Определите, из какого произведения взят отрывок.
2.    Каждая из команд должна определить, в каком предложении используются сложносочиненные и сложноподчиненные союзы в соответствии с выбранными карточками. Выпишите номера предложений. На выполнение дается 2 минуты. Время пошло. 
…(1)Я видела по его лицу, что он груб и сердит. (2)Я с радостью убежала бы, но, честное слово, сил не было от стыда. (3)И он стал говорить: - "Мне, милая, это больше не выгодно.(4) Теперь в моде заграничный товар, все лавки полны им, а эти изделия не берут". ...(5) Он говорил еще много чего, но я все перепутала и забыла.(6) Должно быть, он сжалился надо мной, так как посоветовал сходить в "Детский Базар" и "Аладинову Лампу".  
(По истечении 2  минут)
Ответы вы видите на экране (Слайд 8)  Поздравляю, вы успешно справились и с эти конкурсом.
 
А давайте проверим, как вы умеете разгадывать шарады. Представляю вам шестой конкурс «Шарады». (На экране появляются шарады и дети разгадывают их).
1) Две ноты, союз, 
Всё вместе игра,
В которую любит играть детвора. (Домино) 
2) Союз, предлог и падежная форма 
Личного местоимения
Дают вкусный плод 
Южноамериканского растения. (Ананас) 
3) Мой первый слог на дереве,
Второй мой слог – союз, 
А в целом я материя
И на костюм гожусь. (Сукно)
4) В конце какого предлога стоит сотня? ( Вместо).

И вот мы подходим к конкурсу: «Конструирование»
Трижды используя данное простое предложение, составить сложносочинённое, сложноподчинённое предложения  и предложение с однородными членами.
Слышу трель соловья. 
Составить схемы полученных предложений.

Переходим к более серьезному конкурсу «Вопросы-ответы». Сейчас вам я раздам по карточке с вопросом, и вы  устно ответите на заданный вопрос. (Учитель подходит к каждому ученику, и они выбирают карточку и отвечают на вопрос).
Вопросы:
Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга?
Чем отличаются простые предлоги и союзы от составных?
Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие – только для связи предложений?
Какие предлоги называются производными? Приведите примеры.
Какие предлоги называются непроизводными? Приведите примеры.
Как отличить на письме союз чтобы от местоимения что с частицей бы?
Как отличить на письме союз также от наречия с частицей?
Как отличить на письме союз тоже от местоимения с частицей?
Расскажите о слитном и раздельном написание предлогов.
Приведите примеры предлогов, которые пишутся через дефис.
Как отличите предлоги «в течение», «в продолжение», «вследствие» от существительных с предлогом. 
На какие группы по значению делятся сочинительные союзы.
На какие группы по значению делятся подчинительные союзы.

Переходим к следующему заданию.
Вставить вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Дать им характеристику (Слайд 15) (Дети отвечают)
Молодцы.
И вот настал финальный конкурс нашего урока.
Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. (Слайды 16-17)
(Дети отвечают)
Поздравляю с успешным финалом..

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Спасибо вам, вы отлично поработали на уроке.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: «Один в поле не воин», используя подчинительные, сочинительные союзы и предлоги.

 

   В городе Морфологии проживали предлоги, были они драчуны, забияки и задиры, и всегда они старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, чтобы между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно из-за дурной репутации они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.
Так предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в Книгу Правил это событие, и появилось правило: Предлог – это слово, и с другими словами пишется всегда раздельно”.
В некотором  царстве в некотором морфологическом государстве жила одна семья  Союзов. В округе они слыли    благосостоятельной и дружной семьей .Было у них два сына. Одного звали .Сочинитель. Он был фантазером ,выдумщиком .Все время что-нибудь выдумывал и всем рассказывал, а затем и  сам начинал верить своей выдумке  .А другого звали Подчинитель      Он был очень властным ,но честным и  дисциплинированным Он командовал над братом .Чтобы не делал младший брат, всегда  требовал у него цель, причину, условия .А младший брат по своей доброте ,смиренности все время выполнял его желания и ни капельки не обижался .    По сей день они живут мирно и дружно.   А все соседи с почтением и  уважением  относятся к ним .                                                                                                                                                                          

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Закрепление и обобщение по темам: «Союзы» и «Предлоги» »

Цели урока: Повторить и обобщить знания учащихся о союзе и предлоге как служебных частях речи, совершенствовать умение учащихся определять вид сложного предложения. Развивать умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания в рамках изученной темы. Воспитывать чувство коллективизма.

Цели урока:

  • Повторить и обобщить знания учащихся о союзе и предлоге как служебных частях речи, совершенствовать умение учащихся определять вид сложного предложения.
  • Развивать умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания в рамках изученной темы.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Сказки

Сказки

Синквейн

Синквейн

  • Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола.  4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Словарный диктант Освещать, потому что темно; Натереть, чтобы блестел; Отложить из-за непогоды; Банка из-под варенья; Тоже поедет на стадион; Если выучит наизусть.

Словарный диктант

  • Освещать, потому что темно;
  • Натереть, чтобы блестел;
  • Отложить из-за непогоды;
  • Банка из-под варенья;
  • Тоже поедет на стадион;
  • Если выучит наизусть.

Проверка Предлоги: Из-за Из-под Тоже  Союзы: Потому что Чтобы Если

Проверка

Предлоги:

Из-за

Из-под

Тоже

Союзы:

Потому что

Чтобы

Если

Комментированное письмо 1. Определить, из какого произведения взят отрывок.  2. Определить в каком предложении используются сложносочиненные и сложноподчиненные союзы. … (1) Я видела по его лицу, что он груб и сердит. (2) Я с радостью убежала бы, но, честное слово, сил не было от стыда. (3) И он стал говорить: -

Комментированное письмо

1. Определить, из какого произведения взят отрывок. 2. Определить в каком предложении используются сложносочиненные и сложноподчиненные союзы.

  • (1) Я видела по его лицу, что он груб и сердит. (2) Я с радостью убежала бы, но, честное слово, сил не было от стыда. (3) И он стал говорить: - "Мне, милая, это больше не выгодно. (4) Теперь в моде заграничный товар, все лавки полны им, а эти изделия не берут". ... (5) Он говорил еще много чего, но я все перепутала и забыла. (6) Должно быть, он сжалился надо мной, так как посоветовал сходить в "Детский Базар" и "Аладинову Лампу".

Проверка комментированного письма ССП СПП 2 4 5 1 6

Проверка комментированного письма

ССП

СПП

2

4

5

1

6

Шарады.  Две ноты, союз,  Всё вместе игра,  В которую любит  Играть детвора. ( До-ми-но).

Шарады.

Две ноты, союз,

Всё вместе игра,

В которую любит

Играть детвора.

( До-ми-но).

Союз, предлог и падежная форма личного местоимения дают плод южноамериканского растения. ( А-на-нас).

Союз, предлог

и падежная форма

личного местоимения

дают плод южноамериканского растения.

( А-на-нас).

Мой первый слог на дереве, Второй мой слог-союз, А в целом я материя И на костюм гожусь. (Сук-но).

Мой первый слог на дереве,

Второй мой слог-союз,

А в целом я материя

И на костюм гожусь.

(Сук-но).

В конце какого предлога стоит сотня. (Вме-сто).

В конце какого предлога стоит сотня.

(Вме-сто).

Трижды используя данное предложение, составьте сложносочинённое, сложноподчинённое предложения и предложение с однородными членами. Слышу трель соловья.  Составить схемы предложений.

Трижды используя данное предложение, составьте сложносочинённое, сложноподчинённое предложения и предложение с однородными членами.

Слышу трель соловья.

Составить схемы предложений.

Вопросы:

Вопросы:

  • Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга?
  • Чем отличаются простые предлоги и союзы от составных?
  • Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие – только для связи предложений?
  • Какие предлоги называются производными? Приведите примеры.
  • Какие предлоги называются непроизводными? Приведите примеры.
  • Как отличить на письме союз чтобы от местоимения что с частицей бы ?
  • Как отличить на письме союз также от наречия с частицей?
  • Как отличить на письме союз тоже от местоимения с частицей?
  • Расскажите о слитном и раздельном написание предлогов.
  • Приведите примеры предлогов которые пишутся через дефис.
  • Как отличите предлоги «в течение», «в продолжение», «вследствие» от существительных с предлогом.
  • На какие группы по значению делятся сочинительные союзы.
  • На какие группы по значению делятся подчинительные союзы.
Вставить вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Дать им характеристику.   где  Иди туда, …  тебя уважают. Снаружи поп, … внутри чёрт. Дерево затем и посадили, … есть плоды. Не мил свет, … друга нет.  Берегись бед, … их нет. Мал золотник, … дорог.  а чтобы если пока да

Вставить вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Дать им характеристику.

где

  • Иди туда, … тебя уважают.
  • Снаружи поп, … внутри чёрт.
  • Дерево затем и посадили, … есть плоды.
  • Не мил свет, … друга нет.
  • Берегись бед, … их нет.
  • Мал золотник, … дорог.

а

чтобы

если

пока

да

Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях.   Няня, не смотря на свою нежную привязанность ко мне, не упускала случая рассказать о моих выходках. Няня, несмотря на свою нежную привязанность ко мне, не упускала случая рассказать о моих выходках   В тоже время я с неописуемым удивлением смотрел на парящий в воздухе остров населеный людьми. В то же время я с неописуемым удивлением смотрел на парящий в воздухе остров , населе нн ый людьми.

Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях.

  • Няня, не смотря на свою нежную привязанность ко мне, не упускала случая рассказать о моих выходках.

Няня, несмотря на свою нежную привязанность ко мне, не упускала случая рассказать о моих выходках

  • В тоже время я с неописуемым удивлением смотрел на парящий в воздухе остров населеный людьми.

В то же время я с неописуемым удивлением смотрел на парящий в воздухе остров , населе нн ый людьми.

В продолжении пяти дней ветер поднявшийся  неожидано гнал нас в открытое море вселяя в наши души  отчаяние.  В продолжени е пяти дней ветер , поднявшийся   неожиданно, гнал нас в открытое море , вселяя в наши души  отчаяние.  Благодаря моих товарищей я успешно закончил
  • В продолжении пяти дней ветер поднявшийся

неожидано гнал нас в открытое море вселяя в наши души

отчаяние.

В продолжени е пяти дней ветер , поднявшийся неожиданно, гнал нас в открытое море , вселяя в наши души

отчаяние.

  • Благодаря моих товарищей я успешно закончил

четверть.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Один в поле не воин», используя подчинительные, сочинительные союзы и предлоги.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Один в поле не воин», используя подчинительные, сочинительные союзы и предлоги.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Закрепление и обобщение по темам: «Союзы» и «Предлоги»

Автор: Кадышева Фаузия Талгатовна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку по теме: "Служебные части речи. Союз." "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-sluzhiebnyie-chasti-riechi-soiuz"
    ["file_id"] => string(6) "241140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445185416"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку "Служебные части речи. Практическая работа" в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-k-uroku-sluzhiebnyie-chasti-riechi-praktichieskaia-rabota-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "136236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417074724"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по русскому языку  "Сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaporusskomuiazykuslozhnoiepriedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "261973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449238588"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка  урока по русскому языку  "Сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "262774"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449409594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства