Просмотр содержимого документа
«Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д»
Урок русского языка в 1 классе на тему:
«Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.
Цель: научить отличать имена собственные и имена нарицательные, научить употреблять заглавную букву в именах собственных;
Планируемые результаты:
Предметные:научатся отличать имена собственные, писать их с заглавной буквы.
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, формировать позитивную самооценку, понимать причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные ( УУД):
Познавательные: формируют умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; развивают умения строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: развивают умения высказывать свои предположения, оценивают результаты своих действий в соответствии с поставленной задачей, вносят соответствующие коррективы; определяют успехи и трудности.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, развивают умения слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа, оформляют мысли в устной форме.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Минутка чистописания. (заглавные буквы)
Актуализация знаний, формулирование целей и темы урока.
Слайд 1.
-Ребята, посмотрите внимательно на картинки, возьмите от каждого слова по первой букве и скажите: какое слово у вас получилось? (Москва) Запишите.
Слайд 2. Задание остается прежним. (Волга) Запишите, дальше через запятую.
Слайд 3. Задание то же самое. (Артемон) Запишите.
Слайд 4. Задание то же самое. (Маша) Запишите и поставьте точку.
- Посмотрите внимательно на слова, которые мы записали и скажите, какая будет тема сегодняшнего урока? (Заглавная буква в именах собственных) (Учитель вывешивает тему урока на доске)
- Чему мы должны будем научиться? ( Учиться писать заглавную букву в именах, кличках животных, названиях рек, названиях городов.)
Работа по теме урока
- Но сегодня мы будем не просто учиться, а помогать герою. А какому герою мы будем помогать вы узнаете, когда соберете его имя из букв, работая в группах.
Учащиеся в группах собирают имя – Айболит.
На слайде (Слайд 5) появляется портрет доктора Айболита.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И червячок, и медведица!
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит!
Все больные звери спешили к доктору из разных городов нашей большой страны.
Слайд 6. Карта с названием городов, где нужно правильно указать первую букву. ( К\калининград, Е\екатеринбург, С\сочи, Б\бийск, Т\тюмень). С какой буквы напишем названия городов? ( С заглавной). Спишите названия этих городов, подчеркните заглавную букву в этих словах.
-А какие города знаете вы? (Санкт-Петербург, Москва, Томск, Архангельск, Сургут и т.д)
- Из всех этих городов к доктору прискакали больные звери.
Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал. «Вот вам телеграмма от Гиппопотама! ( Учитель показывает телеграмму, дети читаю ее по цепочке: «Приезжайте, доктор, в Африку скорей, и спасите, доктор, наших малышей».
- И встал Айболит, побежал Айболит, по полям, по лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит: « Лимпопо, Лимпопо,Лимпопо». А что такое Лимпопо? (Название реки)
- С новой красной строки запишите это слово, но не забудьте, что это название реки.
- Запишем названия и других рек. (Звучит журчание воды, на слайде названия рек, с выбором первой буквы)
- Ребята, скажите, а как мы напишем названия морей и океанов?( С заглавной буквы) А как мы напишем названия гор? ( С заглавной буквы)
-« И горы встают перед ним на пути, и он по горам начинает ползти, а горы все выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые кручи». Кто помог доктору Айболиту перебраться через горы и добраться до Африки? ( Орел) Слайд 8. (Айболит на орле)
- Пока орел везет доктора Айболита, мы немного отдохнем.
Физминутка.
Закрепление пройденного материала.
- Пока доктор Айболит работает, мы тоже не будем сидеть без дела. Снова поработаем по группам. Вам нужно будет восстановить текст, расположить предложения в правильном порядке, а так же вставить пропущенную букву.
Работа по группам. Восстановить деформированный текст. Предложения приклеиваются на листок, который вывешивается на доску.
Текст: Дядя __ёдор, кот __атроскин и собака ___арик живут в деревне ___ростоквашино. ___атроскин ухаживает за коровой ___уркой и телёнком ___аврюшей. Галчонок ___ватайка сторожит дом. Дядя ___ёдор любит зверей и птиц.
6. Самостоятельная работа.
- Загляните под стульчики. Что там нашли? (Карточки). Что нужно сделать? (Списать слова и вставить пропущенные буквы). С новой красной строки в тетради запишите эти слова, вставьте пропущенные буквы.
- « Вот и вылечил он их, Лимпопо! Вот и вылечил больных, Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться, Лимпопо! Вот и заканчивается наш урок. Сегодня нам помогали книги К.И. Чуковского. (выставка книг).
7. Итог урока.
- Какие слова будем писать с заглавной буквы?
8. Рефлексия.
- По очереди друг за другом подойдите и приклейте стикер на гору. Если: я молодец, мне все понятно и все удалось – вершина горы, если : мне есть над чем поработать – середина горы, если : я ничего не понял, мне очень трудно – подошва горы. ( учащиеся выходят по рядам) Спасибо за урок!