kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:Знакомство с некоторыми особенностями  выполнения задания открытого типа  с развернутым ответом (ЕГЭ )

Задача: Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения, особенностях определения проблемы, типах проблемы, видах комментария.
Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля"»

14



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1»г.Избербаш



Конспект урока по русскому языку
в 11 классе

«Выявление, формулирование и комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стилей»














Подготовила:

Абакарова З.М.,

учитель русского языка и литературы









План-конспект урока

Тема

 Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля

Цель

 Знакомство с некоторыми особенностями выполнения задания открытого типа с развернутым ответом (ЕГЭ )

Задачи

Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения, особенностях определения проблемы, типах проблемы, видах комментария.
Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать тексты, используя метод Интеллект-карт
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к родному языку.

Формирование УУД

ЛичностныеУУД:  

  • положительные нравственные качества;

  • действия нравственно-этического оценивания.

Регулятивные УУД:

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные УУД:

  • строить монологическое высказывание;

  • вести диалог, слушать собеседника.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи;

  • составлять алгоритм действий и пользоваться им;

  • использовать метод Интеллект-карт для извлечения информации и структурирования.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать понятие «проблема», «тип проблемы», «комментарий проблемы»

  • Уметь составлять Интеллект-карту текста, применяя алгоритм выявления проблемы в публицистическом, художественном тексте; определять тип проблемы и уметь ее комментировать.

Личностные:

  • Сформированность способности к саморазвитию;

  • Мотивация к учению и познанию.

Метапредметные:

  • Использование метода Интеллект-карт как универсального учебного действия.

Основные понятия

Проблема текста, тип проблемы, комментарий проблемы, Интеллект-карты, типовые конструкции (клише)

Межпредметные связи

 Литература






Ход урока

Дорогу осилит идущий


    1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Слово учителя: Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 27-ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста, это задание повышенной сложности. Над методикой выполнения этого задания мы будем работать в течение нескольких уроков. Итак, ребята сформулируем тему нашего урока.


Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля (ЗАПИСАТЬ ТЕМУ)

Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение ИК1):





3) Актуализация знаний.

Давайте вспомним структуру сочинения:

План сочинения

1.Вступление (пара предложений по поводу темы)

2.О чем текст?

3.Одна из проблем текста.

4.Комментарий к проблеме.

5.Авторская позиция.

6.Собственное мнение.

7.Аргументы.

8 Вывод.


Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает автор особое внимание.

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор.

Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с этой проблемой.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя. Проблема - вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:

- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.


Задание:

  • У вас на зеленых листочках написаны типы проблем. Подумайте и каждый запишите хотя бы одну конкретную проблему указанного типа.

  • Кто готов? Кто дополнит?

Запомните определение типов проблем, они важны при написании комментария.

Слово учителя: Определяя проблемы, в КИМах вы встречаете тексты разных стилей. Назовите их (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный). Но чаще всего вам встречаются тексты публицистического и художественного стилей.

Об особенностях публицистического стиля расскажет ___________________________


Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина.(1924-1997) Составление алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст читает ______________________

У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.

Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.



Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».


Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.

  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?

  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.





Слово учителя: К какой проблеме обращается В. Солоухин в данном тексте? В чем, по мнению автора, значимость детства для человека?


Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:

В виде вопроса:

  • Какова роль детства в жизни человека?

  • Какова значимость такой поры как детство для человека?


В виде словосочетания:

Проблема (чего?)

Вопрос (о чем?)

  • Проблема роли детства…

  • Вопрос о роли такой поры как детство для человека….


Следующий этап – это оформление вступления наших сочинений. Для этого мы будем использовать клише. Клише – типовые конструкции, помогающие организовать структуру сочинения. ПРИЛОЖЕНИЕ

5) Первичная проверка понимания

Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)

Текст № 1

Текст № 2







Слово учителя: Следующий шаг – комментирование проблемы. Комментарий – это замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывая их. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему. И здесь нам тоже помогут клише комментирования проблемы. Для каждого типа текста они свои. ПРИЛОЖЕНИЕ

Продолжим работу с Интеллект-картами: запишем тип проблемы, комментируя выражениями-клише.

От каждой группы зачитываются вступление и комментарий

Слово учителя: Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

  • тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

  • в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).


Об особенностях художественного стиля расскажет ___________________________

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Работа с текстом И. Тургенева. Составление Интеллект-карты, алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

- А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!


Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

  1. Проанализировать поступки, отношения, речь героев.

  2. Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)

  3. Определить, какие прилагательные определяют данные качества.

  4. Сформулировать проблему, используя данную информацию.



Слово учителя: Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.

Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.

О ком пишет Тургенев? Какие поступки описаны в тексте? С какой стороны они характеризуют героев? На чьей стороне симпатии автора?


Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами

Формулирование проблемы

1 способ

2 способ

В виде вопроса

В сочетания слов

Проблема (КОГО? ЧЕГО?)

Вопрос (О ЧЕМ?)

Что такое истинная и ложная любовь?

  • Проблема истинной и ложной любви

  • Вопрос об истинной и ложной любви

Текст № 1








Текст № 2










Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)

Текст № 1

Текст № 2







6) Первичное закрепление.

Оформление комментария с использованием клише

Публицистический текст

Художественный текст


____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищением пишет о ___________________

_____________________________________________________________________________.

Автор отмечает, что___________________

_____________________________________________________________________________. Он считает, что _______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.




______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во все времена. Писатель размышляет о_________________________

___________________________________________________________________________. Автор хвалит_________________________

___________________________________________________________________________.

Но его симпатии _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


При написании комментария к проблеме необходимо проследить за мыслью автора и найти те слова и мысли, которые привели автора к определённой точке зрения (выводу, который ты запишешь в формулировке позиции автора).

Комментарий включает в себя:

1 пример + пояснение –

2 пример + пояснение –

С.с. + анализ смысловой связи –

Пояснения к примерам — это интерпретация выбранных цитат. В пояснении важно сказать, какую роль они играют для понимания точки зрения автора.    Зачем автор говорит об этом? Какую роль играет названный факт?
   Обдумывая то, что следует включить в комментарий, отвечайте на следующие вопросы:

Что делает автор исходного текста? (Интересуется, рассуждает, описывает, повествует, размышляет… )

На какие аспекты обозначенной проблемы он обращает особое внимание?

Что особенно его беспокоит?

  Вспомним, что это такое. Назовите виды связи между примерами (таблица)

Связь между примерами

Способ оформления

1. Детализация

Так, например, укажем на детали..

2.Указание на следствие

Вот почему….

3.Подтверждение

В подтверждение этих мыслей…

4.Объяснение

Автор объясняет это тем, что…

5.Определение

Это слово автор понимает по-своему…

6.Аналогия

Как и в…, здесь прослеживается…

7.Выделение

Особое внимание автор уделяет…

8. Сопоставление, противопоставление

Сравним…  Автор противопоставляет, сравнивает…

Смысловую связку не путайте с авторской позицией, не подменяйте. Это не одно и то же (слайд 7)

  • Смысловая связка в комментарии – как автор «подаёт» нам проблему? Как эта проблема просматривается в первом и втором примере текста?

НЕ ЗАБУДЬТЕ! Избегайте речевых ошибок: ФИО автора – писатель (публицист, ученый т. д) – он – по мнению автора.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выставление оценок, объяснение домашнего задания.

По предложенным текстам написать в тетради вступление и комментарий, подобрать аргументы.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слово учителя

  • Вернитесь к целям и задачам урока

  • Определите, добились ли вы намеченного

  • Поставьте себе плюсы или минусы




Карта урока «Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля»

Проблема – это вопрос, который задает автор в рамках данного текста. Отправной пункт в работе над сочинением

Структура сочинения


Типы проблем (см. приложение № 1)

ЗАДАНИЕ. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.

  1. 1.В чем опасность политики национализма?

А. Философская

  1. 2. Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б. Политическая

  1. 3. В чем смысл человеческой жизни?

В. Экологическая

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г. Нравственная

5. Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы?

Д. Эстетическая

6. Какова роль искусства в жизни человека?

Е. Социальная


1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

ЗАДАНИЕ. Анализируя текст В. Солоухина, составьте Интеллект-карту.

У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.


Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте

  1. Определить ключевые слова в тексте.

  2. Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?

  3. Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.


ЗАДАНИЕ. Анализируя текст И. Тургенева, составьте Интеллект-карту.

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

- А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!


Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

  1. Проанализировать поступки, отношения, речь героев.

  2. Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)

  3. Определить, какие прилагательные определяют данные качества.

  4. Сформулировать проблему, используя данную информацию.

Формулирование проблемы

1 способ

2 способ

В виде вопроса

В сочетания слов

Проблема (КОГО? ЧЕГО?)

Вопрос (О ЧЕМ?)

Что такое истинная и ложная любовь?

  • Проблема истинной и ложной любви

  • Вопрос об истинной и ложной любви

Текст № 1










Текст № 2













Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)

Текст № 1

Текст № 2











Комментарий проблемы

Комментарий – это пояснения, замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему.

Оформление комментария с использованием клише



Публицистический текст

Художественный текст


____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищением пишет о ___________________

_____________________________________________________________________________.

Автор отмечает, что___________________

_____________________________________________________________________________. Он считает, что _______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.




______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во все времена. Писатель размышляет о_________________________

___________________________________________________________________________. Автор хвалит_________________________

___________________________________________________________________________.

Но его симпатии _____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


НЕ ЗАБУДЬ: ФИО автора – писатель (публицист, ученый т. д) – он – по мнению автора.


Дом. задание: по предложенным текстам написать в тетради вступление и комментарий.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Типы проблем

философские

социальные

политические

нравственные

экологические

эстетические

  • Смысл жизни

  • Познание и самопознание

  • Свобода и ответственность

  • Человек и история

  • Человек и культура


  • Социальная справедливость и несправедливость

  • Соблюдение прав человека

  • Прогресс и общество

  • Наука и общество

  • Демократия

  • Гражданское право

  • Терроризм

  • Национализм

  • Гражданское общество


  • Эгоизм и гуманизм

  • Доброта и жестокость

  • Духовность и бездуховность

  • Честь и бесчестие

  • Интеллигентность и хамство

  • Дружба и предательство

  • Любовь и ревность

  • Конфликт поколений

  • Взаимосвязь человека и природы

  • Экологическая ситуация

  • Потребительское отношение к природе

  • Экология культуры

  • Экология языка

  • Восприятие искусства

  • Воспитание эстетического вкуса

  • Духовность в искусстве

  • Чтение, роль книг в жизни человека

  • Массовая культура. Телевидение.

  • Интернет

ФРАЗЫ-КЛИШЕ

Вступление.

    1. Ряд риторических вопросов

Что такое счастье? Каждый ли человек может быть счастливым? Кроется ли «сердцевина» счастья только в здоровье? Именно на эти вопросы пытается ответить автор текста, предложенного нам для анализа.

    1. С проблемы

Проблема ……..- из тех, которые актуальны и в наше время. Но в том и заключается особенность нравственных (социальных, философских…) вопросов, что каждый человек ответы на них находит сам.

    1. Несколько слов об авторе

Величайший русский писатель ФИО автора известен как писатель-гуманист, философ, обращающийся к вечным темам. Так и в тексте, предложенном нам для анализа, он обратился к вопросу о том, что…..

Комментирование проблемы (публицистический текст)

  • Публицист с восхищением (с негодованием, с огорчением) пишет о

  • Автор отмечает, что

  • Он считает, что

  • Проблема раскрывается публицистом на примере…

  • Он разделяет мнение (кого)…

  • Автор приводит нас к такому выводу:…..

Комментирование проблемы (художественный текст)

  • Писатель размышляет о

  • Автор хвалит (осуждает, одобряет, симпатизирует)

  • Он раскрывает проблему на примере случае из жизни (взаимоотношений кого с кем)

  • Поступок (слова, действия) героя, по мнению писателя, свидетельствует о том, что…

ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР?

  • Отмечает, подчеркивает, приводит пример того, как… отмечает важность, анализирует, рассматривает, доказывает, убеждает, приходит к выводу, опирается на мнение




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Абакарова Зарема Магомедовна

Дата: 05.05.2024

Номер свидетельства: 649984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля."
    ["seo_title"] => string(80) "vyiavlieniie_formulirovaniie_kommientirovaniie_raznykh_tipov_probliem_v_tiekstak"
    ["file_id"] => string(6) "388613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486396889"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Открытый урок русского языка в 12 классе. Подготовка к ЕГЭ"
    ["seo_title"] => string(62) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_v_12_klassie_podghotovka_k_iege"
    ["file_id"] => string(6) "349574"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476610273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства