I этап. Организационный момент (1 минута) | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. Сколько дней осталось до экзамена? (128 дней), и вы знаете, что самое трудное задание – это творческое задание. Но в то же время вы получаете возможность успешно сдать экзамен. Итак, дорогу осилит идущий. (из древнейшего сборника хвалебных стихов) Я надеюсь, что мы будем сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А написание сочинения – это творчество.
Запишите число, классная работа, тему урока. Слайд 1. | Самоконтроль готовности, реакция на учителя, внимание | Л. Имеют мотивацию к учебной деятельности |
2. II этап. Целеполагание и актуализация опорных знаний . (3 минуты)
| Исходя из формулировки темы, как вы думаете, какие задачи мы сегодня должны решить? -Что же такое проблема? (вопрос (ы), который(е) ставит автор в данном тексте. Ведь зачем-то он написал этот текст. Значит, он хочет достучаться до сердца читателя. -Почему нельзя путать проблему текста и тему? -В тексте одна только проблема? Их несколько, но строить высказывание нужно по одной проблеме, наиболее значительной. -А что значит прокомментировать проблему? -Подберите синоним к слову комментировать (рассуждать, объяснять, приводить примеры). Таким образом, дать комментарий - это значит объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос. -Сколько нужно привести примеров, чтобы получить три балла? | Учащиеся определяют цели и задачи урока. Владение прошлым материалом. Отвечают на вопросы Подбирают синонимы для того, чтобы дать точное определение понятия | П. Осознают познавательную задачу; выделяют и формулируют то, что усвоено и что нужно усвоить. |
Первичное усвоение новых знаний. ( 4 минуты).
3. | Чтобы выявить проблему, нужно знать типы проблем. -Какие вы знаете типы проблем?( Слайд 2). -Задание. Определите тип проблемы. Проверьте себя. (Слайд 3) Слайд 4. Запомните: определение типов важны при написании комментария.- Подумайте, ребята, о чем мы будем сегодня разговаривать | Учащиеся называют типы проблем и рассматривают слайд на экране. Определяют типы проблем, проверяют выполнение на слайде. | П. устанавливают причинно- следственные связи и применяют алгоритм учебного действия. |
III этап. «Открытие нового знания». Анализ текста публицистического стиля. (построение проекта выхода из затруднения) (10 минут) | Учитель: наша задача на экзамене – суметь выявить проблему данного текста. Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, который рассматривает автор. -Обратимся к тексту. Какова цель автора данного текста? - Слайд 5. Чтение текста В. Пескова. Анализ текста. Какова цель автора данного текста? Автор публицистического текста стремится воздействовать на читателя. Ярко, образно выразить свою мысль по поводу того или иного события, факта, понятия. -Каков стиль данного текста? (публицистический) -Как вы это поняли? (Кто написал? Каков жанр? Какой тип речи? Какое средство выразительности нам подскажет, что это текст публицистического стиля? ( много причастий и причастных оборотов). -О чём этот текст? о Родине, что вмещает в себя понятие Родины? О том, что мы должны помнить свои корни. -Как же выявить проблему? -Можно попытаться задать вопрос ко всему тексту. (Из чего произрастает любовь к Родине? То есть появляется, возникает. А что для этого нужно? Воспитывать, прививать любовь к Родине. -Тогда какая проблема поставлена автором в тексте? (Проблема воспитания любви к Родине). -В тексте публицистического стиля всегда есть предложения, которые несут особую смысловую нагрузку и помогут выявить проблему текста. Иначе мы говорим: определите авторскую позицию. Чтение предложений. Слайд . -Какие же проблемы подняты журналистом Песковым в данном тексте? Проблема воспитания любви к Родине. Проблема памяти, уважения к прошлому, к своим корням. - Где эти предложения стоят в тексте? (обычно вначале текста и в конце). Слайд 7. - Можно выбрать и другой. Найти в тексте ключевые слова, которые помогут выявить проблему. (Слайд 8). Родина: это и тропинки, и птицы, и растущие города… Воздух. Земля… Назначение и смысл человеческой жизни… Вывод: Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать. Корни: Это наша история… Это их дела… Это славные имена… Это прошлое и настоящее.. Вывод: Дерево нашей Родины - одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю. - Что нам дал анализ ключевых слов? Какая проблема заявлена автором? (проблема памяти, уважения к прошлому, своим корням). -Подведём итог. Какие три способа мы применили при выявлении проблемы в тексте публицистического стиля? -Как сформулировать проблему? Какие два способа вы знаете? ( в форме вопроса, конструкцией в род. Падеже без предлога) Слайд 9 -10 -Задание. Сформулируйте проблему. (Запись. Клише). 1. Из чего вырастает любовь человека к Родине?! Об этом размышляет в предложенном для анализа тексте известный журналист и общественный деятель В.М. Песков. 2.Текст В.М. Пескова, известного журналиста и общественного деятеля, заставил меня задуматься над проблемой воспитания любви к Родине. 3. В.Песков, известный журналист и общественный деятель, рассматривает проблему памяти, уважения к своему прошлому, своим корням. - Какой тип проблемы? (Нравственная). Тогда второе предложение какое запишите? (Эта нравственная проблема звучит актуально и сегодня). |
Учащиеся читают текст, наличие первичной эмоциональной реакции на текст. Анализируют текст, отвечают на поставленные вопросы с опорой на текст. Зачитывают предложения, стремятся «разгадать» авторские подсказки в тексте. проверяют свои предположения по слайду. Ученики подбирают ключевые слова к ведущим понятиям текста: «Родина», «Корни». Учащиеся дают развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Подводят итог.Формулируют проблему. Пользуются клише на слайде. Записывают одну из формулировок в тетрадь. Определяют тип выявленной проблемы , формулируют второе предложение и записывают в тетрадь. | Л: имеют мотивацию к учебной деятельности. П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Р: принимают и сохраняют учебную задачу. К: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Л: осознают значимость данной проблемы, расставляют нравственные ориентиры Р. контроль и коррекция полученных знаний Р. контроль и коррекция полученных знаний |
5. «Открытие нового знания». Анализ текста художественного стиля. (построение проекта выхода из затруднения). ( 10 минут) | Слово учителя: Особую трудность представляет выявление проблемы в художественном тексте. Слайд15. -Крохотки Солженицына. Чтение текста миниатюры «Утёнок» и анализ. -О чём заставляет задуматься этот рассказ? (Учитель. Этот рассказ побуждает задуматься о другом культе современного общества — культе роботов. Сколько роботов изобрёл человек! И чего эти роботы только ни делают! Помимо тех механизмов, которые необходимы для выполнения опасных и тяжёлых работ, учёные неукротимо изобретают всё новых и новых причудливых роботов. Великие шахматисты играют с роботами в шахматы, как будто сами себе хотят доказать бессмысленность этой древней человеческой игры. Некоторые учёные делают попытки «смонтировать» роботов, которые были бы способны чувствовать как человек. Фантасты снимают фильмы-ужасы, в которых роботы, чрезвычайно «поумнев», выходят из-под контроля человека, берут власть над ним и начинают угнетать всё человечество. Какое – то умопомрачение! Но настоящий мир устроен по-другому, есть в мире чудо, которое создаёт природа, и у Солженицына чудо – этот желтенький, беспомощный, беззащитный утёнок. Но один миг, и всё можно разрушить. –Тогда в этой связи попытаемся поставить проблемный вопрос ко всему тексту? 1). Почему нужно бережно относиться к окружающему миру? 2). Почему нужно любить всё живое на земле? Сформулируйте проблему: Проблема бережного отношения к окружающему миру. Проблема любви ко всему живому, что создала природа. Слайд 18. - А теперь обратите внимание на детали текста, на каком описании автор заостряет внимание читателя? «Глазки чёрные, как бусинки… ножки воробьиные… тепленький…клювик его бледно – розовый, как наманикюренный…(Это хрупкое, нежное создание). -Зачитайте словосочетания, предложения, в которых выражается авторское отношение к маленькому, беззащитному существу: «иди ко мне в ладони», «И в чём тут держится душа? «Со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького цыплёнка». -Как же будет звучать проблема? (Проблема бережного отношения к окружающему миру. Проблема любви ко всему живому, что создала природа). Слайд 18. -Запись в тетрадях. Сформулируйте проблему. 1).Автор, известный русский писатель А.И.Солженицын, привлекает внимание читателя к проблеме бережного отношения к окружающему миру. 2). Автор предлагает читателю задуматься над проблемой любви ко всему живому, что создала природа. -Какой тип проблемы? Сформулируйте и запишите второе предложение. | Ученики читают текст. Ученики размышляют над вопросом, высказывают своё мнение, прислушиваются к суждениям товарищей. Ставят проблемный вопрос ко всему тексту и на основании этого формулируют проблему. (возможно одну) Работают над описанием, подбирая ключевые слова. Анализируют слайд и зачитывают предложения. Повторяют выявленные проблемы. Записывают одну из формулировок проблем. | Л: имеют мотивацию к учебной деятельности. П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; Р: принимают и сохраняют учебную задачу. К: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Контроль и коррекция полученных знаний |
6 IY этап. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта ( 10 минут) 7. | А оформлять комментарий мы будем с помощью клише . Вам даны листы с речевыми конструкциями к этим текстам. Вы должны их заполнить. Слайд 21. -Желательно привести два примера из текста, то есть вы должны помнить о том, что, комментируя проблему, вы должны опираться на исходный текст. -Заполнение рабочих листов по выбору учащихся | Учащиеся рассматривают слайд с памяткой, уточняют речевые конструкции для оформления комментария. | Л: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. П: извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах презентации. Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К: осуществляют деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
8. Проверка работ. Выяснение причин затруднения. Самоанализ и самоконтроль. (4 минут) | - Зачитайте работы по тексту публицистического стиля? -Зачитайте работы по тексту художественного стиля? -Какие вы испытывали затруднения прм написании работы? -Почему нельзя было много цитировать? - Что значит дать комментарий? Значит объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос. А для этого нужно рассуждать, опираясь на текст, но не пересказывая его. | Учащиеся выполняют задание на рабочих листах под руководством учителя, также в паре, если текст одного стиля. | П:устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. К: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Ре Y этап. Рефлексия деятельности. Оценивание. Домашнее задание. ( 3 минуты) | -Слайд 22. Подведем итоги, используя слова для рефлексии. Сегодня на уроке я узнал…..Сегодня на уроке я научился…. Особенно мне понравилось… Мне это пригодится….. -Учёт деятельности учащихся на уроке. - Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, а также с целями следующего урока. Слайд. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Работа с текстом. Выявление и формулирование проблемы. Комментарий.«Рабочая тетрадь», урок 55, задание 5. Стр.233. | Ученики перечисляют свои действия, выражают своё мнение о проделанной работе. Записывают домашнее задание. | Л. Приобретают мотивацию к процессу образования. П. Приобретают умения организовывать свою деятельность. Р. Оценивают свою работу. К. Строят небольшие монологические высказывания |