Составить пр-е со словами (В) ВЫСЬ, (ПО) ЭТОМУ, (ОТ) ЭТОГО. (ЗСП—4)
В чем особенность этих слов?
* указать, какими членами пр-я они являются. Вспомните, какие второстепенные члены пр-я существуют? Какова их роль в предложении?
Восприятие и осмысление новых знаний. Работа по теме урока.
Спишите пр-я, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
С…рока чист…вшая на ветк… ольховника ч.. рный острый клюв вдруг пов…рнула голову набок пр…слушалась пр…села. Из пр…пудре(н-нн) ой инее…м хвои высунулась дли(н-нн)ая бурая морда увенча(н-нн)ая тяж…лыми в..твистыми р…гамии. Вн…мание лося пр..влёк звук послыш….вшийся (с)верху.
По Б. Полевому.
-- В записанных предложениях подчеркните определения как член предложения.
БЕСЕДА:
-- Что такое определение? Проверьте себя, прочитав теоретический материал на стр. 51—52 (до приложения).
--- В чём различие между согласованными и несогласованными определениями?
--- Найти и обозначить согласованные и несогласованные определения в тексте Б. Полевого.
Замените в данных словосочетаниях несогласованные определения определениями согласованными:
Смерть без славы; дорога без конца, движение без шума, отпуск без срока.
Спишите пр-я. Подчеркните глаголы в неопределённой форме как члены пр-я .(Напишите под диктовку).
Желание наказать дерзкого обидчика было очень сильным.—Я хотел наказать дерзкого обидчика.
Сбылась мечта увидеть Москву.—Я мог увидеть Москву.
Обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
УПР. 84. Указать согласованные и несогласованные определения. Обратить внимание на то, что один и тот же второстепенный член пр-я можно охарактеризовать по-разному.
Выполнить грамматические задания к упр. 84.
Конструирование пр-ий с различными видами определений (согласованными и несогласованными)—упр. 86.
Дополнительно: (Закрепление)
Задание: в записанных предложениях найдите определения, скажите, в каких ситуациях определения будут эпитетами? (Когда определение выражено прилагательным или причастием, употреблено в переносном смысле, передаёт отношение говорящего к тому, о чём говорится, передача своего настроения. Например, солнышко улыбающееся - эпитет, солнышко весеннее - не эпитет.)
Никнут шелковые травы, пахнет смолистой сосной. (Эпитет - «шелковые», так как такими их увидел С. Есенин.)
Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака. («Седые» - эпитет.)
3) Я совершенно утратил способность писать.
Вблизи дороги стояли полевые цветы самых разных оттенков.
Это была обыкновенная кукла с голубыми глазами. На ней было платье из тюля.
Проверка и коррекция знаний. Самостоятельная проверочная работа (материал распечатан)
Д/З стр. 13, упр. 85. У. или: упр. 85 устно, 86, 93 - только словосочетания.