kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возвратные глаголы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тему урока в качестве объяснения можно рассказать в двух предложениях,а вот разработку урока на 45 минут сложнее.Урок представлен по ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возвратные глаголы»

Тема урока: Возвратные глаголы.

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Возвратные глаголы.

Цели урока:

Деятельностно-содержательные

1.Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы;

2. Познакомить обучающихся с понятием возвратность- невозвратность глагола;

3.Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;

4.Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики;

5.Уметь образовывать возвратные глаголы;

6. Формировать у обучающихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового текста;

7.Способствовать развитию креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность-невозвратность глаголов в художественном тексте;

8. Формировать интерес к изучению русского языка;

9. Воспитывать интерес к изучению краеведения родного края.

Познавательные  УДД:

Уметь:

1.Распознавать возвратные-невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками , перерабатывать  полученную информацию, преобразовывать  информацию из одной формы в другую;

2. Обобщать полученную информацию;

3. Давать оценку своим действиям, оценивать результат работы на уроке;

4. Находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УДД:

Уметь:

1.Работать по предложенному учителем плану, проговаривать  последовательность  действий;

2.Формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись уч-ся; оценивать сложившуюся ситуацию.

Коммуникативные УДД:

Уметь:

1.Оформлять свою мысль в устной форме, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

2. Сотрудничать, договариваться  о последовательности действий в группе;

3. Учиться слушать мнение других;

4.Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.



Тип урока: урок открытия новых знаний.

Основные формы учебной деятельности по Госстандарту:парная, групповая, самопроверка, взаимопроверка, использование технологических карточек, проблемный метод обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, лакуны.

Планируемый результат

Личностный:

1.Проявление творческого отношения к процессу обучения;

2.Проявление эмоционально- ценностного отношения к учебной проблеме.

                                             Ход урока

1. Организационнный момент. Психологический настрой.

-Здравствуйте, дети. Рада вас видеть сегодня на уроке здоровыми, полными сил и энергии, способными преодолевать новые учебные знания.

2. Мотивация учебной деятельности

- Дети,я хочу начать наш урок немного необычно: с короткой притчи, которая называется « Просто или сложно».

1.)Проблемный вопрос:

-А кто мне сможет ответить, что такое притча?

( дети отвечают: короткий рассказ поучительного характера)

- Вы внимательно послушайте и подумайте, о чем же она.

2.)Чтение притчи учителем

Шли по лесу старец  с учеником. Вдруг видят, а впереди препятствие: бурная река , через которую переброшен мостик. А рядом- корявый ствол старого дерева.

-Учитель,- почтительно обратился к старцу  молодой человек,- какой путь мне выбрать: простой или сложный?

Старец важно ответил:

- Когда познаешь ты истину Учения, лишь путь тяжелый  принесет плоды….

Юноша тяжело вздохнул и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывал гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту в пропасть. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.

-Как же так? – возмутился ученик. –А как же учение?

- И лишь достигши мастерства, осознаешь, что легкий путь ведет к истине,-лукаво усмехнулся старик.

-Итак, ребята, как вы думаете, о чем эта притча? Чему она нас поучает? Как вы поняли значение фразы: « Когда познаешь ты учение, лишь путь тяжелый принесет тебе плоды».

( дети высказывают свои мысли на поставленные вопросы)

3.Ожидаемые результаты. « Метод микрофон»

-Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас, познав учение, достиг мастерства, приобрел новые знания. Это мои личные ожидаемые результаты от урока. А чего ожидает каждый из вас от урока?  Выскажите по одному предложению, чего же ожидаете лично вы.

(Дети высказывают свои ожидаемые результаты)

- Спасибо, ребята. Я надеюсь, что ваши ожидания к концу урока обязательно сбудутся .

4.Проблемный вопрос

1.) Видео «Бумеранг»

Какое отношение это видео может иметь к нашему уроку?

Что такое бумеранг?

Как работает это метательное орудие? Опишите действие. Бывает ли такое в человеческих отношениях?

Какая русская пословица иллюстрирует это.

Что значит – «аукнется»?

Подберите к пословице выражения-синонимы. Как видим, произведенное действие всегда к нам возвращается. В русском языке есть для обозначения таких глаголов специальный термин – возвратные глаголы.(Что посеешь,то и пожнешь.Как аукнется,так и откликнется).

5.Постановка темы и целей урока

-Итак, дети, посмотрите на доску. Тема нашего урока «Возвратные глаголы». ( Тема высвечивается на экране) Как вы думаете, наш путь будет простым или сложным? ( Дети высказывают свои мысли)

Учитель:

                                         Орешек знанья тверд, но все же

                                         Мы не привыкли отступать,

                                         Вам расколоть его помогут

                                         Волшебные слова «Хочу все знать»

-Таким образом, давайте с вами попробуем определить цели и задачи урока . Что же мы должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ? ( На экране высвечиваются слова ЗНАТЬ и УМЕТЬ). ( Дети определят цели и задачи, учитель дополняет, корректирует).А еще мы должны научиться находить возвратные –невозвратные глаголы в тексте, научиться их группировать  по сходным признакам, обобщать полученную информацию, уметь работать в группах, уметь договариваться и слушать мнение других.

6. Актуализация опорных знаний обучающихся

- Ребята, какую же часть речи мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков?

Дети отвечают : « Глагол»

- Давайте повторим  все , что мы уже с вами знаем о глаголе. Я хочу предложить вам такую форму работы, как «Карусель», учитель называет глагол, ученику необходимо определить все грамматические категории глагола, затем ученик передает ход другому ученику и называет свой глагол, например, учиться- глагол, инфинитив, несовершенный вид, выступает сказуемым.(глаголы: смотреть, наблюдает, убежать, работает).



7. Изучение нового материала.

 Необходимо выполнить задание: послушайте внимательно строки из стихотворения К. Чуковский « Мойдодыр».

Давайте же мыться, купаться, плескаться,

нырять, кувыркаться в ушате,

в корыте, в лохане, всегда и везде.

( Дети отвечают К. Чуковский « Мойдодыр».Слова высвечиваются на зкране.)

1). Лексический разбор слов «ушат», «лохань»

-Какие слова вам незнакомы по значению

Лохань-деревянный или металлический сосуд  круглой и овальной формы с невысокими краями , предназначенный для хозяйственных нужд.

Ушат-небольшая кадка с ушками.

- Что же общего у этих глаголов? (Дети называют суффиксы –ся,-сь.) А как же нужно писать окончания  глаголов –ться, -тся?

- Таким образом, объединяет эти глаголы общий сходный признак-суффиксы –ся, -сь. Называются такие глаголы возвратные. Скажите, а каким же способом образовались данные глаголы?  (Дети отвечают суффиксальным и слово подружиться приставочно-суффиксальным).

А вот откуда же взялись эти суффиксы –ся,-сь нам расскажет профессор Архивайкин.

2). Исторический комментарий профессора Архивайкина

Возвратные суффиксы –ся, -сь когда-то были местоимением себя. Например, причесываюсь изначально обозначало причесываю себя. Со временем в ходе языкового исторического процесса словосочетание утратило местоимение себя и образовался возвратный глагол причесываюсь. Возвратные суффиксы –ся, -сь НЕ входят в основу слова, например, закрывает(ся ) и может стоять после окончания.

- Спасибо профессору Архивайкину за комментарий.  А теперь, дети, давайте поработаем над изучением нового теоретического материала в группах.

- Какое значение –ся и –сь вносят в значение глагола.

Глаголы 1 группы

( Умываться, обуваться)- действие направлено на себя.

2 группа (Плеваться, кусаться )- содержат постоянный признак, присущий предметам

3 группа(Мириться, встречаться) – действие направлено друг на друга. Это далеко не все значения возвратных глаголов. К остальным мы обратимся позже.



Дети обсуждают в группах и отвечают на вопросы учителя.

( Умываться, обуваться)- действие направлено на себя-возвратное значение


(Плеваться, кусаться)

содержат постоянный признак, присущий предметам-постоянное значение


(Мириться, встречаться) – действие направлено друг на друга.-взаимное значение

4). Проверка первичных знаний  уч-ся по группам путем использования метода « Куб»

А)Игра «Словесный футбол»

 Я говорю  глагол-инфинитив, а вы образовываете от него, если это возможно, возвратный глагол.

Мирить- мириться

Рассердить-рассердиться

Обнимать- обниматься

Извинить-извиниться

Удивлять-удивляться

Играть-играться

Дружить- подружиться

- Молодцы, ребята.

- Следовательно, что же мы узнали о возвратных-невозвратных глаголах. Дети систематизируют полученные знания.

Б)Проверим вашу наблюдательность. По классу расклеены таблички. На них зашифрованное послание. Сидя на местах, только поворачивая голову и корпус, прочтите надпись.


Назовите глаголы из пословицы. Какой из них возвратный? Почему? Какое из названных нами значений он имеет? Нужен ли в нем мягкий знак?

Дети хором читают: «НЕ стыдно не знать, стыдно не учиться»




8. Закрепление изученного материала

1). Работа с текстом

1.Прочитайте текст

2. Найдите в тексте  и выпишите возвратные глаголы:

1 группа –из первой части текста.


Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте  и выпишите возвратные глаголы.(1 группа)

Монолог непрочитанной книги.

-Ах, как мне скучно жить. Как вспомню, как мне жилось раньше, слезы не глазах выступают. Повстречалась я с хорошей девочкой Таней.  Как она обо мне заботилась! На руках меня носила, всегда была со мной, читала меня. Но … подарила меня своей однокласснице Даше.

Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте  и выпишите возвратные глаголы.(2 группа)

И с тех пор началась моя кошмарная жизнь. Валяюсь,  где попало, вся испачкалась, истрепалась. Никто мною не интересуется. А ведь сколько интересного я могла бы рассказать!

Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте  и выпишите возвратные глаголы.(3 группа)

А  Даша  даже  не вспоминает обо мне. Целыми часами засиживается перед телевизором или любуется перед зеркалом. Так и хочется ей крикнуть: «Опомнись, пока не поздно. Лучше подружись со мною. А то останешься на всю жизнь недоучкой!»



2 группа- из  второй части текста

3 группа- из третьей части текста

Кто-то один из группы отвечает.

2)Работа в парах.

Найти возвратные и невозвратные слова. Сделать взаимопроверку.

3)Подобрать к фразеологическим оборотам возвратные глаголы .Работа в группах.

1 группа- совать нос(вмешиваться);надуть губы(обидеться);распустить руки(драться);

2 группа-дать выход чему-нибудь(высказаться);подставить плечо(опереться);работать над собой(заниматься над собой);

3 группа-пробежаться пальцами по чему-нибудь(дотронуться);пахать носом землю(упав,тыкаться лицом в землю);

9.Подведение итогов.Рефлексия.

В начале урока мы поставили перед собой задачи: изучить возвратные глаголы, научиться их правильно писать, объяснять их значение, употреблять в речи. И вот, сделав круг, наш бумеранг вернулся в исходную точку. Что нам удалось?


Вопросы


Должна вам сказать, что закон бумеранга работает и в жизни. Я прочитаю стихотворение, а вы сосчитайте, сколько возвратных глаголов в нем присутствует.

Ответы учащихся 4 раза

 Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом?

- Чему учились на уроке?

- Что было трудным?

- Все смогли безошибочно выполнять задания?

- Значит, какую задачу поставим перед собой на следующий урок?

Оцените себя, друг друга



10. Д/З-п.84,упр.193 или монолог школьной парты,используя возвратные глаголы

Спасибо вам за работу. Работали неплохо. Особенно хорошо работали … . На следующем уроке будем продолжать работу над глаголами с возвратным значением




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возвратные глаголы

Автор: Деманова Наталья Борисовна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация для урока русского языка по теме" Возвратные глаголы" УМК"2100" 4класс "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-vozvratnyie-ghlagholy-umk-2100-4klass"
    ["file_id"] => string(6) "213533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432084916"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "возвратные глаголы "
    ["seo_title"] => string(21) "vozvratnyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "135800"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416986690"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Возвратные глаголы.Правописание -тся, -ться в возвратных глаголах."
    ["seo_title"] => string(65) "vozvratnye_glagoly_pravopisanie_tsia_tsia_v_vozvratnykh_glagolakh"
    ["file_id"] => string(6) "552288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1591090267"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Кроссворд на тему "Возвратные глаголы""
    ["seo_title"] => string(36) "krossvordnatiemuvozvratnyieghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "275314"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538316"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация на тему "Правописание -тся -ться в возвратных глаголах" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_na_tiemu_pravopisaniie_tsia_t_sia_v_vozvratnykh_ghlagholakh_4_kl"
    ["file_id"] => string(6) "399969"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1489431542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства