Просмотр содержимого документа
«Возвратные глаголы»
Тема урока: Возвратные глаголы.
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Возвратные глаголы.
Цели урока:
Деятельностно-содержательные
1.Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы;
2. Познакомить обучающихся с понятием возвратность- невозвратность глагола;
3.Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;
4.Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики;
5.Уметь образовывать возвратные глаголы;
6. Формировать у обучающихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового текста;
7.Способствовать развитию креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность-невозвратность глаголов в художественном тексте;
8. Формировать интерес к изучению русского языка;
9. Воспитывать интерес к изучению краеведения родного края.
Познавательные УДД:
Уметь:
1.Распознавать возвратные-невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками , перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
2. Обобщать полученную информацию;
3. Давать оценку своим действиям, оценивать результат работы на уроке;
4. Находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УДД:
Уметь:
1.Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий;
2.Формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись уч-ся; оценивать сложившуюся ситуацию.
Коммуникативные УДД:
Уметь:
1.Оформлять свою мысль в устной форме, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
2. Сотрудничать, договариваться о последовательности действий в группе;
3. Учиться слушать мнение других;
4.Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Основные формы учебной деятельности по Госстандарту:парная, групповая, самопроверка, взаимопроверка, использование технологических карточек, проблемный метод обучения.
-Здравствуйте, дети. Рада вас видеть сегодня на уроке здоровыми, полными сил и энергии, способными преодолевать новые учебные знания.
2. Мотивация учебной деятельности
- Дети,я хочу начать наш урок немного необычно: с короткой притчи, которая называется « Просто или сложно».
1.)Проблемный вопрос:
-А кто мне сможет ответить, что такое притча?
( дети отвечают: короткий рассказ поучительного характера)
- Вы внимательно послушайте и подумайте, о чем же она.
2.)Чтение притчи учителем
Шли по лесу старец с учеником. Вдруг видят, а впереди препятствие: бурная река , через которую переброшен мостик. А рядом- корявый ствол старого дерева.
-Учитель,- почтительно обратился к старцу молодой человек,- какой путь мне выбрать: простой или сложный?
Старец важно ответил:
- Когда познаешь ты истину Учения, лишь путь тяжелый принесет плоды….
Юноша тяжело вздохнул и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывал гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту в пропасть. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.
-Как же так? – возмутился ученик. –А как же учение?
- И лишь достигши мастерства, осознаешь, что легкий путь ведет к истине,-лукаво усмехнулся старик.
-Итак, ребята, как вы думаете, о чем эта притча? Чему она нас поучает? Как вы поняли значение фразы: « Когда познаешь ты учение, лишь путь тяжелый принесет тебе плоды».
( дети высказывают свои мысли на поставленные вопросы)
3.Ожидаемые результаты. « Метод микрофон»
-Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас, познав учение, достиг мастерства, приобрел новые знания. Это мои личные ожидаемые результаты от урока. А чего ожидает каждый из вас от урока? Выскажите по одному предложению, чего же ожидаете лично вы.
(Дети высказывают свои ожидаемые результаты)
- Спасибо, ребята. Я надеюсь, что ваши ожидания к концу урока обязательно сбудутся .
4.Проблемный вопрос
1.) Видео «Бумеранг»
Какое отношение это видео может иметь к нашему уроку?
Что такое бумеранг?
Как работает это метательное орудие? Опишите действие. Бывает ли такое в человеческих отношениях?
Какая русская пословица иллюстрирует это.
Что значит – «аукнется»?
Подберите к пословице выражения-синонимы. Как видим, произведенное действие всегда к нам возвращается. В русском языке есть для обозначения таких глаголов специальный термин – возвратные глаголы.(Что посеешь,то и пожнешь.Как аукнется,так и откликнется).
5.Постановка темы и целей урока
-Итак, дети, посмотрите на доску. Тема нашего урока «Возвратные глаголы». ( Тема высвечивается на экране) Как вы думаете, наш путь будет простым или сложным? ( Дети высказывают свои мысли)
Учитель:
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать,
Вам расколоть его помогут
Волшебные слова «Хочу все знать»
-Таким образом, давайте с вами попробуем определить цели и задачи урока . Что же мы должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ? ( На экране высвечиваются слова ЗНАТЬ и УМЕТЬ). ( Дети определят цели и задачи, учитель дополняет, корректирует).А еще мы должны научиться находить возвратные –невозвратные глаголы в тексте, научиться их группировать по сходным признакам, обобщать полученную информацию, уметь работать в группах, уметь договариваться и слушать мнение других.
6. Актуализация опорных знаний обучающихся
- Ребята, какую же часть речи мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков?
Дети отвечают : « Глагол»
- Давайте повторим все , что мы уже с вами знаем о глаголе. Я хочу предложить вам такую форму работы, как «Карусель», учитель называет глагол, ученику необходимо определить все грамматические категории глагола, затем ученик передает ход другому ученику и называет свой глагол, например, учиться- глагол, инфинитив, несовершенный вид, выступает сказуемым.(глаголы: смотреть, наблюдает, убежать, работает).
7. Изучение нового материала.
Необходимо выполнить задание: послушайте внимательно строки из стихотворения К. Чуковский « Мойдодыр».
Давайте же мыться, купаться, плескаться,
нырять, кувыркаться в ушате,
в корыте, в лохане, всегда и везде.
( Дети отвечают К. Чуковский « Мойдодыр».Слова высвечиваются на зкране.)
1). Лексический разбор слов «ушат», «лохань»
-Какие слова вам незнакомы по значению
Лохань-деревянный или металлический сосуд круглой и овальной формы с невысокими краями , предназначенный для хозяйственных нужд.
Ушат-небольшая кадка с ушками.
- Что же общего у этих глаголов? (Дети называют суффиксы –ся,-сь.) А как же нужно писать окончания глаголов –ться, -тся?
- Таким образом, объединяет эти глаголы общий сходный признак-суффиксы –ся, -сь. Называются такие глаголы возвратные. Скажите, а каким же способом образовались данные глаголы? (Дети отвечают суффиксальным и слово подружиться приставочно-суффиксальным).
А вот откуда же взялись эти суффиксы –ся,-сь нам расскажет профессор Архивайкин.
2). Исторический комментарий профессора Архивайкина
Возвратные суффиксы –ся, -сь когда-то были местоимением себя. Например, причесываюсь изначально обозначало причесываю себя. Со временем в ходе языкового исторического процесса словосочетание утратило местоимение себя и образовался возвратный глагол причесываюсь. Возвратные суффиксы –ся, -сь НЕ входят в основу слова, например, закрывает(ся ) и может стоять после окончания.
- Спасибо профессору Архивайкину за комментарий. А теперь, дети, давайте поработаем над изучением нового теоретического материала в группах.
- Какое значение –ся и –сь вносят в значение глагола.
Глаголы 1 группы
( Умываться, обуваться)- действие направлено на себя.
2 группа (Плеваться, кусаться )- содержат постоянный признак, присущий предметам
3 группа(Мириться, встречаться) – действие направлено друг на друга. Это далеко не все значения возвратных глаголов. К остальным мы обратимся позже.
Дети обсуждают в группах и отвечают на вопросы учителя.
( Умываться, обуваться)- действие направлено на себя-возвратное значение
(Плеваться, кусаться)
содержат постоянный признак, присущий предметам-постоянное значение
(Мириться, встречаться) – действие направлено друг на друга.-взаимное значение
4). Проверка первичных знаний уч-ся по группам путем использования метода « Куб»
А)Игра «Словесный футбол»
Я говорю глагол-инфинитив, а вы образовываете от него, если это возможно, возвратный глагол.
Мирить- мириться
Рассердить-рассердиться
Обнимать- обниматься
Извинить-извиниться
Удивлять-удивляться
Играть-играться
Дружить- подружиться
- Молодцы, ребята.
- Следовательно, что же мы узнали о возвратных-невозвратных глаголах. Дети систематизируют полученные знания.
Б)Проверим вашу наблюдательность. По классу расклеены таблички. На них зашифрованное послание. Сидя на местах, только поворачивая голову и корпус, прочтите надпись.
Назовите глаголы из пословицы. Какой из них возвратный? Почему? Какое из названных нами значений он имеет? Нужен ли в нем мягкий знак?
Дети хором читают: «НЕ стыдно не знать, стыдно не учиться»
8. Закрепление изученного материала
1). Работа с текстом
1.Прочитайте текст
2. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы:
1 группа –из первой части текста.
Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы.(1 группа)
Монолог непрочитанной книги.
-Ах, как мне скучно жить. Как вспомню, как мне жилось раньше, слезы не глазах выступают. Повстречалась я с хорошей девочкой Таней. Как она обо мне заботилась! На руках меня носила, всегда была со мной, читала меня. Но … подарила меня своей однокласснице Даше.
Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы.(2 группа)
И с тех пор началась моя кошмарная жизнь. Валяюсь, где попало, вся испачкалась, истрепалась. Никто мною не интересуется. А ведь сколько интересного я могла бы рассказать!
Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы.(3 группа)
А Даша даже не вспоминает обо мне. Целыми часами засиживается перед телевизором или любуется перед зеркалом. Так и хочется ей крикнуть: «Опомнись, пока не поздно. Лучше подружись со мною. А то останешься на всю жизнь недоучкой!»
2 группа- из второй части текста
3 группа- из третьей части текста
Кто-то один из группы отвечает.
2)Работа в парах.
Найти возвратные и невозвратные слова. Сделать взаимопроверку.
3)Подобрать к фразеологическим оборотам возвратные глаголы .Работа в группах.
2 группа-дать выход чему-нибудь(высказаться);подставить плечо(опереться);работать над собой(заниматься над собой);
3 группа-пробежаться пальцами по чему-нибудь(дотронуться);пахать носом землю(упав,тыкаться лицом в землю);
9.Подведение итогов.Рефлексия.
В начале урока мы поставили перед собой задачи: изучить возвратные глаголы, научиться их правильно писать, объяснять их значение, употреблять в речи. И вот, сделав круг, наш бумеранг вернулся в исходную точку. Что нам удалось?
Вопросы
Должна вам сказать, что закон бумеранга работает и в жизни. Я прочитаю стихотворение, а вы сосчитайте, сколько возвратных глаголов в нем присутствует.
Ответы учащихся 4 раза
Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом?
- Чему учились на уроке?
- Что было трудным?
- Все смогли безошибочно выполнять задания?
- Значит, какую задачу поставим перед собой на следующий урок?
Оцените себя, друг друга
10. Д/З-п.84,упр.193 или монолог школьной парты,используя возвратные глаголы
Спасибо вам за работу. Работали неплохо. Особенно хорошо работали … . На следующем уроке будем продолжать работу над глаголами с возвратным значением