Цели урока: повторить ранее изученное о местоимении, познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя; научить употреблять местоимение себя в нужной форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возвратное местоимение»
Возвратное местоимение
Цели урока: повторить ранее изученное о местоимении, познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя; научить употреблять местоимение себя в нужной форме.
Ход урока
I. Фронтальный опрос:
– Что называется местоимением? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
– Как изменяются местоимения? (Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.)
– Какими членами предложения могут быть местоимения? (В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.)
– А теперь отгадайте загадки:
1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ)
3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я).
4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Все вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте? (ЯКОРЬ).
5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ТЫКВА).
6) Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ).
II. Синтаксический разбор предложения:
Крупные снежинки закружились в воздухе, и они превратились в большие мохнатые хлопья.
– Составить схему предложения. [ ], и [ ].
– Определите синтаксическую роль местоимения.
(Местоимение они в предложении является подлежащим, связывает два простых предложения в составе сложного.)
– Разберите по составу глаголы данного предложения.
Закружились, превратились. (Обратить внимание учащихся на возвратность суффикса -сь-).
III. Изучение нового материала.
Чтение учебника
IV. Закрепление материала.
1.Выполнение упр.
2. Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.
(Упр. 403).
Этот человек хитрый и скрытный. Этот человек себе на уме.
Всё устроилось без особых усилий. Всё устроилось само собой.
Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади.
Наездник не скоро пришел в себя после того, как упал с лошади.
Читай молча (не вслух). Читай про себя.
После болезни мальчик плохо выглядит.
После болезни мальчик на себя не похож.
– Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека?
(Себе на уме).
– Ребята, скажите, а если вы затрудняетесь, не можете объяснить значение фразеологического оборота, что вы сделаете? (Нужно обратиться к фразеологическому словарю.)
V. Контроль знаний (работа по индивидуальным карточкам).
VI. Подведение итогов урока.
– Ребята, у нас сегодня бал очень насыщенный урок! Помогите мне подвести итог нашей работы! Скажите, что вы узнали нового?
– Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят.
– Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.
– Возвратное местоимение себя изменяется по падежам, не имеет рода и числа.
Задание. Укажите падеж личных местоимений.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.