. Цель данной работы – раскрытие благотворного действия библейских рассказов на формирование моральных устоев в обществе, о влиянии на детей в дальнейшем постижении жизненной мудрости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Волшебное слово Священного писания…»»
«Волшебное слово Священного писания…» (Из опыта изучения библейских рассказов в 5-8 классах)
Иванова Екатерина Эдуардовна
учительница русского языка и литературы
МБОУ «Сунтарская СОШ №1 имени А.П.Павлова
Вся мировая культура – музыка, живопись, литература, театр – пронизана идеями Библии, в той или иной степени содержит её элементы, без знаний библейских заповедей, сюжетов, библейских выражений невозможно приобщиться к великой культуре. Цель данной работы – раскрытие благотворного действия библейских рассказов на формирование моральных устоев в обществе, о влиянии на детей в дальнейшем постижении жизненной мудрости. Мир Библии, к которому учитель приходит с учениками, глубокими связями соединен с народным творчеством и мироощущением народа. Поэтому несколько историй Ветхого Завета смогут дать ученикам представления о вечных проблемах, которые всегда волновали человека и человечество. Таким образом, в контексте эстетического литературного образования чтение библейских рассказов – приобщение к миру культуры и искусства.
Включение в курс изучения литературы библейских рассказов было в свое время значительным событием. В 5-ом классе по программе Т. Ф. Курдюмовой учащимся были предложены следующие библейские рассказы: «Кто сотворил мир », «Кто сотворил человека », «Каин и Авель», «Ной», «Ковчег», «Потоп» и «Вавилонская башня». Урок начинается со вступительной беседы с учащимися:
- Что вы знаете (слышали от родных или читали) о библейских рассказах, а также о церковных праздниках. С чем они связаны? Учащиеся отвечают, что знают праздники Рождества Христова, который отмечается 7 января, и Пасха, когда красят яйца и поздравляют друг друга. После вступительной беседы продолжаем чтение рассказов «Кто сотворил мир» и др.
Далее в течение трех уроков читали рассказы, отвечали на интересующие всех вопросы – ребятам интересно было узнавать о том, как согласно Библии был сотворен мир, как появился первый человек на земле.
Дома выполняли творческие работы по прочитанным рассказам, вот отрывки из работ учащихся 5-го класса: «Из Библии я узнала много историй, но особенно мне запомнился рассказ «Кто сотворил человека». Когда Бог сотворил растения и животных, не доставало только одного – человека. Он сотворил человека по образу и подобию своему и сказал: «Пусть он будет господином всех зверей и всей земли!». Человека звали Адам. Он навел на него крепкий сон, вынул из его груди одно ребро и из этого ребра создал жену. Её звали Ева – пишет ученица – Мне чтение Библейских рассказов очень понравилось, потому что интересно. Эти истории учат верить в Бога или нет, рассказывают о том, что было до нашего времени».
– «Библия учит нас думать, еще знать о том, что было раньше. Также учит хорошим манерам. Мне особенно понравились легенды «Каин и Авель», «Потоп» и другие. Я осуждаю Каина, который убил своего брата. Мы знаем, что человек никогда не должен поступать так».
– «Мне запомнился рассказ о Ное. Когда люди огорчали, не любили Бога, он их наказывал. Легенды учат доброму. Я очень люблю рассказы Библии».
– «В Библии красочно описывается сотворение нашего мира. Наш мир создал Милосердный Бог. В первый день Бог создал свет, то есть солнце, а на второй день траву и деревья, много животных и птиц. Первыми людьми были Адам и Ева. Библия учит быть честными и жизнерадостными, жалеть других. А если не будешь честным, то Бог накажет тебя. Например, человек может заболеть».
– «Мы из Библии узнали, что нельзя быть злыми и эгоистичными, Бог этого не любит. И еще мы узнали, что Бог создал первых людей: Адама и Еву. У них было два сына: Каин и Авель. Авель был добрый и честный, а Каин злой и от зависти убил своего родного брата. Бог наказал его за это. Так что мы должны быть честным. Библейские легенды учат справедливости. Все дела нужно делать от глубины души и тогда все получится хорошо. Надо, чтоб люди не обижали друг друга и относились друг другу с уважением».
– «Библия учит быть терпеливыми, милосердными, добрыми».
– «Библия состоит из семидесяти семи отдельных книг и она писалась более тринадцати веков. Она учит быть справедливыми и мудрыми».
– «Библия учит быть добрыми и уважать людей. И чтобы люди не убивали друг друга. Мне запомнилась легенда о Каине и Авеле. Каин от зависти убил своего брата. После этого он всего боялся, ему казалось, что перед ним лежит его мертвый брат. Я не хочу поступать как этот человек. Я со своими старшими братьями живу мирно».
Вот так поделились своими мыслями о Библии, о своей будущей жизни учащихся 5-го класса. Эти уроки учили добру, справедливости, милосердию. По ходу изучения библейских рассказов дети также учились выразительному чтению, навыкам пересказа текста, составляли рассказы по иллюстрациям в учебнике, писали творческие работы, по сюжетам рассказов задавали вопросы.
Урок в шестом классе начинается с чтения легенды о Рождестве Христова. После подготовительной работы мы приступаем к чтению текста легенды. Перед работой с текстом проводим словарную работу: Вифлеем – город в Палестине, Вифлеемская звезда – яркое сияние, которое появилось с рождением Христа, волхвы – восточные мудрецы, ладан – ароматическая смола, душистый дым, который используется во время богослужения, смирна – благовонная мазь, предохраняющая тело от тления. Событий в ней настолько много, и они проникнуты таким глубоким драматизмом, что кажется целесообразным после прочтения текста составить его план – иначе некоторые эпизоды могли бы ускользнуть от внимания учащихся. Вместе с учителем ученики составляют план текста. После чтения и составления плана работы приступаем к анализу прочитанного. Учащимся легенда понравилась, оказывается, о ней много слышали, отмечали этот праздник. От древних времен до наших дней дошел обычай наряжать ёлку на Рождество, петь песни, в русских деревнях разыгрывали целые спектакли, где действуют волхвы, пастухи. В рождественские дни – Святки у славян было принято ходить ряжеными, кататься на санях.
После проведенных уроков в 5-6 классах по библейским рассказам, приходим к выводу, что уроки изучения Библии благотворно влияют на душу и сердца ребят, обогащают, делают нашу жизнь интересной и содержательной.
В 6-ом классе также был проведен урок развития речи по литературе «Чему учат нас Заповеди «Библии» и Учения Айыы якутского народа» с целью знакомства с Заповедями «Библии», культурного памятника Православия, чтения и осмысливания их для себя; чтение и осмысливание правил Учения Айыы, научить учащихся соблюдать эти Правила, сравнить и найти общее в Заповедях «Библии» и Учения Айыы. Итогом работы на 2-х уроках стало сочинение «Чему учат нас Заповеди «Библии » и Учения Айыы».
Вот отрывки из сочинений шестиклассников: «Урок нам очень понравился, потому что давно я хотел узнать о библейских героях, о заповедях Библии. Хотя Библию читают и знают многие, в мире есть много несправедливости: голод, насилие, войны. Если бы все жили по заповедям Библии, то жить было бы легче, и все были бы счастливы. Человек, который совершает преступления, делает плохое не только себе, но и своим родным »; «На этом уроке я узнала много полезного для своей жизни. В заповедях Библии и правилах нашего народа есть много общего: «почитай отца и мать», «не убивай» – «елерумэ, алдьатыма», «не кради» – «ымсыырыма, уорума», «кырдьыгы тутус» и др. Если человек будет придерживаться таких правил в своей жизни, то у него останется много времени на настоящие дела», «На уроке я читала стихи Пушкина, Лермонтова, учила наизусть стихотворение Ф.Ассизского «Молитва о мире». Я думаю, что верующим людям молитвы помогают жить. Я хотела бы, чтобы в моей жизни тоже были такие волшебные силы, которые помогают в трудные минуты»; «Моя бабушка тоже соблюдает религиозные праздники: Рождество, Масленицу, Пасху и др. Мне эти праздники нравятся, потому что в них есть какая-то торжественность. Она водила меня к священнику крестить»; «В нашем школьном музее есть иконы с изображением святых. Когда я была маленькая, их боялась. А сейчас я знаю об их жизни. В якутском и русском народе есть одинаковые правила. В своей жизни я постараюсь их соблюдать, потому что не люблю, когда обманывают и идет война. Я хочу, чтобы люди не обижали друг друга, только помогали»
В 8-ом классе изучается статья Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и проводится работа по картине М. Нестерева. После работы по картине ребята пересказывают её содержание и высказывают своё мнение: «На этой картине я вижу Варфоломея, который отправился искать заблудившихся жеребят. И вдруг он увидел молящегося старца под деревом и подошёл к нему. Видно старец узнал его и захотел помочь. Эта картина волшебная, потому что рассказывает о том, что произошло чудо. После встречи со старцем Варфоломей стал грамотным и легко запоминал псалмы. Эта картина волшебная, потому что рассказывает о том, что произошло чудо».
Сейчас по прошествии многих лет я хочу сказать, что ребята, о которых речь идёт в этой работе, выросли, закончили школу, университет и другие учебные заведения, получили специальность, работают, некоторые из них уже создали семьи, но думаю, что никто из них не забудет той искорки в душе, зажжённой от пламени священного огня Библии. Наши дети почувствовали радость, наслаждение прекрасным и счастье знакомства с добрыми традициями и обычаями русского народа.