Методическая разработка
Урок русского языка в 11 классе по теме:
«Волшебная сила слова…» Изобразительно-выразительные средства
русского языка. Подготовка к ЕГЭ
(часть I, задание 24)
Цели урока:
обобщить и систематизировать материал по указанной теме; подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
развивать умения учащихся анализировать средства языка, развить умение работать с книгой, самостоятельно подбирать материал; воспитывать интерес к родному и русскому языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности, говорить красиво и образно,
воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией.
Предварительная подготовка к занятию.
За неделю до проведения урока учитель знакомит учащихся с тематикой проектов. Учитель составляет список литературы к теме в целом. Учащиеся делятся на подгруппы (по 5-7 человек). Каждая подгруппа выбирает для подготовки одну из тем. Учитель консультирует учащихся, помогает им подобрать необходимую литературу, составить план.
Учащиеся готовят презентации, пишут тексты будущих выступлений, подбирают примеры из текстов различных стилей, находят высказывания известных писателей, ученых о красоте и выразительности русского языка. Выступления учащихся обязательно должны носить характер свободных высказываний, для чего подобранные ими дома материалы не читаются, а излагаются по планам. Учитель даёт индивидуальное задание подготовить выразительное чтение стихотворений, сообщение о словарях,
Для того чтобы подготовку к занятию сделать более эффективной, необходимо потребовать, чтобы учащиеся ознакомились с содержанием теоретического материала не только по своим темам, но и по теме занятия в целом.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры, презентации, раздаточный материал, словари, электронная программа по русскому языку « Фраза», учебные пособия по русскому языку под редакцией И.П.Цыбулько « ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые экзаменационные материалы».
( Слайд 1)
Эпиграф к уроку:
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи.
Н.В. Гоголь
Ход урока:
1.Вступление . ( Инд задание)
Звучит музыка. (картина осени на экране)
Беседа (ведущий – ученик)
- Вам понравилась мелодия? Правда, красивая?
- При помощи чего создается красота музыки? (при помощи звуков)
- А приходилось вам самим создавать красоту? Приведите примеры (составлять букет, рисовать картину, украшать комнату). Когда мы создаем красоту?
- А теперь представьте, что вы увидели что-то красивое, восхитительное, и вам захотелось поделиться об этом с кем-то другим. Как вы думаете, что вам понадобится, чтобы тот, кому вы рассказываете о красоте увиденного, тоже удивился, восхитился? (правильно подобранные слова, изобразительно-выразительные средства языка).
Проведем небольшое исследование. (Слайд 2)
1. Внизу находился Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.
2. Под ним Казбек, как грань алмаза,
снегами вечными сиял.
(М. Лермонтов)
- Перед вами 2 предложения – прочитайте.
- Что общего между ними? (Они содержат одну и ту же мысль)
- А чем они отличаются? Как выражена основная мысль в предложении? При помощи чего?
(В первом предложении содержится только информация, передается сообщение.
Во втором – мы видим живописную картину.)
- Что добавлено? (специальные слова)
-Всего несколько слов – и перед нами удивительная картина, возникает образ – красочное зрелище: покрытая вечными снегами гора в сиянии солнечных лучей переливается, как грань алмаза, всеми цветами радуги.
(Возвращение к слайду 1)
2. Слово учителя. Любой язык, будь то русский или китайский, испанский или английский, французский или немецкий, необычайно красив и богат. Хотелось бы привести строки М.В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком – с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную краткость греческого и латинского языка». Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.
Но прав будет и любой другой народ, восхищаясь своим языком. Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык.
В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка? На этот вопрос и попытаемся ответить сегодня.
3.Объявление темы, целей урока
-Какой же должна быть наша речь? (Содержательной, точной, правильной, выразительной).
-Обратите внимание! Что оценивается в сочинениях ЕГЭ по критериям 5,6: именно речевое оформление: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения, точность и выразительность речи.
-Запишите тему урока и эпиграф в тетради.
-Сегодня на очередном занятии по подготовке к ЕГЭ мы с вами обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства.
Наша задача – обобщить и закрепить изученное об изобразительно-выразительных средствах, научиться выделять их, а еще и понимать с какой целью использует их автор, и конечно, мы сами должны их использовать в своей речи, чтобы она была не только грамотной, но и выразительной, красивой, образной. А что для этого надо? Конечно же, хорошо разбираться в изобразительно-выразительных средствах.
Тема эта достаточно трудная. Об этом говорят результаты ЕГЭ.
Все это говорит о том, что многие не усвоили тему достаточно хорошо, надеюсь, после сегодняшнего занятия ваши знания улучшатся.
(Слайд 1).
4.Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта «Русский язык».
Подтверждением того, что русский язык красив, богат и выразителен, может служить и стихотворение К. Бальмонта «Русский язык». Давайте послушаем это замечательное стихотворение.
Язык, великолепный наш язык, Речное и степное в нем раздолье, В нем клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше,
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше. Журчание подземного ключа Весенний луч, играющий по дверце, В нем Ты, что приняла не взмах меча, А семь мечей в провидящее сердце.
И снова ровный гул широких вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном - бег зарницы. Костер бродяг за лесом, на горе, Про соловья-разбойника былина. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре, В саду осеннем красный грозд рябины.
Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки. Пастуший рог. Жалейка до зари. Родимый дом. Тоска острее стали. Здесь хорошо. А там - смотри, смотри. Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
Не правда ли, какой великолепный образец прекрасного русского языка с его богатством, выразительностью, музыкальностью.
5.Высказывания писателей о выразительности русского языка.
О богатстве и выразительности русского языка, его роли в истории народа говорили многие писатели и деятели культуры.
Одним из домашних заданий было задание найти и записать высказывания о выразительности русского языка. Одно из них является эпиграфом к уроку (чтение подобранных высказываний).
6.Орфоэпическая разминка. (Слайд 3).
Задание: расставить ударения в словах (выполняют в тетради).
Апостроф, банты, водопровод, генезис, договор, жалюзи, звонит, мизерный, закупоренный, красивее, каучук, ходатайствовать, форзац, каталог, сливовый, торты, облегчить, свекла, фарфор, черпать, щавель.
Проверка – на экране поочередно открываются слова. (Слайд 4).
-Молодцы, очень хорошо справились. Помощником в этом нам служит орфоэпический словарь. А какие словари нам понадобятся, чтобы разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка?
7.Рассказ о словарях изобразительных средствах (синонимов, антонимов, эпитетов и др.) – индивидуальное домашнее задание.
8.Работа по электронной программе по русскому языку «Фраза» - выполнение тестов. (Индивид. задание на компьютере)
Алгоритм работы с программой «Фраза» :
1. Напишите фамилию, имя.
2. Выберите «Класс».
3. Выберите «Выбор темы».
4. Выполните задание.
5. В индивидуальной карте записать слова, где допущены ошибки, подчеркнуть букву.
6. Вы увидите, какую оценку вам поставил компьютер.
7. Записать выставленные оценки в индивидуальную карту.
9.Работа по теме урока. Защита проектов
К уроку учащиеся д.б. подготовить проекты. Класс делится на 3 группы (каждая готовила задание по определенной теме).
-Запись плана в тетрадях (Слайд 5).
План:
1. Лексические средства языка
2. Тропы речи
3. Синтаксические средства языка.
-Определение в тетрадях: выразительная речь – это речь, в которой не только передается какая-либо информация, но ярко и убедительно выражаются мысли автора, его чувства, переживания, оценка того, что он пишет. Выразительность речи достигается всеми языковыми средствами.
-Вопрос классу: в каких стилях мы это наблюдаем? (в художественном, публицистическом, разговорном; в научном и официальном недопустимо, т.к. здесь нет эмоций, только точность, научность).
Вопросы первой группе: Что такое лексика? Перечислите лексические средства языка. Какова их роль? (Защита проекта)
Вопросы второй группе: Что такое тропы речи? Перечислите их, приведите примеры. (Защита проекта)
Вопросы к третьей группе: Что относится к синтаксическим средствам языка? Перечислите, приведите примеры. (Защита проекта)
10.Работа по учебному пособию по русскому языку под редакцией И.П.Цыбулько «ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые экзаменационные материалы».
Выполнение варианта 3 ( задание В8).
12.Домашнее задание: написать мини-сочинение на одну из предложенных тем: (слайд 6)
«Русский язык — это клад»
«Берегите русский язык» «За что я люблю русский язык» «Писатели о русском языке»
11.Подведение итогов работы на уроке. Что дало вам сегодняшнее занятие? Что узнали нового на уроке? Оценки за урок.
(Слайд 7) Еще раз обратимся к высказываниям о русском языке:
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г. Паустовский
Красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности.
Д.И.Писарев
Перед вами громада-русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудесные законы его.
Н.И.Гоголь
12.Выразительное чтение учеником стихотворения Н.Флерова «Щедрость языка».
Как безгранична щедрость языка! Иду проселком к лесу по тропинке И вижу: за кустами ивняка Рябинники уселись на рябинке.
У них на грудке капельки рябин. Как будто рябь в озерной серой глади. А дерево на солнце как рубин: В глазах рябит при тихом листопаде.
Так, повторяя, чувствуешь ее, Взаимосвязь названий, с детства близких. И начиналось, видно, все с нее, С рябины, с красоты краев российских.
И звучность искрометных слов легка, Они вошли и в песни и в былины: Передо мной рябинник, рябь, рябины... Как безгранична щедрость языка.
Стихотворение свидетельствует о красоте, богатстве, выразительности русского языка.
До свидания, ребята, спасибо за урок!