Учитель: | Учитель русского языка и литературы Нурмаханова Баршагул |
Класс: | 8 русский |
Предмет: | Русский язык |
Дата: | 1.11.14 |
Тема урока: | Виды сказуемого и способы их выражения |
Цели урока: | формирование умений находить сказуемое и определять форму сказуемого; |
Задачи урока: | Развитие лингвистической компетенции через умение анализировать текст, создавать вторичное устное высказывание по теме «Сказуемое. |
Результаты обучения: | учатся определять виды сказуемого и способы его выражения» |
Оборудование | учебники, тетради, раздаточный материал, картинка рюкзак, таблица, |
Содержание урока |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Организационный момент
1.Эмоциональный настрой класса на урок Упражнение «Рюкзак» | Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей - Здравствуйте! Садитесь, ребята!
На доске прикрепляю картинку рюкзак, ученикам раздаю картинки книжки и прошу всех присутствующих написать, что бы они хотели взять с собой в дорогу из тех знаний и навыков, которые они уже ранее изучили, что уже знают по теме сказуемое. | Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей. пишут на книжках, что они хотели бы взять с собой |
2.Реализация дом задания | Анализ домашнего задания. Учитель называет имена ребят, которые хорошо справились с работой, кому необходимо поработать над заданиями С целью проверки проверить знания прошедшего материала использую прием «Толстые и тонкие вопросы » | ученики отвечают на вопросы учителя |
II. Стадия вызова. 1.Мотивация на урок Прием «Толстые и тонкие вопросы» | С помощью наводящих вопросов повторяем о сказуемом Какие члены предложения называются главными и почему? Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено? Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? | Ученики отвечают на вопросы |
2.Деление на группы: | Ученикам предлагаю таблички, на которых написаны три вида сказуемого и прошу взять по одному виду и объединиться в группы | объединяются в группы |
2. Знакомство с таблицей видов сказуемых Используя прием: «Обучая - учусь», каждой группе предлагаю изучить по одному виду согласно их группам и представить остальным группам. 1. Простое глагольное | 2. Составное глагольное | 3. Составное именное | выражается глаголом в форме одного из наклонений Но могут быть и такие случаи… 1.Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду). Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем). Усиление значения (Ждём не дождёмся весны). Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает). Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает). Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле). Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел). Глагол дополнен частичкой знай , знай себе (А он знай себе посмеивается). Глагол + частичка было (Он было задумался) Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться). Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это). Фразеологический оборот (Он стоял столбом). | вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого. Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола. Ученики хотят учиться. Я буду рад встретить тебя) | вспомогательный глагол + именная часть Именная часть может быть выражена: Существ., прилаг., числит., местоим., прич. Кратким прилаг ., и прич. Сравн. степенью прилаг. Наречием | Вспомогательные глаголы. | Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог Я начал спускаться) Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать) 3.Фразеологический оборот (Я не имею намерения вредить вам). | Глагол со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
(Она сидела задумчивая). Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
(Девочка казалась весёлой). Вспомогательный глагол: быть в наст.вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Молодой человек весёлый. Молодой человек был весел) Обороты типа: Хотел стать пожарным. Может быть мужем. Неделимое словосочетание (Море сталочернее ночи). |
| знакомятся с видами сказуемого и представляют его классу |
3.Оценивание | Каждой группе предлагаю оценить друг друга методом «ПОПС» | оценивают друг друга |
III.Стадия осмысления |
|
1.Работа с карточкой №1 парная работа | Задание: Определите вид сказуемого 1) Они начнут готовиться к конференции. — Они будут готовиться к конференции. 2) Он продолжает заниматься. — Он будет заниматься. 3) Метель была страшная. — На дворе была метель, ветер выл. 4) На наезднике была серая куртка с меховым воротником. — Костюм совсем новый. 5) Накануне праздника будет карнавал. | работают в парах |
2.Творческое реконструирование коллективная работа | Задание№ 2. Перепишите предложения, заменяя глаголы-связки в составных именных сказуемых глаголом-связкой быть. Выделите сказуемые, укажите, чем они выражены. Чем отличаются предложения? Ветер казался теплым. Они считались друзьями. Он назывался моим товарищем. От снега все стало белым. | работа у доски |
3.Работа по карточке №2 | Задание: Перепишите текст, определите, чем выражено сказуемое в речи. Наш шофер — пожилой загорелый мужчина. Он медленно ведет автобус по горной дороге. На юго-западе возвышаются белые вершины Эльбруса. По происхождению Эльбрус — потухший вулкан. Контуры снежного великана правильны и красивы. Сказуемое — это главный член предложения, который обычно связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др. | переписывают текст на месте затем работают у доски |
3 Оценивание | За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон. |
|
4.Разминка | Учитель: наши мореплаватели немного устали и нуждаются в отдыхе. Поэтому прошу вас немного разминуться. | делают разминку |
IV.Стадия Рефлексии |
|
1.Заключительная беседа | 1) Что вы знали о сказуемом до этого урока? 2) Что нового вы узнали о нем сегодня? 3) Что такое сказуемое? 4) На какие вопросы оно отвечает? 5) Чем сказуемое может быть выражено? | отвечают на вопросы, закрепляя тему уроку |
2.Формативное и суммативное оценивание | Посчитывается количество жетонов и с помощью критериев оценивания выставляются оценки за урок. |
|
3.Дом задание | 1. Выучить теоретический материал. 2. Составить по три предложения с видами сказуемого | записывают Д\з |
4.Рефлексия «Все в твоих руках» | -На листе бумаги обводям левую руку. Каждый палец какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение: Большой - что для меня было важным на уроке? Указательный – По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Средний – Что мне не понравилось? Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. Мизинец – для меня было недостаточно... | рисуют руку и пишут рефлексию урока |
1) Они начнут готовиться к конференции. — Они будут готовиться к конференции.
2) Он продолжает заниматься. — Он будет заниматься.
3) Метель была страшная. — На дворе была метель, ветер выл.
4) На наезднике была серая куртка с меховым воротником. — Костюм совсем новый.
5) Накануне праздника будет карнавал.
Ветер казался теплым.
Они считались друзьями.
Он назывался моим товарищем.
От снега все стало белым.
Наш шофер — пожилой загорелый мужчина. Он медленно ведет автобус по горной дороге. На юго-западе возвышаются белые вершины Эльбруса. По происхождению Эльбрус — потухший вулкан. Контуры снежного великана правильны и красивы.