kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В чем сила музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок развития речи: урок-размышление, урок- исследование. Методы и приемы: 1. методы: проблемный, эвристический, исследовательский; 2. приемы: создание проблемной ситуации, беседа по вопросам, рассказ учителя, творческие работы учащихся, словарная работа, анализ эпизода, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения, анализ афоризмов, творческая работа учащихся. Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, отпечатанные тексты, презентация к уроку, компакт-проигрыватель, толковый словарь, словарик лингвистических терминов, жетоны-сердечки для подведения итогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В чем сила музыки »

«Средняя общеобразовательная школа № 8»









Открытый урок по русскому языку на тему:


«Великая сила музыки»


(урок развития речи в 7 классе)
















Разработала и провела

учитель русского языка и литературы Андреева

Ирина Николаевна











Предмет: Русский язык, урок развития речи, подготовка к сочинению-рассуждению

ТЕМА: «Великая сила музыки»

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Класс: 7

Учитель: Андреева Ирина Николаевна

Цели урока:

1. Научиться правильно понимать исходный текст, отбирать материал, необходимый для сочинения-рассуждения

2. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся

3. На примере текстов, афоризмов великих людей показать великую воздействующую силу музыки


Тип урока: урок развития речи: урок-размышление, урок- исследование. 

Методы и приемы:

1. методы: проблемный, эвристический, исследовательский;

2. приемы: создание проблемной ситуации, беседа по вопросам, рассказ учителя, творческие работы учащихся, словарная работа, анализ эпизода, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения, анализ афоризмов, творческая работа учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, отпечатанные тексты, презентация к уроку, компакт-проигрыватель, толковый словарь, словарик лингвистических терминов, жетоны-сердечки для подведения итогов.

План урока:


  1. Вступительное слово учителя.

  2. Чтение стихотворения Н.Рубцова «В минуты музыки…»

  3. Определение темы урока, создание проблемной ситуации.

  4. Работа с афоризмами. Выбор эпиграфа урока.

  5. Выполнение тестовых заданий.

  6. Аргументация афоризма Бетховена.

  7. Анализ стихотворения А.А.Ахматовой «Музыка».

  8. Какая музыка бывает? Жанры музыки.

  9. Работа с текстом.

  10. Творческая работа: «В чем заключается сила музыки?»

  11. Смысл эпиграфа. Тронула ли музыка ваши сердца? Подведение итогов.

  12. Музыкальная минутка. «Спасибо, музыка».


Ход урока:


1. Организационный момент.

2. Звучит «Лунная соната» Л. Бетховена.

Слайды с картинами природы, фотографиями композиторов, людей, слушающих музыку… Слайды сопровождают строчки из стихотворения Н.Рубцова «В минуты музыки», которые читают ученики.


В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берез,


И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей...


Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.


Но все равно в жилищах зыбких —

Попробуй их останови!—

Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви.


И все равно под небом низким

Я вижу явственно, до слез,

И желтый плес, и голос близкий,

И шум порывистых берез.


Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чем...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чем.


3. Удивительная музыка звучит, не правда ли, ребята? Знаете ли вы, кто ее автор?

И хотя поэт Николай Рубцов призывает нас не говорить в минуты музыки, мы сегодня будем говорить, размышлять… Как вы думаете, о чем?.. О музыке. О ее роли в нашей жизни.

Наш урок развития речи так и называется:

ВЕЛИКАЯ СИЛА МУЗЫКИ.

Запишем тему в тетрадь.

На экзамене после окончания 9 класса вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. На уроке мы познакомимся с элементами КИМов, поработаем над текстом, научимся определять тему и проблему текста.

Цели урока:

1. Научиться правильно понимать исходный текст, отбирать материал, необходимый для сочинения

2. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся

3. На примере текстов, афоризмов великих людей показать великую воздействующую силу музыки



Давайте прочитаем высказывания-размышления философов, поэтов, музыкантов, ученых о музыке и выберем эпиграф к уроку.


Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось слушать ее, я тосковал.

И. Репин

Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.

Р. Роллан

Цель музыки – трогать сердце.

И.С. Бах

Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание душ.

Стендаль


Музыка должна высекать огонь из души человеческой.


Л. Бетховен

Музыка вызывает желание того, чтобы как можно больше людей участвовали в испытываемом наслаждении.

Л. Н. Толстой


О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас!

Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай их и гони, хотя на мгновение, этот холодно-ужасный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром.

Н. В. Гоголь


Музыка является более высоким откровением, чем всяческая мудрость и философия. Л. Бетховен


Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия.

А. С. Пушкин


Учащиеся читают различные высказывания. Обсуждают в парах, группах. Выбираем эпиграф. Записываем в тетрадь.

5. Ребята, итоговая экзаменационная работа в 9 классе включает не только сочинение и изложение прослушанного текста, но и выполнение различных тестовых заданий. Предлагаю в качестве разминки выполнить несколько упражнений. Вся используемая лексика относится к теме «Музыка».


1. В каких словах пишется буква а?

а) насл…ждение в) шквал … ваций

б) комп…зитор г) с…ната


2. В каких словах пишется буква и?

а) р…пертуар в) конс…рватория

б) г…ниальный г) д…рижер


3) В каких словах пишется двойная согласная?

а) а…оммпанемент в) эпигра…а

б) дра…а г) опере…а


4) Ударение падает на первый слог в словах?

а) феномен в) партер

б) статуя г) красивее


5. Лексическое значение указано неверно:

а) импровизация – эмоциональный толчок, стимул

б) аккомпанемент – музыкальное сопровождение

в) аплодисменты – рукоплескания, знак одобрения, приветствия

г) виртуоз – человек, в совершенстве владеющей техникой своего искусства


С разминкой мы справились хорошо. Теперь перейдем к более серьезному заданию. У вас на столах лежат листочки с заданием, которые вы должны проработать самостоятельно.


(1) В эти самые черные дни к нему пришла Музыка. (2) Музыка Героической симфонии. (3) Она явилась, чтобы спасти его. (4) А может быть, это его нечеловеческая боль и его героическая стойкость вдруг обратились в звуки, выплеснулись мелодиями, позвали за собой? (5) Каждая нота написана кровью сердца, и с каждым тактом в нем крепнут силы. (6) В музыке, которую он создает, Бетховен сам черпает мужество. (7) Она помогает найти ответ на мучительные вопросы: « Как жить? Зачем?» (8) Не для себя, для других он будет жить: искусством своим будет служить людям.



1. Укажите в каком значении употребляется в предложении 8 слово «служить»?

а) нести, исполнять службу

б) выполнять чью-то волю

в) быть пригодным для чего-то

г) направлять свою деятельность на пользу кому-нибудь


2. В предложении 5 укажите средство речевой выразительности:

а) метафора в) эпитет

б) ирония г) аллегория


3. Из предложения 7 выпишите словосочетание, построенное на основе связи согласование.


4. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

5. Найдите фразеологизм в предложении 1, укажите его значение.

А теперь возьмите в руки зеленую пасту и проверьте свои ответы.

1. Г

2. А

3. Мучительные вопросы

4. 2

5. черные дни; трудное время, время нужды, время несчастий…


Есть ли в классе ученики, которые ни разу не ошиблись?

6. Ребята, давайте прочитаем высказывание Бетховена «Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Как вы понимаете смысл этого предложения? Согласны ли вы с этой мыслью композитора?

А можете ли вы привести примеры, которые доказывают правоту этого афоризма? ( Ученики могут вспомнить былинного русского гусляра Садко, миф «Орфей и Эвридика», сказку Л.Н. Толстого «Бедный портной», В.Короленко «Слепой музыкант», последний концерт на «Титанике»… Аргументируют свой ответ. Если ученики затрудняются с ответами, то предлагаю им слайды-подсказки. )

7. Я хочу, чтобы вы прочитали стихотворение А. Ахматовой и попытались отгадать его название: (На слайде его читает автор)


В ней что-то чудотворное горит,

И на глазах ее края гранятся.

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.


Когда последний друг отвел глаза,

Она была со мной в моей могиле

И пела словно первая гроза.

Иль будто все цветы заговорили.


8. Как вы думаете, какую музыку слушала Ахматова, переживая одиночество, холод прежних друзей?

А какая музыка бывает?

Симфоническая

классическая

эстрадная

джазовая

хоровая

инструментальная

народная

современная


9. Итак, в минуты отчаяния Ахматова слушала симфоническую музыку. Давайте и мы послушаем ее. Знаете ли вы, как называется это музыкальное произведение? Что знаете об истории создания ? Эта симфония получила еще одно название – «Ленинградская». Знаете ли вы, почему?

Работа с текстом.

Ленинград в самом начале войны был окружён огневым кольцом блокады… Блокады, которая длилась почти тысячу дней и ночей, которая унесла более миллиона жизней ленинградцев.

Именно в блокадном Ленинграде Д.Д.Шостакович  начал сочинять Седьмую симфонию, которую один из современников назвал «Симфонией всепобеждающего мужества».

« С болью и гордостью смотрел я на любимый город,- вспоминал композитор. 
- А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город…не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».
 А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, в городе прозвучала Седьмая симфония Шостаковича. Прекрасная музыка лилась  из всех репродукторов города. Города, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек.

А зал был переполнен. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им.

Организовал концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. Исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Какое неимоверное усилие требовалось ослабленным от голода, холода и болезней артистам, чтобы уверенно водить смычком по струнам, чтобы полноценно выдувать из медного раструба  точную ноту, чтобы не сорвалось дыхание, чтобы не сдали ослабевшие губы. Какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот подвиг?

Отзвучала музыка. В зале раздались аплодисменты. Они звучали совсем по-другому, чем в наши дни. Не дай бог услышать ещё раз такие аплодисменты» Руки сидящих в зале еле двигались, аплодисменты напоминали сухой шелест.

Все восемьдесят минут, пока в зале Ленинградской  филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги. Огневые точки фашистов молчали. Конечно, не из преклонения перед великим творением искусства, а потому что главнокомандующий Ленинградским фронтом маршал  М. Говоров отдал приказ нашим артиллеристам подавить своим огнем позиции врага. И пушки врага молчали, хотя прежде были нацелены в белоколонный зал. Фашисты хотели растерять музыку. В течение всего дня артиллерия вела ожесточённый обстрел батарей, буквально не давая немцам поднять головы.

Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.



Какое впечатление произвел на вас текст?


Определите стиль данного текста, обоснуйте свою точку зрения. (После ответов появляется слайд)


Признаки текста публицистического жанра:

-документальная основа высказывания

-гражданственный пафос

-установка на эмоциональное воздействие

-явно выраженная авторская позиция

-использование выразительных средств

О чем этот текст? Какова его тема?

Теперь нам необходимо отобрать информацию, необходимую для написания сочинения. Первый шаг – это формулировка одной из проблем, поставленная автором текста. Прежде всего задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор?

Актуальна ли эта проблема в наши дни?

Изменилось ли ваше отношение к серьезной музыке?

Ребята, а с чем вы ассоциируете серьезную музыку?




МУЗЫКА



Давайте прослушаем текст еще раз.

Запишите ключевые слова, подумайте, как можно текст озаглавить.

( Ученики по цепочке называют ключевые слова)

Как можно текст озаглавить? (варианты учащихся) Вы не ошибетесь, если в качестве заголовка возьмете словосочетание или предложение из текста.

10. На экзамене вам предстоит написать сочинение-размышление. И мы тоже напишем творческую работу, которая будет состоять из 8-10 предложений. А называться она будет так: «Может ли помочь музыка в трудные минуты жизни?» (звучит музыка. На работу дается 8-9 минут.) Зачитываем 3-4 работы, подводим итоги: справились ли с работой.


В чем же заключается сила музыки?

(Слайд) Поддержка в трудные минуты жизни ( Бетховен, А. Ахматова, музыка на «Титанике» )

Вдохновение, душевное равновесие ( Орфей, Седьмая симфония в блокадном Ленинграде )

Память о великих людях, восхищение их творчеством.


Ребята, а какую музыку предпочитаете вы? Как часто вы слушаете музыку?

Дома вам предстоит ответить письменно на вопрос «Роль музыки в моей жизни». Объем сочинения-рассуждения – 80 слов. Или, пользуясь различными источниками, узнать о роли музыки в жизни великих людей. Написать небольшое сочинение-повествование.


11. Пришло время подвести итоги. Давайте вспомним наш эпиграф к уроку. Тронула ли музыка ваши сердца? Что нового узнали на уроке. Если урок вам понравился, сохраните на память сердечки, которые лежат у вас на партах.

Жизнь – величайшая ценность, и всегда в жизни человека есть что-то, что способно спасти его от гибели.

Музыка помогла Бетховену найти выход из кризиса, предотвратила самоубийство. Музыка помогла пассажирам тонущего «Титаника» справиться с паникой. Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде стало символом мужества и грядущей победы. Пусть же музыка будет и вашим верным спутником и в горе, и в радости.

Помните замечательные слова: «Народ, который сочиняет такие произведения, непобедим».

Дмитрий Шостакович писал в одной из своих статей, обращённых к молодёжи: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище и совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».




12. Музыкальная минутка

Спасибо, музыка, за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за то,

Что ты единственное чудо,

Что ты душа, а не причуда,

Что для кого- то ты ничто.

Спасибо, музыка, за то,

Чего и умным не подделать,

За то спасибо, что никто

Не знает, что с тобой поделать. (исполняет ансамбль «Песняры»)

В.Соколов



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
В чем сила музыки

Автор: Андреева Ирина Николаевна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок музыки в 6 классе" В чем сила музыки? Музыка о войне" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-muzyki-v-6-klassie-v-chiem-sila-muzyki-muzyka-o-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "121980"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414126380"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "В чем сила музыки? "
    ["seo_title"] => string(19) "v-chiem-sila-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "159742"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421941945"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок по музыке в 6 классе "В чем сила музыки?" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-po-muzykie-v-6-klassie-v-chiem-sila-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "134124"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416670656"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация к уроку музыки в 6 классе "В чем сила музыки""
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia_k_uroku_muzyki_v_6_klassie_v_chiem_sila_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "373620"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1482769822"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Исследование на тему:"В чем сила музыки Моцарта?" "
    ["seo_title"] => string(52) "issliedovaniie-na-tiemu-v-chiem-sila-muzyki-motsarta"
    ["file_id"] => string(6) "105127"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402821738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства