Санникова Татьяна Николаевна, учитель МБОУ «ДСОШ № 5»
Русский язык, 1 класс
Тема «Правила переноса слов»
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил переноса слов.
Задачи урока:
Предметно-содержательная: формировать умение переносить слова по слогам.
Деятельностно- коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в группах.
Тип урока: ОНЗ
Ход урока
Организационный момент.
Вновь звонок нас всех зовёт.
Что ж, друзья мои, вперед.
Я рада встрече с вами снова.
А вы к открытиям готовы?
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Чистописание
На доске: а, о, у, ы, и, ё, р, е, ю, э, я., я
-Прочитайте буквы, записанные на доске.
Найдите среди них лишнюю? Почему.
Запишите, эти буквы письменно в тетрадку.
Чем буквы отличаются от звуков?
Актуализация знаний.
Словарная работа.
Игра (детям показать карточки со словарными словами, они с помощью пальчиков показывают количество слогов)
ученик, девочка, класс, ребята, язык , пенал, фамилия, ворона, сорока, карандаш.
А какое правило вы использовали, чтобы выполнить это задание.
Ребята, отгадайте загадку.
Изучение новых знаний.
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
У Незнайки проблемы, поэтому он у нас в гостях. Поможем ему?
Демонстрация ЭОР-1,
- Что делать, если слово не помещается на строке?
Что бы вы предложили?
2часть эора
-Кто догадался, какова тема урока? ПЕРЕНОС СЛОВ
Чему мы будем учиться на уроке? Правильно переносить слова с одной строки на другую.)
Физминутка
Работа в группах
-Как вы думаете, переносить слова с одной строчки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий?
Для выполнения поставленной цели будем работать в группах
Ваша задача:
1.Внимательно прочитать слова.
2.Найти по какому признаку поставили перенос в словах.
3.Договориться и выбрать представителя, который будет защищать мнение группы.
Слова с одной строки на другую переносятся по слогам. | Слова, в которых один слог не переносятся | Буква й краткая не отделяется от гласной | Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. | При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. | Ь и Ъ знаки нельзя отрывать от предыдущего слога. |
Из представленных слов дети выбирают слова, которые подходят к правилу и прикрепляют их на доску.
1 группа | 2 группа | 3группа | 4 группа | 5 группа | 6группа |
пар-та кни-га улит-ка | кот стол дом | май-ка лей-ка чай-ка | ёжик этаж края | ван-на кас-са мас-са | день-ки объ-езд паль-то |
Защита правила группы.
Дети заполняют таблицу на листочке.
Слова с одной строки на другую переносятся по слогам. | Слова, в которых один слог не переносятся | Буква й краткая не отделяется от гласной | Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. | При переносе слов с удвоенными согласными одну согласную оставляют на строке, а другую переносят | Ь и Ъ знаки нельзя отрывать от предыдущего слога. |
1) 2) | 1) 2) | 1) 2) | 1) 2) | 1) 2) | 1) 2) |
В итогу у детей получилась таблица с правилами и примерами.
Слова с одной строки на другую переносятся по слогам. | Слова, в которых один слог не переносятся | Буква й краткая не отделяется от гласной | Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. | При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. | Ь и Ъ знаки нельзя отрывать от предыдущего слога. |
пар-та кни-га улит-ка | кот стол дом | май-ка лей-ка чай-ка | ёжик этаж края | ван-на кас-са мас-са | день-ки объ-езд паль-то |
Давайте обратимся к Профессору Самоваровау и узнаем, правильно ли мы выполнили задание
Первичное закрепление по учебнику. Стр. 68, упр. 124.
Проверьте, правильно ли Аня и Ваня разделили слова для переноса?
Кто увидел ошибки?
Давайте запишем эти слова правильно в тетради. Какое правило надо вспомнить прежде, чем записать слова. А поможет нам таблица.
Чай-ка, учи-тель, язык.
Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Незнайка хочет убедиться что вы овладели новыми знаниями, он приготовил для вас задание с ловушками.
Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведем итог.
- Какая была цель урока? (Научиться правильно переносить слова с одной строки на другую.)
- Достигли её?
- Какие открытия сделали для себя?
- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и откроем новые секреты переноса слов.
Пригодятся ли вам в жизни знания полученные на уроках .
- Оцените свою деятельность на уроке. (Оценивание проводится с помощью веселых и грустных Смайликов.)
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело.
А потом опять за дело!