kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 11 классе на тему "Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и со вставными конструкциями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит обобщить и систематизировать знания учащихся о вводных единицах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе на тему "Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и со вставными конструкциями"»

План урока

Класс: 11

Предмет: русский язык

Тема: предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и со вставными конструкциями

Тип урока: урок обобщения, повторения и систематизации ранее изученного

Цели:

  1. Обучающая:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о вводных единицах.

  1. Развивающая:

  1. Совершенствовать умения:

а) обнаруживать вводные слова, словосочетания и предложения;

б) определять значение вводных единиц;

в) выбора и постановки необходимого пунктуационного знака;

г) отличать вводные единицы от членов предложения.

2. Совершенствовать умения в подготовке научно-популярных сообщений на заданную тему.

3. Совершенствовать умения работы со словарями, учебниками, журналами по русскому языку.

4.Совершенствовать навыки правильного произношения, интонирования, выделения на письме соответствующими пунктуационными знаками вводных единиц.

5.Совершенствовать коммуникативные, речевые навыки учащихся по работе с текстом.

III. Воспитательная:

  1. Активизация познавательной деятельности, развитие умения работать в команде.

  2. Воспитывать доброе отношение к окружающим (на примере работы с отрывком из рассказа «Хорошие манеры» М. Каранцевой).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Объявление темы урока, постановка целей, задач.

3.Воспроизведение знаний обобщающего характера (1 группа).

4.Систематизация знаний, формирование умений и навыков систематизации (2 группа).

5.Выполнение дифференцированных заданий с целью углубления теоретических знаний, совершенствования умений и навыков анализа языкового явления и его применения в устной и письменной речи (3 и 4 группы).

6.Творческие индивидуальные задания.

7.Подведение итогов (устно).

8.Рефлексия.

9.Домашнее задание (дифференцированное).

10.Самодиагностика.

11.Оценка знаний.

Конспект урока:

Организационный момент. Здравствуйте, садитесь, откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока.

Вы обратили внимание на смайлики, нарисованные на доске. Выберите один из них, соответствующий вашему настроению и нарисуйте в тетради на полях.

Тема нашего урока: Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и со вставными конструкциями.

Ребята, давайте попробуем определить, что мы с вами сегодня будем делать на уроке?

Воспроизведение знаний обобщающего характера. Класс разделен на группы. Каждая группа получила индивидуальное дифференцированное задание. Сейчас ребята расскажут, какие задания они получили и как с ними справились. Слушайте внимательно и включайтесь в работу. Первая группа, пожалуйста! (1 группа)

Нам было дано задание: вспомнить, какие единицы называются вводными; какие значения могут иметь вводные единицы; какими знаками препинания они выделяются, подобрать примеры.

Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает:

Слайд:

Вводные слова имеют различные значения:

  1. Различная степень уверенности, неуверенности, предположения: Дождь, конечно, скоро кончится.

  2. Связь мыслей, последовательность изложения: Итак, был белый, морозный, мохнатый декабрь.

  3. Источник сообщения: По мнению специалистов, прибор хорошо зарекомендовал себя.

  4. Различные чувства говорящего: Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало.

  5. Отношение к стилю речи, к способу изложения: Я, откровенно говоря, не люблю слушать радио.

  6. Вводные слова, адресованные собеседнику с целью обратить внимание на то, о чём сообщается: И не было, вообразите, в переулке ни души.

  7. Вводные слова, показывающие степень обычности сообщаемого: Бывает, он опаздывает на занятие.


Вводные единицы не являются членами предложений, не имеют грамматической связи со словами, составляющими предложения. Вводные конструкции в устной речи выделяются паузами и произносятся с понижением или повышением тона. На письме вводные единицы выделяются запятыми. Вставные предложения, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются скобками или, реже, тире. Дубечня – так называлась наша первая станция – находилась в семнадцати верстах от города.

Более сильным выключающим знаком являются скобки, которые обычно выделяют так называемые вставные предложения, отличающиеся от вводных тем, что они не выражают отношение говорящего к высказанной мысли, а содержат различного рода добавочные значения, попутные указания, разъясняющие предложения в целом или отдельное слово в нем и иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого.

Например: однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой весеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.

При наличии одного вводного (вставного) предложения внутри второе (так, сказать, внешнее) выделяется скобками, а первое (внутреннее) – при помощи тире, например: После проведения новой магистрали все эти «Медвежьи углы» (даже Чудовка – так назвался самый крупный из них – была до того глухим захолустьем) оказались связанными с районным центром.


Систематизация знаний, формирование умений и навыков систематизации (2 группа).

Со второй группой мы подобрали предложения к прозвучавшим правилам. Будьте внимательны. Вторая группа, пожалуйста.

2 группа

Нашей группе было дано задание: подобрать предложения из разных источников с вводными единицами. А для класса такое задание: запишите предложения под диктовку, найдите вводные единицы; правильно прочитайте предложения; определите значения вводных единиц; прокомментируйте поставленные знаки препинания.

Слайд:

  1. Как известно, история развития человечества из-за многих причин протекает неравномерно.

  2. По данным переписи 2012 года, русским языком свободно владеют около 217 миллионов человек.

  3. Великий русский язык не заменяет другие языки, наоборот, способствует их расцвету.

  4. К счастью, у механика нашлись запасные детали.

  5. Три сестры Володи – самой старшей из них было 11 лет – сидели за столом.


Выполнение дифференцированных заданий с целью углубления теоретических знаний, совершенствования умений и навыков анализа языкового явления и его применения в устной и письменной речи (3 и 4 группа).

А теперь слово предоставим 3 группе (3 группа).

Нашей группе было дано задание: подобрать предложения таким образом, чтобы в первом случае слово было членом предложения, во втором – вводным.

Как известно, одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения ( чаще всего сказуемых или обстоятельств). Проще всего проверить синтаксическую роль таких слов путем изъятия их из состава предложения: в 1 случае (без вводного слова) структура предложения сохраняется, во 2 (без члена предложения) - чаще всего распадается.

Для отдельных слов возможны другие приёмы проверки. Слово наконец является вводным, если имеет значение «и ещё». Например, сделал физику, химию, биологию и, наконец, литературу.

А теперь задание. Запишите предложения. Найдите слова, которые в 1 случае являются членом предложения, во 2 – вводным. Сделайте вывод о соотношении интонации и пунктуации в предложениях с вводными словами, об отличии вводных слов от омонимичных форм.

Слайд:

  1. Это была святая правда. – Соня шёпотом сказала: «Я её подготовлю. Правда, у неё очень плохое сердце».

  2. Мне казалось, что я вижу тебя. – Его устами, казалось, вещал сам Маяковский.

  3. Поезд мчит меня к счастью. – К счастью, поезд придет вовремя.

  4. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. Вскоре, однако, недоумение наше рассеялось.

Мы также составили тест. Послушайте, как его нужно выполнить.

Определите, есть ли в данном предложении вводные единицы. Напротив номера предложения запишите ответы: да или нет. Предложения записывать не нужно.

Слайд:

  1. Было, должно быть, уже поздно.

  2. Ваш приход сегодня как нельзя более кстати.

  3. Лицо путника казалось очень утомлённым.

  4. Вероятно, погода перемениться.

  5. Эта фраза была сказана между прочим.

  6. Мой спутник чувствовал себя превосходно после продолжительной прогулки, я, напротив, устал.

  7. Это теоретическое положение совершенно очевидно.

  8. К удивлению мальчиков, дорога оказалась не столь утомительной.

  9. Времени осталось мало, а следовательно, нужно торопиться.

  10. При этих условиях всё это само собой разумеется.


А теперь слово предоставляем 4 группе. 4 группа выполняла творческие индивидуальные задания. Текст сейчас получат все остальные группы (все учащиеся получают отксерокопированный текст).

4 группа

Прослушайте и прочитайте текст. Определите стиль, тип речи. Назовите предложения с вводными единицами. Прокомментируйте поставленные знаки препинания. Подумайте, с какой целью автор текста использует вводные слова. Чему учит этот текст? О чём вас заставила задуматься Марина Каранцева, автор текста?

Слайд:

Основы дурных манер лежат, как правило, во взглядах человека. Что же это за основы? Во-первых, заниженные представления о своих обязанностях. Нетребовательность общества поселила во многих неустойчивых душах убеждение, что всё сойдет. Во-вторых, притупление чувства справедливости. Понятие о справедливости возникает у человека в самом раннем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывают. Прежде всего он приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ, привыкает ставить себя мысленно на место соседа и с этих позиций оценивает свои поступки.

Итак, два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку. Во-первых, любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не изнуряет его насильственными трудами. Во-вторых, человек, научившийся хорошо обращаться со своими близкими, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

Таким образом, хорошие манеры и правильно выбранное поведение не только большой вклад человека в общество. Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход – хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

Марина Каранцева.


С какой целью автор использует вводные слова? (В данном тексте вводные слова служат для оформления порядка авторской мысли и её связи; помогает автору организовать композиционную структуру текста)

Какой вывод можно сделать? (Для организации рассуждения важную роль играют вводные слова, отражающие логику развития авторской мысли). Чему учит текст? (Учит тому, что хорошее, доброе отношение к окружающим не вызывается каким-то непосильным трудом, это просто. Человек, хорошо обращающийся со своими близкими, знакомыми, доставляет радость и им, и сам получает от своего поведения огромное удовольствие).

О чём вас заставил задуматься автор текста?

А сейчас орфографическая минутка. Работаем устно. Вы, наверное, обратили внимание на выделенные слова в тексте. Прокомментируйте, пожалуйста, орфограммы в этих словах.

Девочки к этому уроку получили ещё одно индивидуальное задание. Давайте послушаем их внимательно.

Мы получили задание подготовить научно-популярное сообщение на тему «Ох уж эти гласные…», включить в текст сообщения вводные единицы, объяснить уместность их использования. А классу мы предлагаем ответить на два вопроса:1) Какие вводные единицы мы использовали в сообщении; 2) Почему именно эти вводные слова были использованы, а не другие?

Текст читается дважды:

1 – все слушают (целостное восприятие);

2 – читают ещё раз, записывают в тетрадь вводные слова, класс называет вводные слова, отвечает на поставленные вопросы.

Своё сообщение мы назвали «Ох уж эти гласные…»

К сожалению, мы часто слышим жалобы на наше правописание – кажется, что орфографических правил у нас слишком много. Конечно, их не так уж и мало, но не вызывает сомнений, что многие из них можно свести к одному правилу, и тогда, действительно, окажется, что правил значительно меньше, чем мы думаем. Надо только понять, в чём это общее правило заключается, и, разумеется, разобраться в основном принципе нашего правописания.

Во-первых, многие слова пишем, как слышим. Известно, что написание таких слов, как водный, дом, сом, обычно не затрудняет никого. Каждый звук таких слов передаём так, как мы его произносим. В русском языке и во многих других языках, по мнению учёных, есть много слов, которые пишутся так, как они произносятся, без всяких хитростей.

Во-вторых, слова пишут так, как по родству слов выходит, по родству частей слов (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Почему, например, пишем волна с «о». Вероятно, потому, что есть слово волны. Это гласные, проверяемые ударением.

В-третьих, в русском языке существует ряд слов, гласную в корне которых мы выбираем в зависимости от определённых показателей: наличия гласной, согласной, суффикса, ударения. Например: слагать, растение, прикоснуться.

И, наконец, пишем так, как писали предки. Например, собака пишем с «о», балкон – с «а». Казалось бы, легко запомнить. Но таких слов десятки! Для написания таких слов, не проверяемых правилами, существуют словари.

Итак, какие вводные единицы использовались в сообщении?


Для того чтобы включить в текст сообщения вводные слова, указывающие на связь, порядок мыслей, последовательность их изложения, мы предварительно определили значение нужных слов по толковому словарю.

Например, о значении вводного слова "конечно" читаем, что оно «используется при описании таких ситуаций, достоверность которых базируется на достаточном количестве фактов-аргументов, имеющихся в распоряжении говорящего».

О значении вводного слова "казалось" написано, что оно «используется только как оценка такого восприятия, которое со временем оказывается ошибочным, но в прошлом было максимально приближено к реальному с точки зрения говорящего».

О значении вводных слов "во-первых", "во-вторых", "в-третьих" известно, что они «употребляются для обозначения первого, второго, третьего предмета при перечислении».


Мне кажется, что все группы замечательно справились с заданием. Молодцы! Ребята, а какой литературой вы пользовались при подготовке к этому уроку?

1 группа.: 1) Учебники по русскому языку для 8, 11 класса

2) Пособие для занятий по русскому языку в старших классах под редакцией Е.Е.Долбик

3) Справочник «Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы».

2 группа.: 1) Учебники по русскому языку для 8, 11 класса

2) Журнал «Русский язык и литература».

3 группа.: 1) Учебники по русскому языку для 8 , 11 класса

2) Справочник «Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы»

3) Орфографический словарь под редакцией Ушакова.

4 группа.: 1) Учебники по русскому языку для 8, 11 класса


Рефлексия. Итак, мы вспомнили, какие конструкции называются вводными; какие значения могут выражать вводные единицы; какими знаками препинания выделяются вводные единицы, как отличить их от членов предложения. А теперь последнее письменное задание: графический диктант.

Слайд. 1.Условные обозначения записаны на доске.

[,│вс│,]. [-│вк│-]. [│ (вк) │].

2. Слушайте предложения. Не записывайте.

3. Поставьте цифры 1,2,3,4,5,6 в столбик.


1. На такой ясный и убедительный довод отвечать, разумеется, было нечего.

2. Самое лучшее время для ловли неводом бывает, по рассказам крестьян, весной и осенью.

3. Он простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смоленску.

4. Дмитрий (так звали моего соседа) был мало заметен в классе.

5. Проводив жениха, Надя пошла к себе наверх, где жила с матерью – нижний этаж занимала бабушка.

6. Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей.

Один учащийся устно отвечает: 1и 2-запятые, 3и 4-скобки, 5и 6-тире. Поднимите руки, у кого так.

Домашнее задание. Откройте дневники. На следующий урок русского языка запишите домашнее задание.

1-2 гр. §16-17. Упражнение 171 письменно. Выпишите из словаря 8 новых словарных слов, запомните, как они пишутся.

3-4 гр. Из романа «Мастер и Маргарита» выписать 15 предложений с вводными единицами. Графически их обозначить. Устно ответить на вопрос: с какой целью автор использует вводные единицы?

Самодиагностика.

У каждой группы есть листы самодиагностики. Одним предложением ответьте на вопросы:1.Мы научились... 2.Мы будем использовать.... 3.Мы можем..... 4.Нам больше всего понравилось....

Выберите, кто будет выступать от группы ( Выслушать все группы).

Оценки (прокомментировать). Предложить каждому учащемуся смайлики (выбирают один, соответствующий уровню знаний на конец урока). Спасибо за внимание. Урок закончен. Все свободны.




Список литературы:

  1. Учебники:

  1. «Русский язык. Культура устной и письменной речи 8 кл.»: Л.А.Мурина, Мн.: 2010 год

  2. «Русский язык. Культура устной и письменной речи 11 кл.»: Л.А.Мурина, Мн.:2010 год

  1. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». Долбик Е.Е.,Минск:2013 год

  2. Словари:

  1. Д.Л.Ушаков «Орфографический словарь».

  2. С.И.Ожегов «Толковый словарь».

  1. Справочники:

  1. Д.Л.Розенталь «Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы».

  2. М.Т.Баранов «Русский язык. Справочные материалы».

  3. А.Д.Дейкина «Универсальные дидактические материалы по русскому языку».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Абрамова Татьяна Петровна

Дата: 24.06.2016

Номер свидетельства: 336060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Вводные слова и конструкции. Пунктуация при них "
    ["seo_title"] => string(51) "vvodnyie-slova-i-konstruktsii-punktuatsiia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "145634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418969938"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства