Урок является интегрированным занятием, сочетающим в себе элементы предметов «русский язык» и «литература». Он проводился с использованием исследовательского метода обучения. Логика урока выстроена в соответствии с логикой построения исследовательской работы: мотивация – гипотеза – осмысление информации – вывод. Основная направленность работы состоит в обеспечении формирования у обучающихся структурированного представления о русской языковой картине мира.
Урок направлен на развитие у обучающихся таких важных метапредметных компетенций, как коммуникативных (умение слушать, слышать и анализировать полученную информацию); регулятивных (умение выстраивать собственную деятельность в соответствии с целями) и познавательных (умение самостоятельно добывать знания).
Урок направлен на развитие логического и ассоциативно-образного мышления, чувства языкового чутья; совершенствование умения составлять текст в жанре лингвокультурологического эссе-рассуждения; на воспитание читательской культуры, позволяющей понимать эстетику и этику слова; привитие ученикам нравственных ценностей с учётом личностной позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок речевого развития "Ею движется жизнь"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «камызинская средняя общеобразовательная школа»
Урок речевого развития «Ею движется жизнь»
интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе
Учитель русского языка и литературы МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа» Андрианова Екатерина Павловна
2016
Класс 10
Учитель Андрианова Е.П.
Тема: Урок речевого развития «Ею движется жизнь»
Форма урока: интегрированный урок (русский язык и литература)
Цели занятия:
Образовательные:
Создать условия для осмысления новой учебной информации.
Обеспечивать формирование у учащихся знаний о комплексном анализе на примере слова ЛЮБОВЬ.
Развивающие:
Развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья.
Совершенствовать умение составлять текст в жанре лингвокультурологического эссе-рассуждения.
Воспитательные:
Воспитывать читательскую культуру, позволяющую понимать эстетику и этику слова.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.
Прививать ученикам нравственные ценности с учётом личностной позиции, учить определять их значимость в жизни человека и общества.
ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, слайдовая презентация.
Словарные статьи.
Рабочие листы для заполнения.
Карточки-памятки (для подведения итога занятия)
Формы работы:
работа в парах,
практическая работа,
работа со словарными статьями,
создание текста,
анализ художественного текста
Ход урока
Слайд №1
Организационный момент
Приветствие, настрой на работу.
Слайд №2
Мотивация
- Язык – это зеркало, которое стоит между человеком и миром. Языковая картина мира каждого народа отражает не только реальный мир, окружающий человека, но и его менталитет, национальный характер, традиции, мораль, систему ценностей.
(Ответы учеников)
- Для носителей русского языка кажется очевидным, что интеллектуальная жизнь связана с головой, а эмоциональная — с сердцем. Мы храним информацию в голове, а чувствуем сердцем; переволновавшись, хватаемся за сердце. А вот для носителей некоторых африканских языков вся психическая жизнь может концентрироваться в печени, они говорят о том, что у кого-то «умная печень» или «добрая печень», а когда волнуются, подсознательно чувствуют дискомфорт в печени. Разумеется, это связано не с особенностями их анатомии, а с языковой картиной мира, к которой они привыкли.
(Ответы учеников)
- Как вы думаете, отличается ли русская языковая картина мира от картин мир других народов?
(Ответы учеников)
Комментарий учителя:
Один из ключевых сквозных мотивов русской языковой картины мира — это внимание к нюансам человеческих отношений. При этомфразаКак ты ко мне относишься?— это не только практикуемый среди подростков способ вынудить признание в любви, но также явный или скрытый сюжет весьма значительной части разговоров на русском языке.
- Наш урок – попытка комплексного анализа слова-понятия, составляющего часть русской языковой картины.
- Какое слово мы будем анализировать?
(Любовь)
Слайд №3
Сегодня мы будем использовать рабочие листы на уроке, т. е. ваше «рабочее поле». Вверху этих листов вы видите записанное слово для анализа.
Давайте вспомним произведения русской классической литературы 19 века, в которых встречается тема любви («Война и мир», «Люблю грозу в начале мая…», «Гранатовый браслет» … )
Современный поэт И. Губерман так говорит о всеобъемлющей природе любви :
Слайд №4
Бог шел путем простых решений,
и как ты что ни назови,
все виды наших отношений –
лишь разновидности любви.
Создание гипотезы исследования
Слайд №5
- Какое место занимает понятие «ЛЮБОВЬ» в русской языковой картине мира?
(Ответы учеников)
Комментарий учителя:
это понятие занимает важнейшее место, потому что способно выражать самые различные взаимоотношения между человеком и окружающей действительностью.
Каких ассоциаций возникло больше - положительных или отрицательных? Почему?
Словообразовательное «гнездо» слова «любовь»
Проверка домашнего задания (обучающиеся находили однокоренные слова к слову «любовь»)
- Скажите, какое слово является корневым для данных слов?
(Слово «любить»)
- Каким способом образовано слово «любовь»?
(Суффиксальным)
- Прикрепите ваши работы к доске.
Сочетаемость слова
Слайд № 7
Объектов любви великое множество. Мы убедимся в этом, составив словосочетание с этим словом. Запишите их в соответствующее поле ваших рабочих листов.
Любовь к близким, любовь к родине, …………………………………………
- Продолжите этот ряд. Определите тип подчинительной связи слов в СС.
- Давайте сделаем вывод, к чему же и к кому же может быть обращена любовь?
(Любовь – чувство, которое может быть направлено на всё, что угодно. Она всеохватна)
Моделирование словарного портрета слова «любовь»
Слайд №8
- «Портрет» слова будет неполным без словарных определений.Эту работу вы будете выполнять в парах.
Используя рабочие материалы (приложение 1), выпишите повторяющиеся толкования слова «любовь» из предложенных словарных статей. Эти слова составят ядро значения.
Индивидуальное домашнее задание. Ученики нашли толкования слова «любовь» в английском толковом словаре. Давайте послушаем результаты их работы.
Вывод: Ядром понятия «любовь» являются словавлечение, чувство, склонность, привязанность, расположение.
Библейские представления о любви
Слайд №9
- Картина мира любого народа опирается на какой-либо системе взглядов, философии или религии. Как вы думаете, какая система взглядов лежит в основе русской картины мира?
(Ответ учеников: православное христианство)
- Посмотрите на цитаты из Библии и постарайтесь понять, как представлена там любовь. Запишите в соответствующее поле рабочего листа определения-эпитеты, характеризующие библейские представления о любви.
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… Любовь никогда не перестает. Кор.13:4-8, Библия
Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14, Библия)
Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Гал.5:14, Библия).
Физкультминутка
Вашим глазам нужно отдохнуть. Выпрямите спины, обратите внимание на слайд, последите глазами за движениями бабочек.
Работа с текстом
Слайд № 10
- Анализируемое нами слово «любовь» уже рассмотрено нами с нескольких позиций. Собственно, мы подобрались к работе с самой крупной единицей языка – текстом.
- Картину мира любого языка лучше всего можно увидеть в художественных произведениях.
- Давайте проанализируем тексты. Определите произведение, откуда взят отрывок. Подчеркните ключевые слова, раскрывающие характер чувства, которое испытывают герои. Объясните их употребление.
Слайд №11
Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещевания начальников, и отправился вслед за княгиней, года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие… но ничто не помогало(…)
В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила… но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. (…) Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Как отравленный бродил он с места на место. (…) он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал.
Слайд № 12
Родина Михаил Лермонтов Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
- С какими другими понятиями перекликается слово любовь в данном контексте?
- В нескольких словах определите сущность «любви», картину которой нарисовал писатель или поэт.
-Определите стиль текстов
(художественный)
- Что помогло нам сделать такой вывод?
(использование средств художественной выразительности)
Примеры: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда (метафора), какотравленный (сравнение), холодное молчанье, лесов безбрежных, печальных деревень (эпитеты).
Создание эссеистического текста нравственной тематики
Слайд №13
- В качестве итога работы предлагаю написать текст-рассуждение, состоящий из из 5-7 предложений, доказывающий или опровергающий утверждение:
Нельзя человеку прожить без любви потому, что она есть главная творческая сила человека…
Напоминаю, что рассуждение состоит из следующих элементов:
Тезис
Аргументы, примеры
Вывод
- Прочитайте то, что у вас получилось. Довольны ли вы своим текстом? Хотели ли бы вы отредактировать его?
Рефлексия
Слайд №14
-Большое спасибо за работу на уроке. Прошу устно ответить на два вопроса:
Что вы узнали нового и интересного на уроке?
Где вам могут пригодиться эти знания?
Подведение итогов (43 минуты)
Слайд №15
За сегодняшний урок хотела бы поставить отметки…
Большое спасибо вам за урок!
Используемая литература
А.А.Зализняк, И.Б.Левонтина и А.Д.Шмелёв. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005, стр. 11.
Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Перепечат.с изд. Моск. Патриархии. – М.: Рос.библ.о-во, 2006.
Губерман Игорь Миронович - Книга: "Гарики из Иерусалима. Книга странствий", М., С. 57.
Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М., 2000 г.
Лермонтов М.Ю. Сочинение в двух томах, том первый.- М.: Правда, 1988., с.57
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1997
Словарь синонимов русского языка: В 2 т. Л., 1970-1971
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь: В 2 т. М., 1990
Толковый словарь русского языка/ под ред. Д.Н. Ушакова: В 4 т. М., 1947-1949
Тургенев И.С. «Отцы и дети», М.: П, 1987
Материалы сайта http://mishatinanl.ucoz.com/
Рабочие материалы к уроку по теме «Ею движется жизнь»
ЛЮБОВЬ (Толковый словарь Ожегова)
1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
2.Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
4.Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение).
5. Пристрастие, вкус к чему-н.
Любовь (Словарь Ушакова)
1. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу.
2. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством.
3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.).
4. Склонность, расположение или влечение к чему-н.
Любовь (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка)
1) а) Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. б) Такое чувство, основанное на инстинкте. 2) а) Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. б) Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством. 3) перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство. 4) Склонность, расположение или влечение к чему-л.
Тема урока: Урок речевого развития «Ею движется жизнь»
ЛЮБОВЬ
Словосочетания:
Ядро значения:
Библейское определение:
Любовь (какая?) …
Родина (Михаил Лермонтов)
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
Нельзя человеку прожить без любви потому, что она есть главная творческая сила человека…
Тема урока: Урок речевого развития «Ею движется жизнь»
ЛЮБОВЬ
Словосочетания:
Ядро значения:
Библейское определение:
Любовь (какая?) …
Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещевания начальников, и отправился вслед за княгиней, года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие… но ничто не помогало(…)
В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила… но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. (…) Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю клею. Как отравленный бродил он с места на место. (…) он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал.
Нельзя человеку прожить без любви потому, что она есть главная творческая сила человека…