В ..сенние ненастные дни. Печ..льно сбрасывают св..ю листву деревья.
— На какую тему мог быть текст, в котором есть эти предложения? Составьте текст из 5-6 предложений и запишите его.
2. Изучение нового материала.
1) Слово учителя: Вы знаете, что текст обычно имеет заглавие. Заглавие раскрывает тему текста или его основную мысль. Предназначение заглавия — емко и кратко передавать основное содержание текста. В газете, например, заглавие кратко раскрывает содержание всей статьи.
На этом уроке вы понаблюдаете, как заголовки в газете или журнале помогают быстро определить содержание статей.
2) Творческая работа:
Работа с газетным материалом. (заметки даются без названий)
- Как бы вы назвали данные заметки?
- Какова тема данных заметок?
- Определите основную мысль ваших заметок.
- Сравнивание настоящих названий и предложенных учениками.
Вспомним, как составляется план текста.
Составить план ваших заметок.
Коррекция составленных планов.
— Порассуждайте о роли заглавия.
3) Работа по развитию речи.
Рассмотрите картинку «В библиотеке».
— Зачем книге нужно заглавие?
Можно предложить детям разыграть диалог библиотекаря с учениками.
При составлении диалога следует обратить внимание детей на культуру общения, учить их формулировать вежливую просьбу с использованием слов «будьте добры», «пожалуйста», «благодарю вас» и др.
— Говоря о кинофильме или спектакле, правильно употреблять слово «название», а не «заглавие». Имея в виду словесные произведения, можно использовать слова и «заглавие», и «название» (название книги, заглавие книги).
3. Формирование умений и навыков
1) Выполнение упражнения № 79. Цель: озаглавить текст, определить его тему, определить, какое предложение выражает основную мысль текста.
2) Творческое задание: (распечатки текста)
— Определите, сколько предложений в тексте. Озаглавьте текст.
— Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений.
- Дополните текст 4 предложениями.
Высокие сосны развесили свои вершины зелёные ёлочки выгибают колючие ветки красуется кудрявая березка дрожит осина большой дуб раскинул резные листья.