Просмотр содержимого документа
«Уроки- усвоения, закрепления, обобщения знаний по теме: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- »»
Уроки- усвоения, закрепления, обобщения знаний по теме: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- »
Русский язык.
(6 класс)
Название публикации:
«Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
Урок русского языка. 6 класс
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.»
Цели: учащиеся должны знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ— от лексического значения,
уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от их значения выбирать приставку,
уметь употреблять слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- в письменной и устной речи.
План урока
I. Сообщение темы и цели урока. Записи в тетради. П. Объяснение нового материала.
• материал для ознакомления. Учебник, 6 кл., М.Т. Баранов, стр.68
Учащиеся должны уметь самостоятельно делать выводы, учиться рассуждать.
A) Рассмотреть таблицу и сделать вывод: от каких условий зависит выбор букв Е и И в данных приставках.
Б) Чтение правила на стр. 69
B) Запись в тетрадях-конспектах по образцу рассуждения.
Прибежать, приехать - приближение
Приколоть, пришить - присоединение
Приморский, пришкольный - близость
Присесть, привстать - неполное действие
Приучить, приручить - доведение действия до конца
Прехорошенький - очень хороший
Премилый — очень милый
Такая запись дает четкое представление о правописании приставок ПРЕ- и ПРИНТ. Закрепление темы. Учащиеся должны уметь определять значение приставок ПРЕ- и ПРИ-
1. Выполнить упражнение № 154.
Задание: определить в каких приставках надо писать гласную И, а в каких- Е. Работа проверяется у доски. Выполняют задание 3 человека.
2. Индивидуальная работа.
Учащиеся должны знать произведения А. С. Пушкина. Задание: найти соответствие
Час обеда приближался
Там о заре
Кто-то терем
Пирожок лишь
прибирал да хозяев поджидал
разломила да кусочек проглотила
приближался, топот по двору раздался
прихлынут волны на брег песчаный и пустой
Проверка работ. Устное объяснение орфограммы №29, графическое обозначение ее.
3. Выборочный диктант.
Учащиеся должны уметь на слух определять правописание приставок ПРЕ-иПРИ-.
Задание: выписать слова в 4 столбика.
При- приближение
При- неполное действие
Пре- усиление (очень)
Пре- пере
Илюша увидал престарелую тетку, беспрерывно ворчавшую на свою девчонку, которая прислуживала ей. Она отвечала останавливаясь и , прикрыв глаза рукой, глядела в окно. На кухню посылались беспрестанно то Настасья Петровна, то Степанида Ивановна напомнить о том, прибавить это или отменить. Отец присядет в кресло и , посидев немного, начнет опять ходить. Нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома.
Взаимопроверка работ.
4. Самостоятельная работа.
Учащиеся должны совершенствовать навыки самостоятельной работы. Тест проверяет знания и умения различать написания приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Задание: вставить буквы Е, И в слова с приставками ПРЕ- ПРИ- , отметить правильный вариант.
12 тест . Какую букву нужно вставить?
Пр.... ехать
Пр.... думать
Пр.. .увеличить
Пр....морский
13 тест. Выберите правильный ответ.
пр одолеть
пр готовить
пр казать
пр....мер
пр рода
15 тест. Укажите правильный разбор слова по составу.
а) приморский в) приморский
б) приморский г) приморский
16 тест. Укажите правильный разбор слова по составу.
а) присмотреться
б) присмотреться
в) присмотреться
г) присмотреться
работа выполняется по трем вариантам. Тетради сдают на проверку.
IV. домашнее задание:
Упражнение №155, параграф 32,
Сильным учащимся упр.157 параграф 32
Урок русского языка 6 класс.
Тип урока: закрепление изученного.
Тема урока: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Тип урока :закрепление полученных знаний.
Цели: учащиеся должны уметь правильно писать слова с трудноопределяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-,
различать значение и правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-, уметь употреблять в речи слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
План урока
Сообщение темы и цели урока
Проверка домашнего задания
Учащиеся должны уметь работать со словарем, знать способы словообразования.
Задание: выписать на доску примеры глаголов движения из упр.155;
выписать на доску слова, образованные приставочным и приставочно – суффиксальным способом из упр.155;
выписать на доску соответствующее значение слов по словарю С.И. Ожегова из упр.157.
проверяет работу консультант класса.
Закрепление .
Учащиеся должны совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Выписать в словарик слова, помещенные в рамочках на стр.71. подготовиться к словарному диктанту.
Устно выполнить упр.160 на стр.71.
Задание: определить значение приставок в словах первого столбика, проговорить слова с трудноопределяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-
Работа в тетрадях – конспектах.
Учащиеся должны знать трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ-
Пребывать в городе – прибывать к станции
Презирать врага – призреть сироту
Преемник в работе – радио – приемник
Преступить закон – приступить к работе
Преданье старины – приданое невесты
Претворить мечту – притворить дверь
Вывод: значение приставок определяется в контексте
Лексическая работа
Задание: к словам первого столбика подобрать синоним из второго, записать группы слов в тетрадь, составить с ними предложения или словосочетания.
Учащиеся должны знать определение синонимов, уметь делать замену, составлять с ними словосочетания и предложения.
изменить пресмыкаться
ползать пререкаться
учитель привередничать
спорить преподаватель
капризничать преобразователь
очень хвалить препятствие
помеха превозносить
Работа со словами в рамках на стр.71 учебника. В ряде слов приставки ПРЕ- и ПРИ- сливаются с корнем. Выясняется их лексическое значение. С некоторыми словами составляются предложения. Учащиеся должны знать морфемы слова и уметь их различать.
Самостоятельная работа.
Учащиеся должны знать части речи и уметь делать замену.
Задание: заменить приведенные примеры одним прилагательным, выделить приставки.
Крепость, которую нельзя взять
Враги, которых нельзя примирить
Равнина, которой не видно конца
Желание, которое нельзя побороть
б. Задание: подобрать антонимы к словам:
глупый, юный, отъезд, скучный, убывать.
Выделить приставки в словах.
Тетради сдаются на проверку.
Выводы и оценки.
Домашнее задание
1 группа: упр.164
2 группа:упр.165
Урок русского языка 6 класс.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Тема урока: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.»
Цели: учащиеся должны правильно писать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ, уметь употреблять в речи слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, уметь делать морфемный разбор слов, различать разные типы морфем, уметь определять значение фразеологизмов, понимать сходство и различия их со словосочетаниями.
План урока.
Проверка домашнего задания
Учащиеся должны знать определение словосочетаний, их виды, уметь делать разбор.
Задание: выписать на доску из упр.165 словосочетания гл+сущ, сделать разбор словосочетания присмотреться к работе
Учащиеся пишут диктант в тетрадях. Консультант работает у доски. Взаимопроверка работ.
Комментированное письмо.
Учащиеся должны знать морфемы слова, уметь их определять, пользоваться этимологическим словарем, правильно ставить знаки препинания в предложения с однородными членами.
Я тихо приоткрыл окно, в створку хлынула прохлада, за поскотиной, совсем близко, бегал и крякал коростель. Вот-вот после короткой дремы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнет туманы.
Работа с классом.
Задание: объяснить знак препинания; найти слова, образованные приставочным способом, объяснить по словарю В.И. Даля «поскотина»
б. Индивидуальная работа.
Задание: расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
Они потянутся под срез тенистых берегов заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья на пески и прибрежный камешек.
Проверка работ.
Работа по карточкам в группах.
Учащиеся должны совершенствовать навыки работы в группах.
Задание: пронумеровать слова, последовательно показывая, от чего и с помощью чего они образовались.