Самоанализ урока
По теме имя существительное это -10 ый урок, а конкретно «Род имени существительного»- 1 урок.,
Тип урока: урок комбинированный (закрепления изученного и открытия новых знаний и способов действий / решение учебных задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока).
Урок изучения имени существительного - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. На данном уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению грамматических признаков имени существительного. Чтобы достигнуть цели урока, я приготовила для уч-ся карточки, таблицу-схему, презентацию.
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- тренировать в нахождении имен существительных, определении признаков существительных;
- познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся
- способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
- развивать орфографические навыки, владение лингвистическими терминами; развивать операции мышления: анализ, классификацию, обобщение; формировать умение делать умозаключения; развивать связную устную речь; формировать элементы самоанализа и самооценки учащихся.
Развивающие: развивать познавательные и творческие способности учащихся, их способности к самообучению.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно (умения работать дружно в паре, в группе), создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности в коллективе.
При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход, были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках.
Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. Урок построен с использованием проблемно-диалоговой технологии, которая обеспечивает творческое усвоение знаний посредством специально организованного «подводящего» и «побуждающего диалога; технология оценивания образовательных достижений ( учебных успехов).
Использован деятельностный тип обучения. Этапы урока соответствуют универсальной структуре учебной деятельности:
Мотив - цель – план – реализация плана – контроль – оценка – рефлексия.
Использовала на уроке следующие методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формами обучения мной были выбраны – фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Теоретические знания опирались и подкреплялись практическими заданиями.
1 этап урока «Мотивационный»: включал в себя релаксацию, создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Формировались такие УУД, как: личностные – формирование положительного отношения к процессу познания, регулятивные -- нацеливание на успешную деятельность, коммуникативные – умение слушать и слышать.
Минутка чистописания – обязательный элемент урока русского языка в данном УМК. Формируются предметные навыки: писать красиво, правильно, умение характеризовать звуки русского языка,
Орфографическая минутка - формировались предметные умения по разделу морфемика ( различать родственные слова , части слова); познавательные – учебно-познавательный интерес к учеб. процессу, умение пользоваться словарями, умение извлекать информацию из схемы; коммуникативные – слушать своих товарищей, высказывать свою точку зрения.
На этапе самоопределения учебной деятельности и актуализации знаний было предложено выявить признаки изучаемой части речи. В результате заполнили «копилку знаний » об имени существительном. Были проведены след. виды работ (словарная работа, и работа с предложением)
Формировались :личностные УУД- ценностное отношение видеть и признавать свои ошибки; метапредметные УУД: Р.- сохранять и удерживать учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, оценивать правильность выполнения действий, вырабатывать критерии оценки своих действий диалоге с учителем, контролировать результат действия; П.- умение обобщать, строить речевое высказывание в устной форме, К. –умение слушать и слышать собеседника. Также и предметные умения по разделам: морфология, синтаксис, орфография
Чтобы сменить вид деятельности, была проведена физкультминутка.
На этапе выявления нового знания уч-ся смогли сделать новое открытие, познакомиться с новым признаком им. сущ-ого. Формируются УУД: личностые (учебно-познават. интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи). Метапредметные: Планирование достижения цели – регулятивные УУД , осуществлять сравнение, классификацию, делать выводы на основе обобщения- познавательные УУД, слушать своего товарища, умение договариваться и приходить к единому решению в совместной деятельности.
На этапе усвоения новых знаний была проведена групповая работа, т. к. наполняемость наших классов маленькая, группа получилась одна - из трех человек, и в ходе выполнения уч. задачи (разделить все слова по родам)в группе работало 3 человека, каждый из учащихся выполнял отдельное задание, а один( более слабый) индивидуально за компьютером с облегчённым вариантом задания. Опираясь на правило – уч-ся справились с предложенной учебной задачей. На данном этапе использован учебник, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним;
Формируются УУД общеучебные и коммуникативные.
На этапе рефлексии для создания ситуации успеха предложила парную работу, т.к. дети разноуровневые , двое детей читают слабо и невнимательно. Они работали в паре с более с сильными уч-ся.
.Характер домашнего задания - творческий, закрепляющий, развивающий его посильность).
На каждом этапе самостоятельной работы проводился пошаговый контроль и самооценка: отметочная, выставляемая в листе самооценки.
В уроке прослеживаются: проблемность,
-доступность
-наглядность
-индивидуальный и дифференцированный подход
-работа в зоне ближайшего развития
-самостоятельность
поиск
-активность уч-ся
-пошаговый контроль и оценивание
-формирование личностных, метапредметных, коммуникативных УУД
Урок прошёл живо, плодотворно. Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания до подведения итогов.
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге урок достиг своей цели. На следующих уроках мы продолжим изучение рода им. сущ-го , будем исследовать новые способы определения рода у им. сущ-х.