kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100" "Разделительный мягкий знак" в соответствии с требованиями ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок будет полезен учителям, молодым специалистам, работающим по ФГОС и по программе ОС "Школа 2100". Урок построен с использованием проблемно-диалогической технологии. Конспект урока записан в форме технологической таблицы, где отдельно прописаны действия, речь учителя и виды деятельности учащихся. Отдельно на каждом этапе работы прописаны универсальные учебные действия, формируемые учителем у учащихся. На уроке использована групповая, парная работа и работа по карточкам индивидуального характера. На этапе рефлексии представлены вопросы для самооценивания. Открытый урок по этой теме был высоко оценен учителями творческой группы на семинаре муниципального уровня.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100" "Разделительный мягкий знак" в соответствии с требованиями ФГОС »

Конспект урока русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак» во 2 классе

учителя начальных классов первой квалификационной категории

МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области»

Пискун Натальи Александровны.



Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС» на базе МОУ «Гимназия»









Русский язык, 2 класс. Тема: Правописание слов с разделительным «ъ».


Цель:

развитие умений определять на слух звук [й’] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным «ъ» и различать написания с разделительным «ъ» и разделительным «ь».


Задачи:

─ развивать познавательную, эмоциональную и творческую сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;

─воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе, в паре.


Тип урока: открытие нового знания.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.


Планируемые результаты:

предметные:

ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь» разделительных знаков по алгоритму.


Универсальные учебные действия:

Личностные:

─проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

─понимает причины успеха в учебной деятельности.


Регулятивные:

─определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,

─учится работать по предложенному учителем плану,

─оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.


Познавательные:

─использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ»,

─делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,

─составляет алгоритм действий под руководством учителя,

─наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.


Коммуникативные:

─слушает и понимает речь других,

─договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.



Педагогические технологии:

─проблемно-диалогическое обучение;

─деятельностно-поисковое обучение;

─здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому, физминутки.)


Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева; дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 2 класс, Л.Ю Комиссарова; тетрадь по чистописанию 2 класс, М.А.Яковлева; рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса, Н.А.Исаева; проектор, компьютер, экран, презентация «Разделительный твёрдый знак», карточки с заданиями для групп, карточки с заданиями для работы в парах, карточки для индивидуальной работы.




Технологическая карта урока русского языка « Разделительный ъ»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия


1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.










Приветствует гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло!



Проверяет готовность учеников к уроку, эмоционально настраивает их на работу.


Вновь звонок нас всех зовёт.

Что ж, друзья мои, вперёд!

Пенал, учебник и тетрадь

Вас устали ожидать

И рады встрече с вами снова…

А вы к открытиям готовы?




Подготовка к работе.









Включение в деловой ритм.









Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


2.Актуализация знаний.









─Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату)

─Какую запись должны сделать дальше? («Классная работа»).


Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.


─Прочитайте слово, записанное в транскрипции.

─Какое значение у слова «подъезд»?



─Чем оно интересно?


─О чём говорит нам звук [ й’] в середине слова?

─Запишите это слово буквами.



─Какое возникло затруднение? (Не знаем, какую букву написать вместо звука [й’] в середине слова.


─Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?


─Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Комментируют запись числа.


Проговаривают и подчеркивают орфограммы.




Называют слово и объясняют значение.

















Наблюдают за звуками в слове, делают выводы.


Пробуют записать слово, встречаются с разногласием, какую букву писать вместо звука [й’].






Возникает проблемная ситуация.


Предлагают разные варианты написания слова.

─Не знаем, в каких случаях пишется разделительный «ъ».


Определяют тему урока.






Познавательные УУД:

развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков.





Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.










Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.


Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы.



3.Постановка учебной проблемы.









Организует работу в парах.

─Давайте заполним таблицу. Выполните её в парах.

─Отметьте то, что вы уже знаете знаком «+», а то, что мы ещё не изучали, знаком «?».


─Итак, что вы уже знаете?


─А что же вы хотите узнать? Составьте план урока.



─Итак, тема урока ясна: «Разделительный «ъ».

Запишите тему в тетрадь.




Работают в парах.

Отмечают знаком «+», что уже знают и знаком «?», что хотят узнать.










─Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. В этих словах слышится звук [й’].





─Когда пишется разделительный «ъ», после каких букв и перед какими буквами, в какой части слова.



Ещё раз читают пункты плана.









Записывают в тетради тему урока.


Коммуникативные УУД:

развиваем умение работать в парах.



















Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).


4.Построение проекта выхода из затруднения. Планирование деятельности.



































Организует работу в тетради по чистописанию (стр.50 урок 118).

─Предлагаю потренироваться писать соединения с «ъ», ведь нам сегодня встретятся слова с ним. Каждое соединение записать один раз.



Организует коммуникативное воздействие для построения нового способа действия.


─Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

─У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.


А план работы такой.


1. Прочитать слова.

2. Обратить внимание на выделенные буквы.

3. Посмотреть, где стоит разделительный «ъ».

4. Сформулировать правило написания разделительного «ъ»..


─Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

─Сколько правил у нас получится?


Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.


─Слушаем результаты работы групп.

─На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?










Пишут соединения с «ъ».











Исследуют проблемную ситуацию.








Внимательно слушают задания.








Делятся на группы.











Работают по плану, высказывают в группе своё мнение, слушают других.


















Коммуникативные УУД:

развиваем умение работать в группах.




Познавательные УУД:

Логические универсальные действия

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;


Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

5.Открытие новых знаний.










1. Задание для первой группы - определение местоположения в слове «ъ».

На карточке записаны слова в двух столбиках. Нужно в словах каждого столбика выделить корни. Понаблюдать, в какой части слова пишется разделительный «ь», а где разделительный «ъ». Сделать выводы.


─Назовите корни слов в первом столбике.

─Какой разделительный знак записан в корне?

─Назовите корни слов во втором столбике.

─Что вы можете сказать об этих словах?

─С помощью чего образовались эти однокоренные слова?

─Какой разделительный знак записан между корнем и приставкой?

─Сделайте вывод, после какой части слова пишется разделительный «ъ».



─Заполним соответствующую строчку в таблице (в парах).


Проводит физминутку.

─Вспомним, какие бывают приставки!



С ПРИ - приставкою – присесть,
С ПО - приставкою – подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой – посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА – зарядку завершать.
















Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах.

Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками.


Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок и перед корнем.

Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.



Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.



















Выполняют движения по заданию в стихотворении.






Познавательные УУД:

Логические универсальные действия

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;























Познавательные УУД:

Логические универсальные действия

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;



2. Задание для второй группы - определение букв, после которых пишется разделительный «ъ».

На карточке записаны слова. Подумайте, чем они интересны? Выделите в словах приставки. Понаблюдайте, после каких букв написан разделительный «ъ». Сделайте вывод об этом.



─Что общего у этих слов? (Корень).как их можно назвать? (Однокоренные).

─Почему слова разделены на две группы? (В одной не пишется «ъ», в другой группе слов он есть.

─Сделайте вывод, на какую букву должна заканчиваться приставка, чтобы после неё писался «ъ».



─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.




Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах.

Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками.








Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.



Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву.




Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.


3. Задание для третьей группы - определение букв, перед которыми пишется разделительный «ъ».

На карточке записаны слова. В них нужно выделить приставки и понаблюдать, перед какими буквами написан разделительный «ъ».

Сделать вывод об этом.



─Произнесите данные слова.

Ч─то вы заметили общего в них? (Есть звук [ й’].)

─За какими буквами он «скрывается»? (За буквами е, ё, ю, я.)

Сделайте вывод: для чего нужен разделительный «ъ»?




─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.




Выделяют в словах приставки, наблюдают, перед какими буквами написан «ъ».


Делают вывод о том, что разделительный «ъ» пишется перед гласными е, ё, ю, я , с которых начинается корень.





Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.




Отделяет буквы согласных от букв гласных и является сигналом для произношения звука [ й’] после согласного.





Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.


6.Развитие применения умений.










─Сколько правил мы открыли?

─Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.


─Сравним наши правила с правилами учебника (стр.122).

─Всё ли мы сделали правильно?



Повторяют правила написания разделительного «ъ».










Сравнивают свои открытия с правилом в учебнике.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

7. Закрепление способа действий.

1. Фиксирует новое учебное действие во внешней речи.

─Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?

─Как вы теперь напишите это слово?


2. Выясняет понимание задания.


Выполните упражнение 208, стр.122 в учебнике.

Упражнение в дидактическом пособии по вариантам:

1-ый вариант: 1 и 2 предложения из упр.201 в пособии;

2-ой вариант: 3 и 4 предложения.


3. Организует индивидуальную работу с сильными учащимися.

─На карточках записаны слова с ошибками. Нужно исправить, доказать.





Вспоминают затруднение, возникшее в начале урока.


Рассказывают правила, применяют к

слову «подъезд». Выбирают для написания в слове «ъ».
















Выполняют упражнение письменно в тетради, один ученик работает у доски, объясняет выбор букв.




Работают по индивидуальным карточкам.
















Познавательные УУД:

развиваем умения применять полученную информацию, анализировать. делать выводы, выявлять сущность, особенности объектов.




8.Рефлексия деятельности.









Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ:


Знак твёрдый, разделительный,

Он – строгий, рассудительный.

Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Хотя и очень скромный сам.

С приставкой на согласную

Он дружит с давних пор,

И перед ним лишь гласные

Стоят, как на подбор.

Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.



Организует просмотр видео (стих.о Ъ)


Организует рефлексию.


─Какое открытие мы сегодня сделали?

──Вставьте в правила пропущенные слова.


──Для чего нам понадобились эти правила?


─Как нам удалось открыть правила?

─Как вы думаете, нужно ли нам к этой теме ещё вернуться? Для чего?

─На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным «ъ».

─Оцените себя с помощью таблицы.

Выставляет отметки.

─Кому бы вы сегодня поставили пять за работу на уроке? ─Почему?


Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
























Отвечают, приводят примеры из упражнений.


Выполняют самооценку по таблице.







─Не смогли выбрать знак и записать слово.


─Мы работали в группах, выполняли задание.



Дают словесную оценку и цветовую.













Помогают учителю выставить отметки за урок тем, кто отвечал и работал, оценивая одноклассников и себя.
















Регулятивные УУД:

развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция.

9.Альтернативное домашнее задание с комментированием.



Дома по выбору:

  • упр.200 ,стр. 87 в пособии, или найти и записать две пословицы с разделительными «ь» и «ъ»;

  • выучить правило на стр.122.












Записывают задания по выбору в дневник.


Личностные УУД:

исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пискун Наталья Александровна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141188


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства