развитие умений определять на слух звук [й’] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным «ъ» и различать написания с разделительным «ъ» и разделительным «ь».
─ развивать познавательную, эмоциональную и творческую сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;
─воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе, в паре.
ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь» разделительных знаков по алгоритму.
─понимает причины успеха в учебной деятельности.
─оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.
─использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ»,
─наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.
─договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.
─здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому, физминутки.)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Приветствует гостей. Мы рады приветствовать вас в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше. но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень тепло! Проверяет готовность учеников к уроку, эмоционально настраивает их на работу. Вновь звонок нас всех зовёт. Что ж, друзья мои, вперёд! Пенал, учебник и тетрадь Вас устали ожидать И рады встрече с вами снова… А вы к открытиям готовы? | Подготовка к работе. Включение в деловой ритм. | Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2.Актуализация знаний. | ─Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату) ─Какую запись должны сделать дальше? («Классная работа»). Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации. ─Прочитайте слово, записанное в транскрипции. ─Какое значение у слова «подъезд»? ─Чем оно интересно? ─О чём говорит нам звук [ й’] в середине слова? ─Запишите это слово буквами. ─Какое возникло затруднение? (Не знаем, какую букву написать вместо звука [й’] в середине слова. ─Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? ─Как вы думаете, какая тема нашего урока? | Комментируют запись числа. Проговаривают и подчеркивают орфограммы. Называют слово и объясняют значение. Наблюдают за звуками в слове, делают выводы. Пробуют записать слово, встречаются с разногласием, какую букву писать вместо звука [й’]. Возникает проблемная ситуация. Предлагают разные варианты написания слова. ─Не знаем, в каких случаях пишется разделительный «ъ». Определяют тему урока. | Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков. Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом. Коммуникативные УУД: развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы. |
3.Постановка учебной проблемы. | Организует работу в парах. ─Давайте заполним таблицу. Выполните её в парах. ─Отметьте то, что вы уже знаете знаком «+», а то, что мы ещё не изучали, знаком «?». ─Итак, что вы уже знаете? ─А что же вы хотите узнать? Составьте план урока. ─Итак, тема урока ясна: «Разделительный «ъ». Запишите тему в тетрадь. | Работают в парах. Отмечают знаком «+», что уже знают и знаком «?», что хотят узнать. ─Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. В этих словах слышится звук [й’]. ─Когда пишется разделительный «ъ», после каких букв и перед какими буквами, в какой части слова. Ещё раз читают пункты плана. Записывают в тетради тему урока. | Коммуникативные УУД: развиваем умение работать в парах. Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Планирование деятельности. | Организует работу в тетради по чистописанию (стр.50 урок 118). ─Предлагаю потренироваться писать соединения с «ъ», ведь нам сегодня встретятся слова с ним. Каждое соединение записать один раз. Организует коммуникативное воздействие для построения нового способа действия. ─Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? ─У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. 1. Прочитать слова. 2. Обратить внимание на выделенные буквы. 3. Посмотреть, где стоит разделительный «ъ». 4. Сформулировать правило написания разделительного «ъ».. ─Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? ─Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. ─Слушаем результаты работы групп. ─На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? | Пишут соединения с «ъ». Исследуют проблемную ситуацию. Внимательно слушают задания. Делятся на группы. Работают по плану, высказывают в группе своё мнение, слушают других. | Коммуникативные УУД: развиваем умение работать в группах. Познавательные УУД: Логические универсальные действия - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Коммуникативные УУД: развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. |
5.Открытие новых знаний. | 1. Задание для первой группы - определение местоположения в слове «ъ». На карточке записаны слова в двух столбиках. Нужно в словах каждого столбика выделить корни. Понаблюдать, в какой части слова пишется разделительный «ь», а где разделительный «ъ». Сделать выводы. ─Назовите корни слов в первом столбике. ─Какой разделительный знак записан в корне? ─Назовите корни слов во втором столбике. ─Что вы можете сказать об этих словах? ─С помощью чего образовались эти однокоренные слова? ─Какой разделительный знак записан между корнем и приставкой? ─Сделайте вывод, после какой части слова пишется разделительный «ъ». ─Заполним соответствующую строчку в таблице (в парах). Проводит физминутку. ─Вспомним, какие бывают приставки! С ПРИ - приставкою – присесть, С ПО - приставкою – подняться, С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть, С ПО - приставкой – посмеяться, С ВЫ – вытягиваем руки, С О – опустим их опять. Вот и все настало время С ЗА – зарядку завершать. | Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах. Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками. Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок и перед корнем. Озвучивают всем задание и результаты наблюдений. Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице. Выполняют движения по заданию в стихотворении. | Познавательные УУД: Логические универсальные действия - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Познавательные УУД: Логические универсальные действия - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; |
2. Задание для второй группы - определение букв, после которых пишется разделительный «ъ». На карточке записаны слова. Подумайте, чем они интересны? Выделите в словах приставки. Понаблюдайте, после каких букв написан разделительный «ъ». Сделайте вывод об этом. ─Что общего у этих слов? (Корень).как их можно назвать? (Однокоренные). ─Почему слова разделены на две группы? (В одной не пишется «ъ», в другой группе слов он есть. ─Сделайте вывод, на какую букву должна заканчиваться приставка, чтобы после неё писался «ъ». ─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали. | Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах. Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками. Озвучивают всем задание и результаты наблюдений. Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву. Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице. |
3. Задание для третьей группы - определение букв, перед которыми пишется разделительный «ъ». На карточке записаны слова. В них нужно выделить приставки и понаблюдать, перед какими буквами написан разделительный «ъ». Сделать вывод об этом. ─Произнесите данные слова. Ч─то вы заметили общего в них? (Есть звук [ й’].) ─За какими буквами он «скрывается»? (За буквами е, ё, ю, я.) Сделайте вывод: для чего нужен разделительный «ъ»? ─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали. | Выделяют в словах приставки, наблюдают, перед какими буквами написан «ъ». Делают вывод о том, что разделительный «ъ» пишется перед гласными е, ё, ю, я , с которых начинается корень. Озвучивают всем задание и результаты наблюдений. ─Отделяет буквы согласных от букв гласных и является сигналом для произношения звука [ й’] после согласного. Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице. |
6.Развитие применения умений. | ─Сколько правил мы открыли? ─Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. ─Сравним наши правила с правилами учебника (стр.122). ─Всё ли мы сделали правильно? | Повторяют правила написания разделительного «ъ». Сравнивают свои открытия с правилом в учебнике. | Регулятивные УУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата). |
7. Закрепление способа действий. | 1. Фиксирует новое учебное действие во внешней речи. ─Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? ─Как вы теперь напишите это слово? 2. Выясняет понимание задания. Выполните упражнение 208, стр.122 в учебнике. Упражнение в дидактическом пособии по вариантам: 1-ый вариант: 1 и 2 предложения из упр.201 в пособии; 2-ой вариант: 3 и 4 предложения. 3. Организует индивидуальную работу с сильными учащимися. ─На карточках записаны слова с ошибками. Нужно исправить, доказать. | Вспоминают затруднение, возникшее в начале урока. Рассказывают правила, применяют к слову «подъезд». Выбирают для написания в слове «ъ». Выполняют упражнение письменно в тетради, один ученик работает у доски, объясняет выбор букв. Работают по индивидуальным карточкам. | Познавательные УУД: развиваем умения применять полученную информацию, анализировать. делать выводы, выявлять сущность, особенности объектов. |
8.Рефлексия деятельности. | Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ: Знак твёрдый, разделительный, Он – строгий, рассудительный. Молчаливый твёрдый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Хотя и очень скромный сам. С приставкой на согласную Он дружит с давних пор, И перед ним лишь гласные Стоят, как на подбор. Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я. Организует просмотр видео (стих.о Ъ) Организует рефлексию. ─Какое открытие мы сегодня сделали? ──Вставьте в правила пропущенные слова. ──Для чего нам понадобились эти правила? ─Как нам удалось открыть правила? ─Как вы думаете, нужно ли нам к этой теме ещё вернуться? Для чего? ─На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным «ъ». ─Оцените себя с помощью таблицы. Выставляет отметки. ─Кому бы вы сегодня поставили пять за работу на уроке? ─Почему? | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. Отвечают, приводят примеры из упражнений. Выполняют самооценку по таблице. ─Не смогли выбрать знак и записать слово. ─Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. Помогают учителю выставить отметки за урок тем, кто отвечал и работал, оценивая одноклассников и себя. | Регулятивные УУД: развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция. |
9.Альтернативное домашнее задание с комментированием. | Дома по выбору: упр.200 ,стр. 87 в пособии, или найти и записать две пословицы с разделительными «ь» и «ъ»; выучить правило на стр.122. | Записывают задания по выбору в дневник. | Личностные УУД: исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор. |