kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100" "Разделительный мягкий знак" в соответствии с требованиями ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок будет полезен учителям, молодым специалистам, работающим по ФГОС и по программе ОС "Школа 2100". Урок построен с использованием проблемно-диалогической технологии. Конспект урока записан в форме технологической таблицы, где отдельно прописаны действия, речь учителя и виды деятельности учащихся. Отдельно на каждом этапе работы прописаны универсальные учебные действия, формируемые учителем у учащихся. На уроке использована групповая, парная работа и работа по карточкам индивидуального характера. На этапе рефлексии представлены вопросы для самооценивания. Открытый урок по этой теме был высоко оценен учителями творческой группы на семинаре муниципального уровня.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100" "Разделительный мягкий знак" в соответствии с требованиями ФГОС »

Конспект урока русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак» во 2 классе

учителя начальных классов первой квалификационной категории

МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области»

Пискун Натальи Александровны.



Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС» на базе МОУ «Гимназия»









Русский язык, 2 класс. Тема: Правописание слов с разделительным «ъ».


Цель:

развитие умений определять на слух звук [й’] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным «ъ» и различать написания с разделительным «ъ» и разделительным «ь».


Задачи:

─ развивать познавательную, эмоциональную и творческую сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;

─воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе, в паре.


Тип урока: открытие нового знания.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.


Планируемые результаты:

предметные:

ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь» разделительных знаков по алгоритму.


Универсальные учебные действия:

Личностные:

─проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

─понимает причины успеха в учебной деятельности.


Регулятивные:

─определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,

─учится работать по предложенному учителем плану,

─оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.


Познавательные:

─использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ»,

─делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,

─составляет алгоритм действий под руководством учителя,

─наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.


Коммуникативные:

─слушает и понимает речь других,

─договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.



Педагогические технологии:

─проблемно-диалогическое обучение;

─деятельностно-поисковое обучение;

─здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому, физминутки.)


Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева; дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 2 класс, Л.Ю Комиссарова; тетрадь по чистописанию 2 класс, М.А.Яковлева; рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса, Н.А.Исаева; проектор, компьютер, экран, презентация «Разделительный твёрдый знак», карточки с заданиями для групп, карточки с заданиями для работы в парах, карточки для индивидуальной работы.




Технологическая карта урока русского языка « Разделительный ъ»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия


1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.










Приветствует гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло!



Проверяет готовность учеников к уроку, эмоционально настраивает их на работу.


Вновь звонок нас всех зовёт.

Что ж, друзья мои, вперёд!

Пенал, учебник и тетрадь

Вас устали ожидать

И рады встрече с вами снова…

А вы к открытиям готовы?




Подготовка к работе.









Включение в деловой ритм.









Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


2.Актуализация знаний.









─Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату)

─Какую запись должны сделать дальше? («Классная работа»).


Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.


─Прочитайте слово, записанное в транскрипции.

─Какое значение у слова «подъезд»?



─Чем оно интересно?


─О чём говорит нам звук [ й’] в середине слова?

─Запишите это слово буквами.



─Какое возникло затруднение? (Не знаем, какую букву написать вместо звука [й’] в середине слова.


─Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?


─Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Комментируют запись числа.


Проговаривают и подчеркивают орфограммы.




Называют слово и объясняют значение.

















Наблюдают за звуками в слове, делают выводы.


Пробуют записать слово, встречаются с разногласием, какую букву писать вместо звука [й’].






Возникает проблемная ситуация.


Предлагают разные варианты написания слова.

─Не знаем, в каких случаях пишется разделительный «ъ».


Определяют тему урока.






Познавательные УУД:

развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков.





Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.










Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.


Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы.



3.Постановка учебной проблемы.









Организует работу в парах.

─Давайте заполним таблицу. Выполните её в парах.

─Отметьте то, что вы уже знаете знаком «+», а то, что мы ещё не изучали, знаком «?».


─Итак, что вы уже знаете?


─А что же вы хотите узнать? Составьте план урока.



─Итак, тема урока ясна: «Разделительный «ъ».

Запишите тему в тетрадь.




Работают в парах.

Отмечают знаком «+», что уже знают и знаком «?», что хотят узнать.










─Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. В этих словах слышится звук [й’].





─Когда пишется разделительный «ъ», после каких букв и перед какими буквами, в какой части слова.



Ещё раз читают пункты плана.









Записывают в тетради тему урока.


Коммуникативные УУД:

развиваем умение работать в парах.



















Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).


4.Построение проекта выхода из затруднения. Планирование деятельности.



































Организует работу в тетради по чистописанию (стр.50 урок 118).

─Предлагаю потренироваться писать соединения с «ъ», ведь нам сегодня встретятся слова с ним. Каждое соединение записать один раз.



Организует коммуникативное воздействие для построения нового способа действия.


─Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

─У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.


А план работы такой.


1. Прочитать слова.

2. Обратить внимание на выделенные буквы.

3. Посмотреть, где стоит разделительный «ъ».

4. Сформулировать правило написания разделительного «ъ»..


─Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

─Сколько правил у нас получится?


Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.


─Слушаем результаты работы групп.

─На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?










Пишут соединения с «ъ».











Исследуют проблемную ситуацию.








Внимательно слушают задания.








Делятся на группы.











Работают по плану, высказывают в группе своё мнение, слушают других.


















Коммуникативные УУД:

развиваем умение работать в группах.




Познавательные УУД:

Логические универсальные действия

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;


Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

5.Открытие новых знаний.










1. Задание для первой группы - определение местоположения в слове «ъ».

На карточке записаны слова в двух столбиках. Нужно в словах каждого столбика выделить корни. Понаблюдать, в какой части слова пишется разделительный «ь», а где разделительный «ъ». Сделать выводы.


─Назовите корни слов в первом столбике.

─Какой разделительный знак записан в корне?

─Назовите корни слов во втором столбике.

─Что вы можете сказать об этих словах?

─С помощью чего образовались эти однокоренные слова?

─Какой разделительный знак записан между корнем и приставкой?

─Сделайте вывод, после какой части слова пишется разделительный «ъ».



─Заполним соответствующую строчку в таблице (в парах).


Проводит физминутку.

─Вспомним, какие бывают приставки!



С ПРИ - приставкою – присесть,
С ПО - приставкою – подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой – посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА – зарядку завершать.
















Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах.

Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками.


Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок и перед корнем.

Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.



Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.



















Выполняют движения по заданию в стихотворении.






Познавательные УУД:

Логические универсальные действия

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;























Познавательные УУД:

Логические универсальные действия

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;



2. Задание для второй группы - определение букв, после которых пишется разделительный «ъ».

На карточке записаны слова. Подумайте, чем они интересны? Выделите в словах приставки. Понаблюдайте, после каких букв написан разделительный «ъ». Сделайте вывод об этом.



─Что общего у этих слов? (Корень).как их можно назвать? (Однокоренные).

─Почему слова разделены на две группы? (В одной не пишется «ъ», в другой группе слов он есть.

─Сделайте вывод, на какую букву должна заканчиваться приставка, чтобы после неё писался «ъ».



─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.




Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах.

Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками.








Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.



Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву.




Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.


3. Задание для третьей группы - определение букв, перед которыми пишется разделительный «ъ».

На карточке записаны слова. В них нужно выделить приставки и понаблюдать, перед какими буквами написан разделительный «ъ».

Сделать вывод об этом.



─Произнесите данные слова.

Ч─то вы заметили общего в них? (Есть звук [ й’].)

─За какими буквами он «скрывается»? (За буквами е, ё, ю, я.)

Сделайте вывод: для чего нужен разделительный «ъ»?




─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.




Выделяют в словах приставки, наблюдают, перед какими буквами написан «ъ».


Делают вывод о том, что разделительный «ъ» пишется перед гласными е, ё, ю, я , с которых начинается корень.





Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.




Отделяет буквы согласных от букв гласных и является сигналом для произношения звука [ й’] после согласного.





Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.


6.Развитие применения умений.










─Сколько правил мы открыли?

─Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.


─Сравним наши правила с правилами учебника (стр.122).

─Всё ли мы сделали правильно?



Повторяют правила написания разделительного «ъ».










Сравнивают свои открытия с правилом в учебнике.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

7. Закрепление способа действий.

1. Фиксирует новое учебное действие во внешней речи.

─Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?

─Как вы теперь напишите это слово?


2. Выясняет понимание задания.


Выполните упражнение 208, стр.122 в учебнике.

Упражнение в дидактическом пособии по вариантам:

1-ый вариант: 1 и 2 предложения из упр.201 в пособии;

2-ой вариант: 3 и 4 предложения.


3. Организует индивидуальную работу с сильными учащимися.

─На карточках записаны слова с ошибками. Нужно исправить, доказать.





Вспоминают затруднение, возникшее в начале урока.


Рассказывают правила, применяют к

слову «подъезд». Выбирают для написания в слове «ъ».
















Выполняют упражнение письменно в тетради, один ученик работает у доски, объясняет выбор букв.




Работают по индивидуальным карточкам.
















Познавательные УУД:

развиваем умения применять полученную информацию, анализировать. делать выводы, выявлять сущность, особенности объектов.




8.Рефлексия деятельности.









Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ:


Знак твёрдый, разделительный,

Он – строгий, рассудительный.

Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Хотя и очень скромный сам.

С приставкой на согласную

Он дружит с давних пор,

И перед ним лишь гласные

Стоят, как на подбор.

Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.



Организует просмотр видео (стих.о Ъ)


Организует рефлексию.


─Какое открытие мы сегодня сделали?

──Вставьте в правила пропущенные слова.


──Для чего нам понадобились эти правила?


─Как нам удалось открыть правила?

─Как вы думаете, нужно ли нам к этой теме ещё вернуться? Для чего?

─На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным «ъ».

─Оцените себя с помощью таблицы.

Выставляет отметки.

─Кому бы вы сегодня поставили пять за работу на уроке? ─Почему?


Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
























Отвечают, приводят примеры из упражнений.


Выполняют самооценку по таблице.







─Не смогли выбрать знак и записать слово.


─Мы работали в группах, выполняли задание.



Дают словесную оценку и цветовую.













Помогают учителю выставить отметки за урок тем, кто отвечал и работал, оценивая одноклассников и себя.
















Регулятивные УУД:

развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция.

9.Альтернативное домашнее задание с комментированием.



Дома по выбору:

  • упр.200 ,стр. 87 в пособии, или найти и записать две пословицы с разделительными «ь» и «ъ»;

  • выучить правило на стр.122.












Записывают задания по выбору в дневник.


Личностные УУД:

исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пискун Наталья Александровна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141188

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства