Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Урок славянской письменности и культуры»
Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Урок славянской письменности и культуры»
Внеклассное мероприятие "Урок славянской письменности и культуры" проводится с целью рассказать учащимся о Дне славянской письменности и культуры, о жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия; развить интерес к изучению истории, филологии.
Воспитывает чувства патриотизма, гордости за богатство истории и духовной культуры; уважения к православной культуре. Развитие интереса учащихся к истории православия; учит умению общаться с представителями разных поколений и концессий .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: рассказать учащимся о Дне славянской письменности и культуры,
о жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия;
развивать интерес к изучению истории, филологии,
воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: литературная газета «День славянской письменности и
культуры», слайды «Памятники Кириллу и Мефодию в
разных странах и городах России»
Преподаватель: 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, славяне празднует День славянской письменности и культуры. В России этот праздник был возрождён в 1985 году и стал отмечаться ежегодно. А в 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Столицей праздника каждый год становится какой-нибудь новый населённый пункт. Праздник проходил в Москве, Коломне, Петербурге, Мурманске, Вологде, Великом Новгороде, Новосибирске, Ярославле, Смоленске и многих других городах.
Ведущий 1: Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских. Как известно, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солуни. Святой Мефодий сперва был воином, а затем, оставив мир, ушёл в монастырь. Его брат Константин (в монашестве Кирилл) был хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии в Константинополе, позже преподавал философию в Константинополе, поэтому имел прозвище Философ. Впоследствии он также удалился в монастырь. В монастыре было много иноков-славян, там братья и познали славянский язык. Они были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре.
Именно Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку, которая получила название глаголица. Ему помогал брат Мефодий. Они существенно изменили греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.
Ведущий 2: Глаголица состояла из 38 букв. Часть букв братья взяли из греческого алфавита, а часть придумали сами. Интересно, что для древнерусского человека само небо, солнце и весь мир были книгой, которую не всякому удавалось прочесть. В каждой букве было отражение окружающего мира: изгиб крыла, сплетение корней, лучи солнца. Каждая буква была неповторима. С помощью нового алфавита Кирилл и Мефодий переписали для своего народа несколько библейских книг. За создание славянской письменности братья были причислены к лику святых. А вот немецкое духовенство не хотело признавать славянское письмо. Почему?
Преподаватель: В те времена только еврейский, греческий и латынь были угодны.
Становление славянской письменности проходило с некоторыми трудностями. В дописьменный период славяне использовали узелковое письмо. Но «грамотой» узелков владели только кудесники, волхвы. Обычные люди общались при помощи чёрточек и зарубок. И сейчас в русском языке сохранились пословицы и поговорки, напоминающие о тех далёких временах. (Зарубить на носу. Завязать узелок на память).
Сначала на древнеславянском языке писались церковные книги. А потом стали появляться летописи и светские книги. Вспомните, пожалуйста, первые произведения письменности на Руси. Многие из них стали величайшими памятниками, рассказывающими о жизни славян. Это «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Изборник Святослава».
Вижу Русь!
Торжественно – сурово
Вслушиваясь в тёмную строку…
Так и есть,
Сначала было «Слово»
Это было «Слово о полку»…
Памятник святым Кириллу и Мефодию. Скульптор В.М. Клыков. 1992 г. Москва
Все славяне, хранящие православие и православную культуру, свято чтут равноапостольных Кирилла и Мефодия. Россия никогда не забывала их имен и всегда хранила память об их просветительном подвиге. Уже более тысячи лет во всех православных храмах России на каждой праздничной церковной службе святые Кирилл и Мефодий вспоминаются и прославляются как первые «учители словенские». Мы сегодня представим, как всё начиналось.
Ведущий 3: В 863 году в Византию прибыли послы князя Ростислава, просившего прислать для проповеди Евангелия христианских учителей. Было решено отправить к славянам Кирилла и Мефодия, именно они хорошо знали быт и нравы местного населения. За время пребывания в славянских землях солунские братья составили славянскую азбуку, сделали переводы главных книг Библии, всех четырёх Евангелий, Деяний апостолов, перевели многие другие книги и молитвы. Благодаря Кириллу и Мефодию славяне услышали слово Божие на родном языке. Братья также являются основателями первых училищ, в которых готовили новое поколение духовенства. Солунские братья обратили многих людей в христианскую веру. После смерти братьев их дело не пропало, распространять славянскую письменность стали их ученики. Они уже в Болгарии придумали вторую и главную славянскую азбуку и назвали её кириллицей. Она более простая и ясная. Эта азбука является основой русской азбуки. По названию двух первых букв называлась «Азбука».
Преподаватель: Предлагаю перенестись в далёкие времена и представить, как проходил урок в славянской школе, как церковный грамотей в старину учил детей:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.
Ведущий 1: Постепенно люди упрощали кириллицу. Сегодня мы пользуемся современным алфавитом. (Сколько букв в современном алфавите?).
До сих пор кириллицей в разных её вариантах пользуются в России, Болгарии, Чехии, Югославии. Но уже никак нельзя вспомнить, восстановить, почтить имена людей, от которых зависела судьба славянской письменности. Представьте, как в келье с утра до глубокой ночи сидел переписчик, медленно выводил замысловатые буквы и узоры. (Учащиеся инсценируют действие «Как создавались книги», чтец читает отрывок из стихотворения):
На девственном листе,
под узеньким окном,
Неспешно буковки выводит
он пером.
И ярко-чёрными рядами
Вставляет красную строку;
весёлыми цветами,
И разноцветными головками зверей,
И птиц невиданных фантазии своей,
Искусной вязью –
вдоволь есть сноровки,
Украсит он заставки и концовки
И заголовки все, -
ведь некуда спешить!
Порою труд прервёт,
чтоб луки заострить,
Перо гусиное, и глянет:
радость-солнце
Столпами падает на стол
через оконце.
(М.Богданович «Переписчик»).
Преподаватель: Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем огромного богатства. Почему? (Обложки книг украшались серебром, золотом, драгоценными камнями, в каждую книгу был вложен многолетний труд писца). Чернила для рукописи делали из чернильных орешков, вишнёвого клея, дубильных веществ, такие чернила отличались большой стойкостью. Известно, что одни рукописи писали кисточками, а другие – гусиными перьями.
Ведущий 2: Сегодня некоторые грамотеи могут подумать, что здорово было бы жить без письменности: не надо писать диктанты, сочинения, всякие заявления, объяснительные… Но тогда не было бы ни книг, ни афиш, ни открыток, ни писем, ни билетов.
Почитание просветителей славянских народов особенно усилилось в России в XIX веке. Этому способствовал целый ряд знаменательных юбилейных дат, а также участие русского народа в освободительном движении балканских народов. В 1862 году Россия праздновала 1000-летие своего исторического бытия. В «Повести временных лет» под 6370 годом (862 от Рождества Христова) говорится о начале правления династии Рюриковичей. Открытие праздника было приурочено к 8 сентября (по старому стилю[1]) — празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Этот день золотыми буквами вписан в отечественную историю, потому что 8 сентября 1380 года была одержана победа в битве на Куликовом поле.
Центральным событием этого празднования было открытие в Великом Новгороде замечательного памятника «Тысячелетие России». Этот памятник, созданный М.О. Микешиным, запечатлел в бронзе более ста выдающихся сынов и дочерей России: просветителей, государственных деятелей, военных и героев, а также деятелей культуры — писателей, художников, композиторов. Но первыми в ряду просветителей России изображены святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Святой Кирилл. Фреска церкви Апостола Петра. XIIIв. Болгария
Ведущий 3: В 1869 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Константина-Кирилла. Во всех славянских странах совершались торжественные службы славянским первоучителям, поэты посвящали им стихи, а композиторы составляли хвалебные песни в их честь и память. Церковный календарь сохранил точные сведения о дне кончины каждого из братьев. Святой Кирилл скончался 14 февраля (27 февраля по н. ст.) 869 года, а Мефодий — 6 апреля (19 апреля по н. ст.) 885 года. Почему же общая церковная память святых Кирилла и Мефодия празднуется 11 мая по православному церковному календарю (24 мая по н. ст.)? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о православной традиции Византии, ведь святые братья были византийскими православными миссионерами.
11 мая 330 года — день рождения и освящения Константинополя — Нового Рима. С этого дня начался отсчет византийской истории, и потому день 11 мая навсегда вписан в историю византийской культуры. Святые Кирилл и Мефодий — выдающиеся представители византийской православной культуры — послужили рождению славянской православной культуры, и потому их общая церковная память (главный церковный праздник в их честь) совершается 11 мая (24 мая по н. ст.). .
Преподаватель: В 1877 году началась война России с Турцией за освобождение балканских стран. Россия приняла самое активное участие в избавлении единоверного болгарского народа от турецкого владычества, а русская армия принесла на алтарь победы жизни множества своих лучших воинов. Единство двух православных народов было скреплено славянской кровью, пролитой у Дуная, на Шипке и под Плевной. 19 февраля (3 марта по григорианскому стилю) 1878 года под стенами Константинополя, в Сан-Стефано, был подписан мирный договор, который провозгласил «истину и свободу там, где до этого царили ложь и рабство».
Освобождение болгарского народа от османского ига породило празднование «Дня Кирилла и Мефодия» или, как называют этот день в Болгарии, «Праздника букв», именно потому, что национальное возрождение болгар в XIX веке напрямую связано с возрождением национальной письменности, школьного образования и болгарской культуры в целом. Но поскольку истоки родной культуры болгары всегда связывали с просветительной деятельностью святых Кирилла и Мефодия, то день их общей церковной памяти — 11 мая (по ст. ст.) — стал днем славяно-болгарского возрождения. «Вперед, народ возрожденный», — так начинается победный гимн, сложенный болгарами еще в эпоху османского ига.
Ведущий 1: В 1885 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Мефодия. Святейший Синод Русской Православной Церкви к этой дате разослал по всей России особое праздничное Послание, в котором говорилось о великом подвиге первоучителей славянских народов. П.И. Чайковский написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия.
С 1901 года по указанию Святейшего Синода Русской Православной Церкви 11 мая становится для многих учебных заведений России праздничным днем. К этому дню во многих школах заканчивались учебные занятия, служились торжественные молебны и проводились праздничные концерты и вечера.
После революции 1917 года память о Кирилле и Мефодии хранила лишь Церковь и русские слависты, занимавшиеся изучением кирилло-мефодиевского научного наследия.
Начиная с 1992 года, празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В этом году в Москве на Славянской площади был сооружен памятник святым братьям. Вот уже несколько лет 24 мая к этому памятнику направляются крестные ходы из московских храмов, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Ведущий 2: Вспоминая в День славянской письменности и культуры святых Кирилла и Мефодия, мы каждый год вновь и вновь обращаем свой благодарный взор к истокам богатейшего культурно-исторического наследия славянских народов, неотделимого от современной науки и культуры славян.
День славянской письменности и культуры — это праздник просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия
Ведущий 3: Подчеркивая великое значение трудов Константина Философа для просвещения наших предков, священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение истины» назвал его «духовным родителем русского народа».
На заслуги святых Кирилла и Мефодия перед славянской историографией указывал академик Д.С. Лихачев: «Взгляд на русскую историю как на часть мировой и чувство ответственности за весь мир стали также отличительной особенностью всех восточнославянских литератур и отчасти были унаследованы ими через единую литературу Древней Руси от славянских просветителей — Кирилла и Мефодия. Это им принадлежит мысль о единстве человечества и ответственности каждой страны, каждого народа в общечеловеческом устроении и просвещении, о служении каждой страны человечеству»[2].
Книги, переведенные, составленные и написанные Кириллом, Мефодием и их учениками, послужили тем прочным основанием, на котором в дальнейшем на протяжении двенадцати веков созидалось величественное здание славянской культуры. Поэтому день церковной памяти святых Кирилла и Мефодия стал всемирным праздником славянской письменности и культуры.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Почему День славянской письменности и культуры празднуется 24 мая?
Назовите даты кончины святых Кирилла и Мефодия — просветителей славян.
Какие юбилеи, связанные со святыми Кириллом и Мефодием, праздновал славянский мир в 20 столетии?
Кто из великих русских композиторов и когда написал музыку для гимна святым братьям Кириллу и Мефодию?
На какой площади в Москве и когда воздвигнут памятник святым Кириллу и Мефодию? Назовите имя скульптора.