Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Что такое окончание?"»
Номинация: Лучшая методическая разработка учителя-предметника
Тема: Урок русского языка в 5 классе «Что такое окончание?»
Учитель русского языка и литературы Абросимова Елена Григорьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старосаврушская основная общеобразовательная школа»
Что такое окончание?
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Задачи урока:
- сформировать понятие об окончании как наименьшей значимой части слова;
- систематизировать ранее изученное об окончании, познакомить с понятием «нулевое окончание»;
- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка; воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся научатся различать значимые и незначимые единицы языка, смогут разбираться в понятиях морфема, морфемика, понимать специфику окончания слова как формообразующей морфемы; определять грамматические значения окончаний в различных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе; развивать мотивацию к аналитической деятельности, способность к рефлексивной деятельности.
Метапредметные:
- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять, сравнивать, классифицировать и анализировать необходимую информацию из текста;
- регулятивные: учащиеся выработают умение управлять своей деятельностью, выявлять известное и неизвестное, разрабатывать алгоритм правописания, умение определить задачу, самостоятельно создавать способы ее решения;
- коммуникативные: учащиеся выработают умение вести коллективный диалог, работать в паре, группе; способность обосновать собственное мнение, проявлять уважение к иной точке зрения.
Личностные:
понимание значения полученных знаний в дальнейшем, сохранение мотиваций к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; формирование нравственной культуры.
- рабочие тетради, раздаточный материал – тексты, таблицы, карточки с заданиями;
- лист самооценки (см. Приложение).
Материально – технические:
- компьютер,
- мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Этап мотивации
Учитель: Здравствуйте, ребята! Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу: «Будет интересно!». Пусть этот урок принесет нам радость общения.
Отгадайте загадку:
Слово делится на части,
Ах! Какое это счастье.
Может каждый Грамотей
Создать слово из частей. (Слайд №1)
(Морфемика) (Слайд №2)
II. Формулирование темы и цели урока
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на рисунок (слайд №3). В стране «Морфемика» есть прекрасные острова и называются они..? (Приставка, корень, суффикс, окончание).
Мы сегодня продолжим путешествие по этой удивительной стране. И свой разговор о морфемах мы начнём… с конца. (С окончания). Наличие окончаний – один из главных признаков русского языка. Сформулируйте тему урока. (Запишите дату и тему).
- Скажите, а каковы цели урока? (Слайд 4)
1.Узнаем, что такое… окончание, для чего оно нужно.
2.Научимся …. находить и выделять окончание в слове.
3. Оценивать свои учебные действия.
Учитель: Правильно. Сегодня мы продолжим изучение нового раздела науки о языке изучением темы «Что такое окончание?».
III. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Мы в стране «Морфемика». Вспомним, что мы узнали о ней на прошлом уроке.(Слайды 5-8)
- Начнем работать по технике «Ромашка Блума».
1 лепесток (простые вопросы формулируют сами учащиеся по теме прошлого урока П. 70 «Морфема – наименьшая значимая часть слова, П.71. «Изменение и образование слов»):
Что такое морфемика? (Это наука о языке, которая изучает морфемы).
Что такое морфемы? (Морфемы-это значимые части слова, которые называются приставка, корень, суффикс, окончание).
Что такое однокоренные слова? (Однокоренные слова- это слова с различным лексическим значением. Например: лес, лесник, лесной).
Что такое формы слова? (При изменении слова получаются формы этого же слова. Изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым. Например: лес, лесу, лесом).
Отвечая, учащиеся делают записи на доске, а остальные учащиеся записывают примеры в тетрадях, выделяют корни.
- Не забудьте оценить себя за ответы.
- В конце урока мы откроем второй лепесток ромашки (уточняющие вопросы).
IV. Организация познавательной деятельности
Учитель: Молодцы. Это вы знали до сегодняшнего урока. Попробуем добавить новое к нашим знаниям.
1.Наблюдения за окончаниями существительных, прилагательных, глаголов.
-Какие значения имеет слово? (Лексические и грамматические)
- Можете ли вы что-то сказать о лексическом значении слова по его окончанию? (Нет)
-А о грамматическом значении? Например, что вы можете сказать о грамматическом значении слова, у которого окончание ЯЯ (Это слово-прилагательное, употреблено в форме им.п., ед.ч., ж.р.).
По окончанию АМ? (Это слово относится к существительным, употреблено в форме дат.п. мн. ч.)
По окончанию УТ (Это глагол 1 спряжения; употреблен в форме настоящего или будущего времени, мн. числа, 3-го лица и т.д.)
Учитель: По окончанию мы можем многое сказать о грамматическом значении слова, поэтому говорим:
- Что происходит с окончанием, когда мы склоняем существительные и прилагательные или спрягаем глаголы? (Окончания изменяются)
Вывод 2: Окончание-изменяемая часть слова.
- Что мы получаем при склонении существительных и прилагательных, при спряжении глаголов: новые однокоренные слова или формы одного и того же слова? (Формы слова)
Вывод 3: Окончания образуют формы слов.
3. Конструирование словосочетаний и предложений из слов мелодично, посвистывать, заросли, невидимый, птицы. (Работаем в группах. 1 группа составляет словосочетания, 2 группа-предложения. Запись на доске и в тетрадях учащихся). (Слайд 9)
Проверка по эталону.
Словосочетания: мелодично посвистывать, посвистывать в зарослях, невидимые птицы.
— Как связаны между собой части словосочетания? (По смыслу и грамматически.)
-При помощи чего зависимая часть словосочетания связывается с главной грамматически? (При помощи окончаний и предлогов.)
Значит, окончание служит для связи слов в словосочетании.
-Как связано зависимое слово с главным в первом словосочетании? (Только по смыслу.) Почему? (Потому что зависимое слово — наречие, оно не изменяется и окончания у него нет и быть не может.)
Вывод 4: Окончание служит для связи слов не только в словосочетании, но и в предложении.
(Обобщение результатов наблюдений, перечень признаков окончания как лингвистического понятия).
III. Работа над определением окончания. Чтение и запоминание формулировки определения по учебнику (см. с.6-7).
IV. Использование цифровых технологий. (Используется урок «Окончание» из РЭШ).
Учитель: Немного отдохнем. Посмотрим фрагмент интерактивного урока из российской электронной школы?
- Что нового узнали в материале урока из РЭШ?
Вывод : Не во всех словах есть окончания. Есть совершенно особенные слова, к которым никак не может присоединиться окончание. Никакое. Просто потому, что они не собираются меняться. Вот окончания и не пытаются к ним даже подойти! (слайд 12)
- Что это за слова? (Наблюдение над словосочетанием мелодично посвистывать)
Учитель: Речь, конечно, идёт о неизменяемых словах (предлогах, союзах, наречиях и др). В них отсутствуют окончания. Мы часто встречаемся с наречиями. Направо. Красиво. Давно. По-дружески. И так далее. С виду у этих слов есть что-то похожее на окончания. На самом деле все наречия окончаний не имеют.
-Прочитаем материал наблюдения в учебнике на стр.7. Данный материал нас учит правильной речи.
Нельзя сказать о неизменяемых словах: «Эти слова имеют окончания…». Правильнее выразиться так: «Эти слова оканчиваются на…».
Задание (словарная работа, стр 8 учебника. Ученик у доски)
Работа со словарными словами
- Ребята, давайте откроем учебники на стр 8. Что вы видите в правом верхнем углу в рамочке? (Словарные слова). Перепишите и подчеркните буквы, которые мы должны запомнить в этих словах. Выделите в них окончание.
Диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон.
-Проверим.
- Расскажите, что такое нулевое окончание? (слайд 14)
- Не забываем оценить себя.
- Проверим наш вывод, совпадает ли он с определением в учебнике?
- Откройте учебник на стр. 8. Прочитайте материал о нулевом окончании. (один ученик читает вслух).
5. Самостоятельная работа обучающихся. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.
1)Задание. «Не угоди в ловушку» (формирование умения выделять окончания в словах)
-Распределите слова в три столбика. (Работа в парах: 1 пара заполняет первый столбик, 1 пара-второй столбик, 1 пара-третий столбик. Проверка по эталону)
Задание: Спишите и выделите в словах все окончания, в том числе и нулевые. Заключите в овал неизменяемые слова, в которых нет окончания.
Упр. 384. – Задание: Просклоняйте письменно существительное четверг в единственном числе, а существительное место, дело – во множественном. Обозначьте окончания, в том числе и нулевые.
Учитель: Вернемся к ромашке Блума. Откроем второй лепесток (уточняющие вопросы), сформулируем уточняющие вопросы по теме урока и ответим на них:
1. Что такое окончание?
- Окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова.
2. Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Приведите примеры.
- Чтобы найти окончание слова, нужно изменить слово, например, зима, зиму, зимой.
3. А если слово не изменяется (как наречие)?
- Если слово не изменяется (как наречие), то у него нет окончания.
Этап рефлексии
Учитель: Подсчитайте количество баллов и выставьте себе итоговую оценку. Под итоговой оценкой есть опросник. Прочитайте предложения и подчеркните соответствующее слово.
На уроке я работал активно/ пассивно.
Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.
Урок для меня показался коротким/ длинным.
За урок я не устал/ устал.
Мое настроение стало лучше/ стало хуже.
Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен/ бесполезен, интересен/ скучен, легок/ труден.
Домашнее задание:
Упр. 384 (Спишите, выделяя окончания существительных. В прямом или переносном значении употреблено слово одичал? Выполните указанные виды разбора: торчат (1), оконный (3).
Упр. 385. (Опишите, что вы видите зимой из окна своего дома).
Напишите лингвистическую сказку по рисунку. Озаглавьте.
(Упр. 384 – выполняют все, 2 и 3 задание- одно из двух по выбору)
Список использованной литературы и интернет- ресурсов:
- Г.В.Цветкова. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой (и др.).- Волгоград:Учитель, 2014- 315 с.
- И.В.Текучева. Русский язык: контрольные и диагностические работы: К учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык». 5 класс/ Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 126 с. – (Новый учебно-методический комплект)
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс – 2-е изд. М.: ВАКО, 2014.- 416 с. – (В помощь школьному учителю)
- О.В.Волкова. Контрольно – диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе. Казань:РИЦ «Школа», 2015 – 172 с.
Словарная работа стр. 8 учебника (в рамочке словарные слова)
4
«Не угоди в ловушку» (умение выделять окончания в словах)
Оценка
Рефлексия:
Подсчитайте количество баллов и выставьте себе итоговую оценку. Под итоговой оценкой есть опросник. Прочитайте предложения и подчеркните соответствующее слово.
На уроке я работал активно/ пассивно.
Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.
Урок для меня показался коротким/ длинным.
За урок я не устал/ устал.
Мое настроение стало лучше/ стало хуже.
Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен/ бесполезен, интересен/ скучен, легок/ труден.
Задание 3.
Составьте словосочетания (1 группа) и предложения (2 группа) из слов
- Морфемика – это наука о языке, которая изучает морфемы.
- Что такое морфемы? Назовите их.
- Морфемы – это значимые части слова, которые называются приставка, корень, окончание.
- Что такое однокоренные слова? (Однокоренные слова- это слова с различным лексическим значением. Например: лес, лесник, лесной).
- Что такое формы слова? (При изменении слова получаются формы этого же слова. Изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым. Например: лес, лесу, лесом).
2) 2 лепесток (уточняющие вопросы):
1. Что такое окончание?
- Окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова.
2. Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Приведите примеры.
- Чтобы найти окончание слова, нужно изменить слово, например, зима, зиму, зимой.
3. А если слово не изменяется (как наречие)?
- Если слово не изменяется (как наречие), то у него нет окончания.