kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе "Что такое окончание?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лучшая методическая разработка учителя-предметника

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Что такое окончание?"»

Номинация: Лучшая методическая разработка учителя-предметника

Тема: Урок русского языка в 5 классе «Что такое окончание?»

Учитель русского языка и литературы Абросимова Елена Григорьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старосаврушская основная общеобразовательная школа»



Что такое окончание?

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Задачи урока:

- сформировать понятие об окончании как наименьшей значимой части слова;

- систематизировать ранее изученное об окончании, познакомить с понятием «нулевое окончание»;

- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка; воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся научатся различать значимые и незначимые единицы языка, смогут разбираться в понятиях морфема, морфемика, понимать специфику окончания слова как формообразующей морфемы; определять грамматические значения окончаний в различных частях речи: существительном, прилагательном, глаголе; развивать мотивацию к аналитической деятельности, способность к рефлексивной деятельности.

Метапредметные:

- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять, сравнивать, классифицировать и анализировать необходимую информацию из текста;

- регулятивные: учащиеся выработают умение управлять своей деятельностью, выявлять известное и неизвестное, разрабатывать алгоритм правописания, умение определить задачу, самостоятельно создавать способы ее решения;

- коммуникативные: учащиеся выработают умение вести коллективный диалог, работать в паре, группе; способность обосновать собственное мнение, проявлять уважение к иной точке зрения.

Личностные:

понимание значения полученных знаний в дальнейшем, сохранение мотиваций к учебной деятельности; интерес к новому учебному материалу; формирование нравственной культуры.

Ресурсы урока:

Учебно – методические:

-Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова «Русский язык». 5 класс» - М., Просвещение, 2015;

- рабочие тетради, раздаточный материал – тексты, таблицы, карточки с заданиями;

- лист самооценки (см. Приложение).

Материально – технические:

- компьютер,

- мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Этап мотивации

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу: «Будет интересно!». Пусть этот урок принесет нам радость общения.

Отгадайте загадку:

Слово делится на части,

Ах! Какое это счастье.

Может каждый Грамотей

Создать слово из частей. (Слайд №1)

(Морфемика) (Слайд №2)



II. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на рисунок (слайд №3). В стране «Морфемика» есть прекрасные острова и называются они..? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

Мы сегодня продолжим путешествие по этой удивительной стране. И свой разговор о морфемах мы начнём… с конца. (С окончания). Наличие окончаний – один из главных признаков русского языка. Сформулируйте тему урока. (Запишите дату и тему).


- Скажите, а каковы цели урока? (Слайд 4)

1.Узнаем, что такое… окончание, для чего оно нужно.

2.Научимся …. находить и выделять окончание в слове.

3. Оценивать свои учебные действия.

Учитель: Правильно. Сегодня мы продолжим изучение нового раздела науки о языке изучением темы «Что такое окончание?».


III. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Мы в стране «Морфемика». Вспомним, что мы узнали о ней на прошлом уроке.(Слайды 5-8)

- Начнем работать по технике «Ромашка Блума».

1 лепесток (простые вопросы формулируют сами учащиеся по теме прошлого урока П. 70 «Морфема – наименьшая значимая часть слова, П.71. «Изменение и образование слов»):

  1. Что такое морфемика? (Это наука о языке, которая изучает морфемы).

  2. Что такое морфемы? (Морфемы-это значимые части слова, которые называются приставка, корень, суффикс, окончание).

  3. Что такое однокоренные слова? (Однокоренные слова- это слова с различным лексическим значением. Например: лес, лесник, лесной).

  4. Что такое формы слова? (При изменении слова получаются формы этого же слова. Изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым. Например: лес, лесу, лесом).

Отвечая, учащиеся делают записи на доске, а остальные учащиеся записывают примеры в тетрадях, выделяют корни.

- Не забудьте оценить себя за ответы.

- В конце урока мы откроем второй лепесток ромашки (уточняющие вопросы).

IV. Организация познавательной деятельности

Учитель: Молодцы. Это вы знали до сегодняшнего урока. Попробуем добавить новое к нашим знаниям.

1.Наблюдения за окончаниями существительных, прилагательных, глаголов.

-Какие значения имеет слово? (Лексические и грамматические)

- Можете ли вы что-то сказать о лексическом значении слова по его окончанию? (Нет)

-А о грамматическом значении? Например, что вы можете сказать о грамматическом значении слова, у которого окончание ЯЯ (Это слово-прилагательное, употреблено в форме им.п., ед.ч., ж.р.).

По окончанию АМ? (Это слово относится к существительным, употреблено в форме дат.п. мн. ч.)

По окончанию УТ (Это глагол 1 спряжения; употреблен в форме настоящего или будущего времени, мн. числа, 3-го лица и т.д.)

Учитель: По окончанию мы можем многое сказать о грамматическом значении слова, поэтому говорим:

Вывод 1: Окончание-значимая часть слова.

2. Учитель: Письменно просклоняем существительное аромат. (Ученик у доски). Ароматный лист устно); спряжение глагола дышать (письменно).

- Что происходит с окончанием, когда мы склоняем существительные и прилагательные или спрягаем глаголы? (Окончания изменяются)

Вывод 2: Окончание-изменяемая часть слова.

- Что мы получаем при склонении существительных и прилагательных, при спряжении глаголов: новые однокоренные слова или формы одного и того же слова? (Формы слова)

Вывод 3: Окончания образуют формы слов.

3. Конструирование словосочетаний и предложений из слов мелодично, посвистывать, заросли, невидимый, птицы. (Работаем в группах. 1 группа составляет словосочетания, 2 группа-предложения. Запись на доске и в тетрадях учащихся). (Слайд 9)

Проверка по эталону.

Словосочетания: мелодично посвистывать, посвистывать в зарослях, невидимые птицы.

Предложения: 1. Посвистывали птицы. 2. Мелодично посвистывали в зарослях невидимые птицы. (Е. Коковин.)

— Как связаны между собой части словосочетания? (По смыслу и грамматически.)

-При помощи чего зависимая часть словосочетания связывается с главной грамматически? (При помощи окончаний и предлогов.)

Значит, окончание служит для связи слов в словосочетании.

-Как связано зависимое слово с главным в первом словосочетании? (Только по смыслу.) Почему? (Потому что зависимое слово — наречие, оно не изменяется и окончания у него нет и быть не может.)

Вывод 4: Окончание служит для связи слов не только в словосочетании, но и в предложении.

(Обобщение результатов наблюдений, перечень признаков окончания как лингвистического понятия).

III. Работа над определением окончания. Чтение и запоминание формулировки определения по учебнику (см. с.6-7).

IV. Использование цифровых технологий. (Используется урок «Окончание» из РЭШ).

Учитель: Немного отдохнем. Посмотрим фрагмент интерактивного урока из российской электронной школы?

- Что нового узнали в материале урока из РЭШ?

Вывод : Не во всех словах есть окончания. Есть совершенно особенные слова, к которым никак не может присоединиться окончание. Никакое. Просто потому, что они не собираются меняться. Вот окончания и не пытаются к ним даже подойти! (слайд 12)

- Что это за слова? (Наблюдение над словосочетанием мелодично посвистывать)

Учитель: Речь, конечно, идёт о неизменяемых словах (предлогах, союзах, наречиях и др). В них отсутствуют окончания. Мы часто встречаемся с наречиями. Направо. Красиво. Давно. По-дружески. И так далее. С виду у этих слов есть что-то похожее на окончания. На самом деле все наречия окончаний не имеют.

-Прочитаем материал наблюдения в учебнике на стр.7. Данный материал нас учит правильной речи.

Нельзя сказать о неизменяемых словах: «Эти слова имеют окончания…». Правильнее выразиться так: «Эти слова оканчиваются на…».


  1. Задание (словарная работа, стр 8 учебника. Ученик у доски)

Работа со словарными словами

- Ребята, давайте откроем учебники на стр 8. Что вы видите в правом верхнем углу в рамочке? (Словарные слова). Перепишите и подчеркните буквы, которые мы должны запомнить в этих словах. Выделите в них окончание.

Диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон.

-Проверим.

- Расскажите, что такое нулевое окончание? (слайд 14)

- Не забываем оценить себя.

- Проверим наш вывод, совпадает ли он с определением в учебнике?

- Откройте учебник на стр. 8. Прочитайте материал о нулевом окончании. (один ученик читает вслух).

5. Самостоятельная работа обучающихся. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.

1)Задание. «Не угоди в ловушку» (формирование умения выделять окончания в словах)

-Распределите слова в три столбика. (Работа в парах: 1 пара заполняет первый столбик, 1 пара-второй столбик, 1 пара-третий столбик. Проверка по эталону)

А) С падежным окончанием

Б ) С нулевым окончанием

В) Без окончания (неизменяемые слова)


Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.

Эталон:

«Не угоди в ловушку»

С падежным окончанием

С нулевым окончанием

Без окончания (неизменяемые слова)

осенний

шиповник

вдруг

травы

день

неожиданно

сырой

холодок

сегодня

шипы

расцвёл


туманный

цветок


канавы



шиповника




-Не забудьте оценить себя.

Учитель: На основе проведенных нами исследований, выполненных заданий сделайте вывод об окончании.

Что же нам нужно запомнить?

Окончание – морфема, которая образует формы слова.

Окончание выражает грамматическое значение слова.

Окончания могут быть нулевыми, то есть, не выраженными звуками.

У неизменяемых слов вообще нет окончаний.

Окончания служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.


  1. Самостоятельная работа (тетради собираются на проверку)

  1. Упр. 382 – выразительное чтение, самостоятельная работа.

Задание: Спишите и выделите в словах все окончания, в том числе и нулевые. Заключите в овал неизменяемые слова, в которых нет окончания.

  1. Упр. 384. – Задание: Просклоняйте письменно существительное четверг в единственном числе, а существительное место, дело – во множественном. Обозначьте окончания, в том числе и нулевые.


Учитель: Вернемся к ромашке Блума. Откроем второй лепесток (уточняющие вопросы), сформулируем уточняющие вопросы по теме урока и ответим на них:

1. Что такое окончание?

- Окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова.

2. Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Приведите примеры.

- Чтобы найти окончание слова, нужно изменить слово, например, зима, зиму, зимой.

3. А если слово не изменяется (как наречие)?

- Если слово не изменяется (как наречие), то у него нет окончания.


Этап рефлексии

Учитель: Подсчитайте количество баллов и выставьте себе итоговую оценку. Под итоговой оценкой есть опросник. Прочитайте предложения и подчеркните соответствующее слово.

  1. На уроке я работал активно/ пассивно.

  2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.

  3. Урок для меня показался коротким/ длинным.

  4. За урок я не устал/ устал.

  5. Мое настроение стало лучше/ стало хуже.

  6. Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен/ бесполезен, интересен/ скучен, легок/ труден.

Домашнее задание:

  1. Упр. 384 (Спишите, выделяя окончания существительных. В прямом или переносном значении употреблено слово одичал? Выполните указанные виды разбора: торчат (1), оконный (3).

  2. Упр. 385. (Опишите, что вы видите зимой из окна своего дома).

  3. Напишите лингвистическую сказку по рисунку. Озаглавьте.

(Упр. 384 – выполняют все, 2 и 3 задание- одно из двух по выбору)

Список использованной литературы и интернет- ресурсов:

- Г.В.Цветкова. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой (и др.).- Волгоград:Учитель, 2014- 315 с.

- И.В.Текучева. Русский язык: контрольные и диагностические работы: К учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык». 5 класс/ Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 126 с. – (Новый учебно-методический комплект)

- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс – 2-е изд. М.: ВАКО, 2014.- 416 с. – (В помощь школьному учителю)

- О.В.Волкова. Контрольно – диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе. Казань:РИЦ «Школа», 2015 – 172 с.

- РЭШ (Российская электронная школа)





Приложение


Оценочный лист Фамилия, имя_______________________________________


№ п.п

Этапы урока

Оценка

1

Повторение теории прошлого урока:

Морфема – это…

Морфемика –это…

Однокоренные слова – это…

Форма слова – это..


2

Составь словосочетание (предложение)


3

Словарная работа стр. 8 учебника (в рамочке словарные слова)


4

«Не угоди в ловушку» (умение выделять окончания в словах)



Оценка




Рефлексия:

Подсчитайте количество баллов и выставьте себе итоговую оценку. Под итоговой оценкой есть опросник. Прочитайте предложения и подчеркните соответствующее слово.

  1. На уроке я работал активно/ пассивно.

  2. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.

  3. Урок для меня показался коротким/ длинным.

  4. За урок я не устал/ устал.

  5. Мое настроение стало лучше/ стало хуже.

  6. Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен/ бесполезен, интересен/ скучен, легок/ труден.



Задание 3.

Составьте словосочетания (1 группа) и предложения (2 группа) из слов

мелодично, посвистывать, заросли, невидимый, птицы.


Эталон:

Словосочетания: мелодично посвистывать, посвистывать в зарослях, невидимые птицы.

Предложения: 1. Посвистывали птицы. 2. Мелодично посвистывали в зарослях невидимые птицы. (Е. Коковин.)




Задание 5. «Не угоди в ловушку»

(Работа в парах)

-Распределите слова в три столбика:

а) с падежным окончанием

б) с нулевым окончанием

в) без окончания (неизменяемые слова)


Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.


С падежным окончанием

С нулевым окончанием

Без окончания (неизменяемые слова)
























Эталон:

С падежным окончанием

С нулевым окончанием

Без окончания (неизменяемые слова)

осенний

шиповник

вдруг

травы

день

неожиданно

сырой

холодок

сегодня

шипы

расцвёл


туманный

цветок


канавы



шиповника





Ромашка Блума

1) 1 лепесток (простые вопросы):

Что такое морфемика?

- Морфемика – это наука о языке, которая изучает морфемы.

- Что такое морфемы? Назовите их.

- Морфемы – это значимые части слова, которые называются приставка, корень, окончание.

- Что такое однокоренные слова? (Однокоренные слова- это слова с различным лексическим значением. Например: лес, лесник, лесной).

- Что такое формы слова? (При изменении слова получаются формы этого же слова. Изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым. Например: лес, лесу, лесом).


2) 2 лепесток (уточняющие вопросы):

1. Что такое окончание?

- Окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова.

2. Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Приведите примеры.

- Чтобы найти окончание слова, нужно изменить слово, например, зима, зиму, зимой.

3. А если слово не изменяется (как наречие)?

- Если слово не изменяется (как наречие), то у него нет окончания.


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 5 классе "Что такое окончание?"

Автор: Елена Григорьевна Абросимова

Дата: 11.06.2022

Номер свидетельства: 609462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Урок русского  языка на тему "Правописание окончаний имён существительных 1-го склонения" "
    ["seo_title"] => string(101) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-gho-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "130842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415996246"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка по теме "Основа слова и его окончание" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-osnova-slova-i-iegho-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104351"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402684660"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства