kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4-м классе. Тема: " Понятие о местоимении. Личные местоимения "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе по теме "Понятие о местоимении. Личные местоимения". ( Урок изучение нового материала)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4-м классе. Тема: " Понятие о местоимении. Личные местоимения "»

Урок русского языка в 4-м классе.

Тема: " Понятие о местоимении. Личные местоимения "


Учитель начальных классов

Твельнева Ольга Ивановна


Цель: формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи.

Задачи:

-Познакомить с личными местоимениями;

-развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;

-воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выделять местоимение среди других частей речи, определять его грамматическое значение и роль в предложении;

Метапредметные: ставить и сохранять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; выделять необходимую информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы; слушать, слышать и понимать партнёров; оказывать необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, достаточно полно и чётко выражать свои мысли;

Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; проявление самостоятельности, личной ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование:

- конверт с письмом;

- карточки для парной и групповой работы;

- карточки со словами;

- игрушки-телефоны для сценки;

- индивидуальные оценочные листы.


Ход урока


  1. Психологический настрой

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Посмотрели на гостей

И за знаниями скорей!


  1. Словарная работа
На доске словарные слова с пропущенными буквами

М…дведь, а..ея, л..герь, ин..й, н..ябрь, адр..с.

- Учащиеся записывают словарные слова, вставляют пропущенную букву, графически обозначают орфограмму.


Проверку выполняет учащийся у доски.

- Почему нужно запомнить написание этих слов? (это словарные слова, их нельзя проверить)

- Составьте устно предложения со словом иней разные по цели высказывания.

  • Составьте из первых букв слов слово. Запишите.

  • Какое получилось слово? (малина). Запишите его с комментированием.

  • Подумайте над лексическим значением этого слова. Малина – это сладкая ягода.

  • Давайте назовем грамматические признаки слова малина. (им. сущ., неодуш., ж.р., ед.ч.)


  1. Постановка и решение проблемной ситуации

Составим предложение со словом малина. Что такое малина? (Малина – это ягода). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).

Где растет малина? (Малина растет в саду). Запишем это предложение (1 у доски)

Что готовят из малины? (Из малины варят варенье и компот). Запишем (1 у доски)

Прочитайте получившийся текст.

Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова малина, необходимо его заменить другими словами)

Давайте его отредактируем. (Один ученик у доски, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово малина заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом неё) –

Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

На центральную доску прикрепляются карточки:

  • место

    имени


  • -Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи?

местоимение



  1. Сообщение темы и постановка целей урока

  • Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)


5.Открытие нового.

Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 592 на стр. 184 вашего учебника.

Проверяем упр.592. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (она). Слово она называет предмет или только на него указывает? (указывает) и т.д. и т.п.

Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Прочитайте вывод в учебнике на стр. 183. Это определение надо выучить к следующему уроку.

Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.

На какой вопрос отвечает слово метель? А местоимение, его заменившее?

Значит 1 сходство: местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ)


Проблемная ситуация.

Послушайте диалог.

Уч-ся (разыгрывают сценку).

  • Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

  • Да, хорошо.

  • Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?

  • Нет, её нет.

  • А Вова? Он дома?


Фронтальная беседа.

  • Настя, начиная разговор, как называет себя? (Я)

  • Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо"). Катя, а как бы ты назвала себя и Сергея одним словом? (Мы).


("1-е лицо"). Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".


  • Как Настя обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Сергея указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо).

  • Катя как бы ты обратилась к Сергею, Вове, Вике, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо").

  • А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

  • Настя и Сергей говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Вика - она, Вова - он ("3-е лицо").

  • Ребята, а как бы вы назвали Настю и Сергея одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")

  • А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").

  • Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.


  • Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед.ч. могут иметь род)- таблица личные местоимения


Физкультминутка.

  • Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.


Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

(Т.Собакин)


  1. Применение новых знаний на практике

Самостоятельная работа.


  • "Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

  • Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.


1 вариант.

  • … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?


2 вариант.

  • Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.


Самопроверка.


- 1 уч-ся читает вслух и работает у доски, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.

- Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.


  1. Контроль

На доске картинки с изображением предметов живой и неживой природы. –

- 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он,

2 ряд – местоимением она,

3 ряд – местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски).


  1. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что мы узнали о личных местоимениях?

- Что мы узнали о личных местоимениях 3 лица?

- Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?


  1. Оценки. Домашнее задание.






Катя: - Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?


Михаил: - Да, хорошо.


Катя: - Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?


Михаил: - Нет, её нет.


Катя: - А Вова? Он дома?








Катя: - Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?


Михаил- Да, хорошо.


Катя- Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?


Михаил: - Нет, её нет.


Катя: - А Вова? Он дома?

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?


2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.


1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?


2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.


1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?


2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.


1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?


2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.


1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?


2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.


6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка в 4-м классе. Тема: " Понятие о местоимении. Личные местоимения "

Автор: Твельнева Ольга Ивановна

Дата: 20.06.2022

Номер свидетельства: 610179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "276160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685713"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(51) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi1"
    ["file_id"] => string(6) "276162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685721"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка Тема урока: Глагол как часть речи."
    ["seo_title"] => string(51) "urokrusskoghoiazykatiemaurokaglagholkakchastriechi2"
    ["file_id"] => string(6) "276163"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452685728"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства