Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4-м классе. Тема: " Понятие о местоимении. Личные местоимения "»
Урок русского языка в 4-м классе.
Тема: " Понятие о местоимении. Личные местоимения "
Учитель начальных классов
Твельнева Ольга Ивановна
Цель: формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи.
Задачи:
-Познакомить с личными местоимениями;
-развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
-воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные:научатся выделять местоимение среди других частей речи, определять его грамматическое значение и роль в предложении;
Метапредметные:ставить и сохранять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; выделять необходимую информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы; слушать, слышать и понимать партнёров; оказывать необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, достаточно полно и чётко выражать свои мысли;
Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; проявление самостоятельности, личной ответственности.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока:урок-исследование.
Оборудование:
- конверт с письмом;
- карточки для парной и групповой работы;
- карточки со словами;
- игрушки-телефоны для сценки;
- индивидуальные оценочные листы.
Ход урока
Психологический настрой
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Посмотрели на гостей
И за знаниями скорей!
Словарная работа На доске словарные слова с пропущенными буквами
Составим предложение со словом малина. Что такое малина? (Малина – это ягода). Давайте запишем это предложение (1 ученик у доски).
Где растет малина? (Малина растет в саду). Запишем это предложение (1 у доски)
Что готовят из малины? (Из малины варят варенье и компот). Запишем (1 у доски)
Прочитайте получившийся текст.
Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова малина, необходимо его заменить другими словами)
Давайте его отредактируем. (Один ученик у доски, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово малина заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом неё) –
Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
На центральную доску прикрепляются карточки:
место
имени
-Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи?
местоимение
Сообщение темы и постановка целей урока
Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.
Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)
5.Открытие нового.
Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 592 на стр. 184 вашего учебника.
Проверяем упр.592. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (она). Слово она называет предмет или только на него указывает? (указывает) и т.д. и т.п.
Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Прочитайте вывод в учебнике на стр. 183. Это определение надо выучить к следующему уроку.
Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.
На какой вопрос отвечает слово метель? А местоимение, его заменившее?
Значит 1 сходство: местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ)
Проблемная ситуация.
Послушайте диалог.
Уч-ся (разыгрывают сценку).
Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
Да, хорошо.
Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?
Нет, её нет.
А Вова? Он дома?
Фронтальная беседа.
Настя, начиная разговор, как называет себя? (Я)
Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку "я- 1- е лицо"). Катя, а как бы ты назвала себя и Сергея одним словом? (Мы).
("1-е лицо"). Местоимение мы означает как бы "Я и ещё кто-то, какой-то собеседник".
Как Настя обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Сергея указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка "ты- 2-е лицо).
Катя как бы ты обратилась к Сергею, Вове, Вике, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы - "2 -е лицо").
А как вы обратитесь ко мне? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.
Настя и Сергей говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Вика - она, Вова - он ("3-е лицо").
Ребята, а как бы вы назвали Настю и Сергея одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")
А каким словом назвать окно? (Оно) ("3-е лицо").
Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.
Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед.ч. могут иметь род)- таблица личные местоимения
Физкультминутка.
Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
(Т.Собакин)
Применение новых знаний на практике
Самостоятельная работа.
"Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Самопроверка.
- 1 уч-ся читает вслух и работает у доски, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.
- Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.
Контроль
На доске картинки с изображением предметов живой и неживой природы. –
- 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он,
2 ряд – местоимением она,
3 ряд – местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски).
Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что мы узнали о личных местоимениях?
- Что мы узнали о личных местоимениях 3 лица?
- Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
Оценки. Домашнее задание.
Катя: - Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
Михаил: - Да, хорошо.
Катя: - Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?
Михаил: - Нет, её нет.
Катя: - А Вова? Он дома?
Катя: - Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
Михаил- Да, хорошо.
Катя- Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?
Михаил: - Нет, её нет.
Катя: - А Вова? Он дома?
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.