Урок русского языка в 10 классе "текст как речевое произведение""
Урок русского языка в 10 классе "текст как речевое произведение""
Урок представляет собой работу с мини-текстами. презентация помогает сделать работу оперативной. Включена литературоведческая статья,отсылающая к текстам урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе "текст как речевое произведение""»
Текст как речевое произведение
Цели:
1. Продолжить обучение навыкам построения устного и письменного высказывания типа рассуждения, работе в группе
2. Закрепить знания лингвистической терминологии.
3. Способствовать развитию творческого восприятия текста, углубленного филологического его понимания.
4. Способствовать приобщению обучающихся к богатствам русской национальной культуры.
5. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному языку.
ХОД УРОКА
Учитель: Читаем эпиграф к уроку (слайд 1).Как он помогает сформулировать цель урока? Видимо, для понимания темы, идеи текста … Сформулируйте (письм.) цель урока.
Слайд 2
Учитель: Есть ли логика в появлении этого текста?
В каком предложении сформулирована главная мысль?
Создайте предложение с косвенной речью(СПП), включив это предложение как цитату.
1 вар. Приготовиться ответить по орф. НЕ-НИ..
2 вар. Составить схему предлож. «Если мы не..», опред. вид придат.
Выбрать задание.
Учитель: дать определение 1 словом(словосочетанием) (устно):литота, инверсия, анафора, антитеза, оксюморон.
Проанализируем стих. А.Фета.
Слайд 3
Учитель: давайте определим художественные особенности текста, доказывая, что они не ради «красивости», а помогают постичь авторский замысел.(работа в группах) 1 группа
Что помогает нам найти в тексте место пауз – коротких и более продолжительных? Что достигается благодаря использованию в тексте такого пунктуационного знака, как многоточие?
2 группа
Какие слова повторяются в тексте? Что они дают для его понимания?
3 группа
Какие тропы использует поэт в этом стихотворении?
Учитель:Помогло ли внимание к слову понять авторский замысел? Сформулируйте идею стих.
Индив. задание (проверка): найти стих у поэтов –классиков, в которых встречается образ звезды, объяснить этот образ.
Смотрим слайд 4: какую композиционную роль в плане урока выполняют слова Л.Н.Толстого? Какой троп делает высказывание убедительным?
Итог урока:
Что делает текст речевым произведением?
Рефлексия
Дом. задание: работа со статьей С Шиповского(по выбору):
1. Прочитай те текст самостоятельно, определите тему и идею. - Определите стиль. - Какой тип речи использует авторот статьи и почему?
- Какие средства выражения отношения, оценки используются в данном тексте? Какова роль цитирования? - Выделите микротемы текста. Составьте план. - Проанализируйте способ и средства связи предложений и частей текста.
2. Напишите сочинение-рецензию на статью С. Шиповского. Выразите своё отношение к творчеству А. Фета. Оцените языковое оформление текста – стиль, композицию, отбор выразительных средств.