Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Состав слова"»
Открытый урок по русскому языку, 3 класс
Обобщение и закрепление изученного по теме «Состав слова».
Цели урока:
обобщить знания об изученных орфограммах;
закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова;
учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;
развивать навыки индивидуальной работы;
прививать любовь к русскому языку.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учитель:Добрый день! Ну ,а что это значит? Значит, день наш по-доброму начат! Значит, день принесёт нам удачу, и здоровья. И радость нам всем!Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения. Меня зовут Елена Владимировна, сегодня урок русского языка проведу у вас я
Приветствие гостей
- Ребята на уроке у нас гости, поприветствуем их.
-У всех хорошее настроение, все готовы активно поработать (садятся за парты).
Организационный момент
Проверим готовность к уроку
- Покажем, как вы учитесь.
Чтоб многое успеть
Чтоб многое узнать,
Скорее урок нам нужно начинать
Откроем тетради.
2 слайд
Запишем число, классная работа в тетрадь.
II. Минутка чистописания.
-Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова. Я пишу на доске
3 слайд
-окончание в слове дожди(и)
-окончание в слове осенний(ий)
-суффикс в слове листик(ик)
-суффикс в слове ветрище(ищ)
-корень в слове играть(игр)
-приставка в слове избежать(из)
(и, ий, ик, ин, ист, игр, из)
Выберите правильное сочетание или букву и подчеркните .
III. Актуализация знаний. Словарная работа.
У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер. Работаем в паре
- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).
Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.
- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока? Кто может назвать тему урока?
- Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)
- Тема нашего урока «Состав слова.» на 4 слайде
- Как вы думаете, какие цели мы сегодня должны поставить? на 4 слайде
Повторить части слова.
Повторить алгоритм разбора слова по составу.
Научиться подбирать слова к схемам и составлять слова из данных частей слова.
- Какие части слова вы знаете?(корень, приставка, окончание, суффикс ,основа)
5 слайд
- Что является главной частью в слове?
- Что называется корнем слова?
- Что называется приставкой?
- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
- Что называется основой слова?
- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.
IV. Работа по теме урока. 6 слайд
- Посмотрите на экран и скажите что это за буква? На что она похожа? (Ответы детей).
- Действительно эта буква похожа на снежинку.
- Как называются осадки выпадающие в виде снежинок?
- Послушайте стихотворение:
И стало вдруг белым-бело, Земля притихла и смирилась. Очарование прошло, Снег выпал. Чудо совершилось!
- Что можно слепить из снега?
- К нам в гости сегодня пришел Снеговичок. Он приготовил для вас много интересных заданий.
Орфографическая работа. 7 слайд
Снеговичок состоит из снега, а вы должны образовать от корня снег однокоренные слова и записать их. Но задание он усложняет - на карточках записаны части слова, при помощи которых вы должны образовать новое слово.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова: снегурочка, снеговик, подснежник, снежинка, заснежил, снеговики. (на слайде) - Взаимопроверка
- С помощью каких частей слова образовались новые слова? Какое слово “лишнее”? Почему?
- Правильно. Снеговики- это форма слова снеговик.
Я предлагаю вам поработать по вариантам
Задание (2 человека у доски), остальные работают в тетради
I-й вариант
Выбрать и разобрать по составу имена существительные женского рода.
II-й вариант
Выбрать и разобрать по составу имена существительные мужского рода.
Поиграем в игру “Острое ухо”. 8 слайд
– Ваша задача такова: запомнить все родственные слова из стихотворения к слову гуси.
Тот, кто с гусятами близко знаком, Знает, гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним не рискнёт подойти босиком.
– Какие родственные слова услышали? Какой корень в этих словах?
V. Физкультминутка. 9 слайд
-Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов, выполним необычную физминутку.
-Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.
-Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими.
-Нарисуйте суффикс в воздухе носом.
-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.
VI. Закрепление 10 слайд
Образование новых слов с помощью приставок.
– Снеговичок приготовил нам задание, где мы должны использовать вот такой знак
– Как вы думаете, о какой части слова мы будем сейчас говорить? – А почему вы так решили
2) Работа по рядам: образуйте как можно больше слов с помощью приставок с корнем
I ряд - ЛЁГ-
II ряд – с корнем -БЕГ-
III ряд – с корнем -ХОД-
11 слайд
– Следующее задание Снеговичка , где мы должны использовать вот такой знак
– Как вы думаете, о какой части слова мы будем сейчас говорить? – А почему вы так решили
– А теперь такое задание:
– Добавьте к словам, которые я буду называть, суффиксы, чтобы получилось название профессий людей:
Сад, фокус, трактор, баян, груз.
– Вывод: что же такое суффикс? Для чего нам нужны приставка, суффикс?
2) Работа над деформированным предложением.
12 слайд
У Снеговичка есть друзья, которые торопится по своим делам и просят вас быстренько прочитать пословицу (пословица в деформированном виде).
Без труд не вылов и рыбк из пруд
– Прочитайте, получилась у вас пословица? А что нужно сделать, чтобы получился правильный вариант? Какая морфема необходима нам, чтобы связать слова в предложении?
– А как вы понимаете смысл данной пословицы? – Запишите эту пословицу себе в тетрадь. – А теперь скажите, что же такое окончание и для чего оно служит?
13 слайд
С ледующее задание от Снеговичка, где мы должны использовать вот такой знак
– Как вы думаете, о какой части слова мы будем сейчас говорить? – А почему вы так решили
Запишите эти слова себе в тетрадь и выделите основу. Что вы делали, чтобы правильно найти основу слова? ( сначала выдели окончание)
– Итак, какие морфемы мы с вами повторили? Какая морфема самая главная? Какие морфемы служат для образования новых слов? А для связи слов в предложении? Давайте повторим алгоритм разбора слова по составу.
14 слайд
Учебник с.97 упр.183(работа по рядам)
Первый ряд: выписать слова, которые соответствуют первой схеме.
Второй ряд: слова, которые соответствуют второй схеме.
Третий ряд: слова, которые соответствуют третьей схеме.
Проверка. Какие слова выписали к первой схеме? (почки, облако)
Какие слова выписали ко второй схеме? (звездочка, оленята, зернышко, дочка, кормушка)
Какие слова выписали к третьей схеме? (подсвечник, пришкольный, заморозки, подорожник, поездка)
Все ли мы выполнили задания. (Нет, у слова дочка стоит цифра 1). Что она обозначает?( Сделать фонетический разбор)
дочка-(доч,кА)- 2 слога
д-(д)- согл.,звон. парн., тверд.парн.
о(о)- гласн.,удар.
ч(ч,)- согл.,глух. непарн.,мягк. непарн.
к(к)- согл.,глух.парн.,тверд.парн.
а(а)- глас., безудар.
5 б, 5 зв.
15 слайд
Резерв****
Работа с текстом.
Ребята, какой сейчас месяц? А вы знаете, что ноябрь – месяц "полузимник”. Пора холодных ветров и первого льда. В старину ноябрь величали “груднем” потому, что в этом месяце, смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. Есть у ноября и другие прозвища – “листогной”, “предзимник”. Но у ноября есть и свои приметы.
- Снеговичок хочет поделиться своими секретами.
На доске записан текст с пропущенными орфограммами.
– Ёж (на)опушке (у)строил н.ру – Будет з.ма очен. тёплой (в)бору. Если же (в)ч.ще н.ра, (в)глубине, Будут м.розы тр.щат. (по)в.сне.
– Объяснить орфограммы, записать текст***.
– Найдите в тексте слово, которое соответствует схеме. Коллективная проверка. СХЕМЫ НА ДОСКЕ!
VI. Итог урока 16 слайд
Составьте слово по подсказкам:
Б) корень, тот же, что и в слове обмен, приставка, как в слове переход, суффикс тот же, что в слове травка.
В) окончание - первая буква алфавита. Что это за слово?
17 слайд
Посмотрите пожалуйста на слайд и скажите, что мы сегодня повторили, чему учились?
Сегодня на уроке я повторил……..
( как правильно разобрать слово по составу, при помощи каких частей слова образовываются новые слова, как подбирать однокоренные слова, что такое корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова)
- Молодцы, ребята!!! Мы выполнили все задания, которые приготовил нам Снеговичок
VII. Рефлексия: 18 слайд
В кружочке изобразите смайлик
Ели вам было все понятно на уроке, то нарисуйте улыбку
Ели вам еще нужно немного поработать над разбором слов по составу, то нейтральный смайлик