kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение и закрепление по теме  "состав слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Состав слова"»

Открытый урок по русскому языку, 3 класс

Обобщение и закрепление изученного по теме «Состав слова».

Цели урока:

  • обобщить знания об изученных орфограммах;

  • закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;

  • закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова;

  • учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;

  • развивать навыки индивидуальной работы;

  • прививать любовь к русскому  языку.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

  • Однокоренные слова, корень, суффикс, приставка, основа, орфограмма.

Оборудование урока:

  • карточки с дифференцированным заданием;

  • карточки с творческим заданием;

  • кроссворд для работы со словарными словами;

  • учебник, компьютер, мульмедийная презентация.



ХОД УРОКА

1 слайд

Учитель: Добрый день! Ну ,а что это значит? Значит, день наш по-доброму начат! Значит, день принесёт нам удачу, и здоровья. И радость нам всем! Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго дня и радостного настроения. Меня зовут Елена Владимировна, сегодня урок русского языка проведу у вас я

Приветствие гостей

- Ребята на уроке у нас гости, поприветствуем их.

-У всех хорошее настроение, все готовы активно поработать (садятся за парты).

  1. Организационный момент

Проверим готовность к уроку

- Покажем, как вы учитесь.

Чтоб многое успеть

Чтоб многое узнать,

Скорее урок нам нужно начинать

Откроем тетради.

2 слайд

Запишем число, классная работа в тетрадь.

II. Минутка чистописания.

-Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова. Я пишу на доске

3 слайд

-окончание в слове дожди(и)

-окончание в слове осенний(ий)

-суффикс в слове листик(ик)

-суффикс в слове ветрище(ищ)

-корень в слове играть(игр)

-приставка в слове избежать(из)

(и, ий, ик, ин, ист, игр, из)

Выберите правильное сочетание или букву и подчеркните .



III. Актуализация знаний. Словарная работа.

 У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер. Работаем в паре

- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

7. Из чего состоит предложение? (Слова).


Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.

- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока? Кто может назвать тему урока?


- Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)

- Тема нашего урока « Состав слова.» на 4 слайде

- Как вы думаете, какие цели мы сегодня должны поставить? на 4 слайде

  1. Повторить части слова.

  2. Повторить алгоритм разбора слова по составу.

  3. Научиться подбирать слова к схемам и составлять слова из данных частей слова.


- Какие части слова вы знаете?(корень, приставка, окончание, суффикс ,основа)

5 слайд

- Что является главной частью в слове?

- Что называется корнем слова?

- Что называется приставкой?

- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

- Что называется основой слова?

- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.

IV. Работа по теме урока. 6 слайд

- Посмотрите на экран и скажите что это за буква? На что она похожа? (Ответы детей).

- Действительно эта буква похожа на снежинку.

- Как называются осадки выпадающие в виде снежинок?

- Послушайте стихотворение:

И стало вдруг белым-бело,
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло,
Снег выпал. Чудо совершилось!

- Что можно слепить из снега?

- К нам в гости сегодня пришел Снеговичок. Он приготовил для вас много интересных заданий.

Орфографическая работа. 7 слайд

Снеговичок состоит из снега, а вы должны образовать от корня снег однокоренные слова и записать их. Но задание он усложняет - на карточках записаны части слова, при помощи которых вы должны образовать новое слово.

- Проверьте, правильно ли вы записали слова: снегурочка, снеговик, подснежник, снежинка, заснежил, снеговики. (на слайде) - Взаимопроверка

- С помощью каких частей слова образовались новые слова? Какое слово “лишнее”? Почему?

- Правильно. Снеговики- это форма слова снеговик.

Я предлагаю вам поработать по вариантам

Задание (2 человека у доски), остальные работают в тетради

I-й вариант

Выбрать и разобрать по составу имена существительные женского рода.

II-й вариант

Выбрать и разобрать по составу имена существительные мужского рода.

Поиграем в игру “Острое ухо”. 8 слайд

– Ваша задача такова: запомнить все родственные слова из стихотворения к слову гуси.

Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает, гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнёт подойти босиком.

– Какие родственные слова услышали? Какой корень в этих словах?

V. Физкультминутка. 9 слайд

-Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов, выполним необычную физминутку.

-Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.

-Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими.

-Нарисуйте суффикс в воздухе носом.

-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.


VI. Закрепление 10 слайд

    1. Образование новых слов с помощью приставок.

Снеговичок приготовил нам задание, где мы должны использовать вот такой знак

– Как вы думаете, о какой части слова мы будем сейчас говорить? – А почему вы так решили

2) Работа по рядам: образуйте как можно больше слов с помощью приставок с корнем 

  • I ряд - ЛЁГ-

  • II ряд – с корнем -БЕГ-

  • III ряд – с корнем -ХОД-

11 слайд

Следующее задание Снеговичка , где мы должны использовать вот такой знак

– Как вы думаете, о какой части слова мы будем сейчас говорить? – А почему вы так решили

– А теперь такое задание:

– Добавьте к словам, которые я буду называть, суффиксы, чтобы получилось название профессий людей:

Сад, фокус, трактор, баян, груз.

Вывод: что же такое суффикс? Для чего нам нужны приставка, суффикс?

2) Работа над деформированным предложением.

12 слайд

У Снеговичка есть друзья, которые торопится по своим делам и просят вас быстренько прочитать пословицу (пословица в деформированном виде).

Без труд не вылов и рыбк из пруд

– Прочитайте, получилась у вас пословица? А что нужно сделать, чтобы получился правильный вариант? Какая морфема необходима нам, чтобы связать слова в предложении?

– А как вы понимаете смысл данной пословицы? – Запишите эту пословицу себе в тетрадь. – А теперь скажите, что же такое окончание и для чего оно служит?

13 слайд

С ледующее задание от Снеговичка, где мы должны использовать вот такой знак

– Как вы думаете, о какой части слова мы будем сейчас говорить? – А почему вы так решили

Запишите эти слова себе в тетрадь и выделите основу. Что вы делали, чтобы правильно найти основу слова? ( сначала выдели окончание)

– Итак, какие морфемы мы с вами повторили? Какая морфема самая главная? Какие морфемы служат для образования новых слов? А для связи слов в предложении? Давайте повторим алгоритм разбора слова по составу.

14 слайд

Учебник с.97 упр.183(работа по рядам)

Первый ряд: выписать слова, которые соответствуют первой схеме.

Второй ряд: слова, которые соответствуют второй схеме.

Третий ряд: слова, которые соответствуют третьей схеме.

Проверка. Какие слова выписали к первой схеме? (почки, облако)

Какие слова выписали ко второй схеме? (звездочка, оленята, зернышко, дочка, кормушка)

Какие слова выписали к третьей схеме? (подсвечник, пришкольный, заморозки, подорожник, поездка)

Все ли мы выполнили задания. (Нет, у слова дочка стоит цифра 1). Что она обозначает?( Сделать фонетический разбор)

дочка-(доч,кА)- 2 слога

д-(д)- согл.,звон. парн., тверд.парн.

о(о)- гласн.,удар.

ч(ч,)- согл.,глух. непарн.,мягк. непарн.

к(к)- согл.,глух.парн.,тверд.парн.

а(а)- глас., безудар.

5 б, 5 зв.

15 слайд

Резерв****

Работа с текстом.

Ребята, какой сейчас месяц? А вы знаете, что ноябрь – месяц "полузимник”. Пора холодных ветров и первого льда. В старину ноябрь величали “груднем” потому, что в этом месяце, смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. Есть у ноября и другие прозвища – “листогной”, “предзимник”. Но у ноября есть и свои приметы.

- Снеговичок хочет поделиться своими секретами.

На доске записан текст с пропущенными орфограммами.

– Ёж (на)опушке (у)строил н.ру –
Будет з.ма очен. тёплой (в)бору.
Если же (в)ч.ще н.ра, (в)глубине,
Будут м.розы тр.щат. (по)в.сне.

– Объяснить орфограммы, записать текст***.

– Найдите в тексте слово, которое соответствует схеме. Коллективная проверка. СХЕМЫ НА ДОСКЕ!



VI. Итог урока 16 слайд

Составьте слово по подсказкам:

Б) корень, тот же, что и в слове обмен, приставка, как в слове переход, суффикс тот же, что в слове травка.

В) окончание - первая буква алфавита. Что это за слово?

17 слайд

Посмотрите пожалуйста на слайд и скажите, что мы сегодня повторили, чему учились?

Сегодня на уроке я повторил……..

( как правильно разобрать слово по составу, при помощи каких частей слова образовываются новые слова, как подбирать однокоренные слова, что такое корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова)



- Молодцы, ребята!!! Мы выполнили все задания, которые приготовил нам Снеговичок

VII. Рефлексия: 18 слайд

В кружочке изобразите смайлик

Ели вам было все понятно на уроке, то нарисуйте улыбку

Ели вам еще нужно немного поработать над разбором слов по составу, то нейтральный смайлик

Если вам еще трудно, то грустный смайлик





VIII. Домашнее задание 19 слайд

Упражнение 202, повторить правила.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Состав слова"

Автор: Стародубцева Елена Владимировна

Дата: 25.03.2020

Номер свидетельства: 544301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Презентация к урокам русского языка "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia_k_urokam_russkogho_iazyka_sostav_slova"
    ["file_id"] => string(6) "387430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486135685"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация к уроку русского языка "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "194346"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427765636"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока  русского языка " Состав слова" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sostav-slova-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "259088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448641722"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока  русского языка " Состав слова" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sostav-slova-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "259089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448641730"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок русского языка "Состав слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-sostav-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "146382"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419168590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства