kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме " Имя существительное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме " Имя существительное как часть речи"»


Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Цели урока:

- определить с учениками, что такое имя существительное как часть речи;

- формулировать навыки употребления существительных в речи;

- сформировать способность опознавать существительные в речи;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная: сформировать представление о существительном как о части речи;


Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ-тренажёр, учебник, тестовая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические), цветные жетоны, «бортовые журналы»


ХОД УРОКА


1.Мотивация к совершению учебной деятельности


Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

Вспомните строки из известной песни: «От улыбки станет всем светлей…». Определите к какой части речи относится это светлое, радостное слово (существительное).


Отгадайте какова тема нашего урока « Имя существительное»


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.



- Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.

Давайте составим кластер, который поможет нам легко узнавать эту часть речи.


Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в справочниках обучающихся:







Задание всему классу:

Подчеркните существительные на интердоске, используя при рассуждении данный кластер: ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.

(При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на признаки существительного)

3.Этап определения места и причин затруднения

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм правильного действия.

- Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»

(ИКТ игра: слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек, при правильном действии загорается звёздочка, при неверном – слово возвращается назад)

Обучающиеся выходят к интердоске и помещают существительные в мешочек, радуются успеху или повторяют действие, исправляя ошибку.


4.Построение проекта выхода из затруднения


Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

Сказка.

Давным-давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён»

- Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.

Разноуровневое задание:

При этом высказывают версию «синие».

«Зелёные» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают.

(ученики могут классифицировать существительные по родам или по склонениям).


5.Реализация проекта выхода из затруднения.


Цель этапа: алгоритм правильного действия.

Проблемное задание.

- К нам на урок снова пришёл Петя Ошибкин (вымышленный герой – допускает много ошибок). Как вы объясните Пете его ошибки, что ему делать, чтобы выбрать существительные из текста?

Задание было таким:

Подчеркнуть существительные. (Посмотрите, как выполнил его Петя).

Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семёрка, единица, сотый, сотня.

- Ребята, давайте объясним Пете, как надо действовать, чтобы определить существительные в ряду других частей речи.

Составим алгоритм:

(Записывают в справочники)

Обучающиеся дают алгоритм действия:

1.Задать вопрос: Кто? Что?

2.Значение – предмет

3.Имеет ли род, склонение

4.Изменяется ли по числам, падежам


Затем обучающиеся выполняют задание в тетрадях. В роли проверяющих – капитаны групп.

6.Первичное закрепление изученного.


Цель этапа:

выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.



- Сейчас каждый из вас будет выполнять задание по карточке.

Задания трёх уровней.

3 уровень «зелёные»:

Выписать из текста существительные в три столбика по склонениям. Упр.77

2 уровень «синие»:

Выписать из текста существительные, вставить окончания и определить род, число, падеж. Упр.78

1 уровень «красные»:

Составить текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.


Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.

Проверяются работы обучающихся.

- Все справились с заданием, потому что усвоили порядок действий при определении существительного как части речи.


- Прошу встать из-за парт тех учеников, кто сможет перечислить признаки существительных.

Ученики встают.

Называют признаки существительных. (проговаривание)

Если кто-то не встал, попросим его прочесть вслух правило и тоже встать.


Игра «Путаница:

- Вы должны смотреть туда, куда я называю. А я буду вас путать – показывать и смотреть на другие объекты.


- А теперь вы становитесь конструкторами новых слов. Запишите получившиеся существительные.

Словесный конструктор

Храбрый (суффиксальный)

Погода (приставочный)

Город (приставочный)

Стакан (прист.-суф.)

Служить (прист.-суф.)

Луна, ходить (сложение)

Железо, бетон (сложение)

Записывают получившиеся слова, выделяют ту часть слова, которая явилась словообразовательной.


7. Этап самостоятельной работы с проверкой по словарю


Цель этапа: закрепление алгоритма действий


- Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.

Задания трёх уровней.

3 уровень «зелёные»
1.Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных.
Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать.
2.Спиши. Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.

Ж..ри, рю…зак, брош…Ра, хо…ей, спор…мен.


2 уровень «синие».

1.Тест № 9.

2.Выпиши из орфографического словаря по два существительных каждого рода.

3 уровень «красные»

1.ИКТ тренажёр «Имя существительное».2. Составь предложение со словом конве…ер, проверь написание по словарю.

.

Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровень проверяет работу третьего, первый – работу второго, учитель – работу первого. Результаты капитаны групп заносят в «бортовой журнал»


8. Этап включения нового УУД в систему


1. - Подобрать синонимы к словам с приставкой

Подбирают и записывают слова парами

Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)

Свобода – (независимость) Враг – (недруг)

Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)

2. - Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду:

  • Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.

  • Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.

Ученики находят и объясняют свой выбор.

3.Речевая ситуация:

Упр.98

Ученики объясняют разницу в ситуациях.

Подбирают свои примеры. (если не получается сходу, предложить подумать дома.)


Домашнее задание.

Упр.100, п.20

- Как же я оцениваю вашу работу на уроке? (отлично!)

- Верными были слова в начале урока: «Ученику – удача, учителю – радость»

Выставление оценок за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме " Имя существительное как часть речи"

Автор: Тумгоева Зарина Алихановна

Дата: 14.02.2020

Номер свидетельства: 539660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по русскому языку "Имя существительное как часть речи"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok_po_russkomu_iazyku_imia_sushchiestvitiel_noie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "419072"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495984704"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Тема: Имя существительное как часть речи.  3-й класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-3-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "295440"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455812819"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "конспект урока по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "156391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421419373"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка в 6 классе Тема :Имя существительное как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "211205"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431581317"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_imia_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "620506"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1671107825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства