-Что же обозначает глагол? -На стр. 83 вашего учебника прочитайте, что слово «глагол» обозначало раньше в русском алфавите. Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам глагол. -Скажите, где мы ещё можем взять информацию о значениях слов? -Лиза приготовила для нас небольшое выступление об этом. -Посмотрим, как глагол работает в тексте. -Предлагаю для Вас отрывок М. Ю. Лермонтова «Парус»: Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? -Спишите строфу в тетрадь. -Найдите глаголы в этой строфе и выделите их двумя линиями. -Докажите, что Вы нашли глаголы. -Глагол «белеет» - действие какого предмета? -Глагол «ищет» - действие какого предмета? -Глагол «кинул» - действие какого предмета? -С помощью какого литературного приема автор описывает состояние паруса? -Парус у Лермонтова, как живой человек, испытывает такие же чувства. Опишите состояние человека, который находится в такой же ситуации, как и парус, с помощью глаголов. -Эти слова обозначают действия предметов? -А что они обозначают? -Сделаем вывод. Что же еще обозначает глагол? Стр. 83 нам в этом поможет. -С помощью каких слов Вы помогали себе найти глаголы. - Каждому глаголу мы задаем свой вопрос. Как Вы думаете от чего это зависит? -Далее поговорим о грамматических признаках глагола (стр. 82) -Какой грамматический признак объединяет слова «белеет», «ищет», «кинул»? -Какой глагол из этих трех отличается от других и чем? -Можем ли мы с Вами сейчас ответить на вопрос почему это так происходит. -Обратитесь к учебнику и назовите грамматические признаки, с которыми нам предстоит познакомиться. -Что Вы сделаете для того, чтобы определить каким членом предложения является глагол? -Обратимся к стр. 84. -Какой вывод можем сделать из прочитанного? -Оцените работу в таблице по отрывку стихотворения. -Поэт выражает свои чувства через стихи, композитор через музыку, а художник? -Вы знаете, что М. Ю. Лермонтов был талантливым человеком и свои чувства выражал не только через стихи, но и через живопись. К своему стихотворению «Парус» он написал картину. -Вспомните предмет «ИЗО» и скажите к какому виду будет относиться эта картина? Почему? -Обратите внимание на краски, которые он использовал для того, чтобы передать настроение. -Придумать несколько предложений, описав этот пейзаж, использовав, глаголы. Запишите их к себе в тетрадь, обратите внимание на орфограммы, которые у Вас могут быть в словах. -Зачитайте, получившиеся предложения. -Оцените свою работу в таблице. -Благодаря нашим умениям и навыкам мы многое сделали, что запланировали. Вернемся к цели нашего урока «Повторить, что мы знаем о глаголе, закрепить эти знания и проверить их». Что ещё нам осталось сделать? -Я Вам предлагаю небольшой тест, где нужно выбрать правильный ответ. 1. Глагол-это … а) часть слова б) часть речи в) часть света 2. Обозначает … а) признак предмета б) предмет в) действие г) призрак предмета 3. Отвечает на вопросы … а) Кто? Что? б) Что делать? Что сделать? в) Какой? г) Где? 4. В предложении глагол является… а) подлежащим б) дополнением в) сказуемым -Давайте проверим: 1-б 2-в 3-б 4-в -Оцените свою работу в таблице. |