- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий.
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;
- адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности.
-формировать навыки самоконтроля и самооценки.
-формировать чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся.
1.Повторить общие сведения о родственных словах, наличие в них общей смысловой части;
2. Знать что такое корень слова.
3.Формирование умение находить в тексте однокоренные слова.
4. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
5. Отрабатывать каллиграфию письма;
6. Прививать интерес к родному языку.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 2.Мотивация. | Включить учащихся в учебную работу Словарная работа Каллиграфически правильно писать буквы, слова деятельность | -Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. -Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. Какое настроение у вас? Пусть этот урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю успехов вам. -А ещё на наш урок заглянул необычный гость. -Кто он? .(медведь) -Он где живёт?( в лесу) .Работаем старательно, Слушаем внимательно. Число. Классная работа. Минутка чистописания. -пропишите буквы и элементы букв, соблюдая -Посмотрите на доску, постарайтесь собрать пословицу: держится, Дерево, корнями, друзьями, а человек (Дерево держится корнями, а человек друзьями) | Слушают, выполняют Дети отвечают на вопросы Самостоятельно выполняют Обучающиеся составляют пословицу. Самостоятельно выполняют задание. | Положительный настрой на урок. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. |
3.Актуализация знаний. Формулировка темы | Создать эмоциональную атмосферу, жизненные впечатления, необходимые для характеристики | О чём говорится, в первой части пословицы? Назовите части дерева? -Корень, стебель,, листья, ствол. Какая часть дерева главная? Корень. – Почему? Где в жизни ещё есть корень? -Для чего они нужны? (для жизни, для образования слов) - Нашему гостю, стало интересно, от какого слова образовалось его название. МЕДВЕДЬ (медведица, медвежонок, медвежата, медвежий(хвост), медвежья(берлога), медвежатник(охотник),медвежатина(мясо). -чем похожи эти слова между собой(общей частью) -Какую общую часть имеют эти слова?(корень) -Ваша фамилия одинакова(с сестрой, с братом, дедушкой, тётей и тд) -Кем вы являетесь? (родственники) -Мы можем сказать ,что эти слова родственники? Почему(да) -Как вы думаете, почему мы на уроке русского языка говорим о корне и родственниках? | Диалог детей и учителя Аргументируют свои ответы. Это – корень, так как начинает расти от корня, от него оно питается и развивается. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы высказывают свои мнения, отвечают на вопросы учителя дети аргументируют ответы Ответы детей . | Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. |
4.Постановка цели и задачи урока | Формировать цели урока | -Назовите тему сегодняшнего урока. Тема: Корень слова. Однокоренные слова. Давайте сформулируем цели урока с помощью опорных слов. На доске опорные слова: Научиться распознавать, группировать… ( корень ,однокоренные слова) Подбирать ….(примеры однокоренных слов) Определять…(лексич.знач) Обозначим проблемные вопросы: 1.Что такое корень? 2.Роль корня в слове. 3.Как выделить в слове корень? 4.Однокоренные слова. 5.Признаки однокоренных слов. -Какие цели мы поставим перед собой? | Формулируют задачи урока Выдвигают предположения о теме урока и целях. Организует подводящий диалог. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции |
5.Открытие нового знания. Исследование корня слова | Наблюдать, сравнивать, делать выводы по теме. Самопроверка. | Посмотрите на экран - Прочитайте цепочку слов. Найдите лишнее. Выделите корень в однокоренных словах. Желток, железо, жёлтый. Носильщик, нос, носик, носатый. Часовщик, часть, часок, час. Циркуль, циркач, цирковая. Морозный, холодный, мороз, морозить. Смелый, храбрый, смелость, смельчак. Соринка, сор, сорвал, насорил. Работа по карточкам Зад 1 Найти в каждой строке однокоренные слова, выделить корень Белка, белый, белить Вода ,водяной, водить Лист, лиса, лисёнок -Что общего во всех словах?(корень) -Как называются слова у которых одинаковый корень ?(однокоренные слова) -Достаточно ли знать общую часть слова? Почему? (нет) -Что нужно знать ещё?( лексическое значение) Из этого у нас получилось правило Работа по учебнику. С.61,правило стр 74 Карточка Зад-2 Игра «Как зовут мастера» Кто сделал, поменяйтесь карточками, проверти и оцените -Без какой значимой части не может быть слова? Как определяем корень слова? Какие значимые части слова участвуют при образовании однокоренных слов? Физкультминутка. | Самостоятельно выполняют объяснить лексич. знач слов. -что общего во всех словах, -как называются слова, у которых одинаковый корень,? Выдвигают предположения Находят нужную страницу в учебнике. - -обсудить с учителем, Работа в парах. Оценивание друг друга выполнить различные упражнения. Уч-ся отвечают на вопросы, делают выводы по теме Обучающиеся выполняют физические упражнения | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать. Личностные: проявлять уверенность. Познавательное УУД: - сопоставляют свои ответы с формулировкой учебника |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | | Игра « Да - нет» - Слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными?___________________ -Корень - общая часть родственных слов?_______________________________ -Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?______________________________ | Находят однокоренные слова, доказывают правильность суждений, делают вывод. | Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) | Применять полученные знания самостоятельно. | - Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень. 1. Сад, садовник, садовые. 2. Смелый, отважный, храбрый. 3. Больница, боль, большой. 4. Горе, горевать, горный. 5. Чистота, чистый, чистить. 6. Горюет, плачет, печалится. 7. Мороз, замороженный, морозит. | Индивидуальная работа . | Регулятивные УУД: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение | Приводить примеры, разделить слова на группы | Спишите .Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните однокоренные слова. Выделите корень. Проплясали по сн-гам Снежные метели. Сн-гири сн-говикам Песню просвистели. | Находят однокоренные слова, формы слова, добавляют свои примеры | Регулятивные УУД: -принятие и сохранение учебной задачи Познавательные УУД: -доказательство, -структурирование знаний |
9. Итог урока. Рефлексия Домашнее задание | Подводить итог урока. Рефлексия. | Какая была наша цель ? Научиться распознавать, группировать… ( корень ,однокоренные слова) Подбирать ….(примеры однокоренных слов) Определять…(лексическое значение) - Что такое корень? - Роль корня в слове. - Как выделить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? Достигли этой цели? - Кубик Блума На прощание МЕДВЕДЮ - Оцени свою работу на уроке. Оцените свою работу на уроке на «лестнице успеха» ( если самостоятельная работа выполнили без ошибок, не были вопросы- поставьте себя на верхнюю ступеньку; если самостоятельную работу выполнили без ошибок, но еще остались вопросы- средняя ступенька; ошибки были, и вопросы остались- нижняя ступеньки -Было очень интересно работать с вами на уроке. Были активными, внимательными, самостоятельными. Молодцы! С.62, упр.109 | Оценивают свою деятельность Записывают задание на дом, задают вопросы | Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог. |